Введение к работе
Актуальность исследования смысловой плотности
художественного текста состоит прежде всего в самой специфике категорий, определяющих его смысл, их многоаспектности и речевой обусловленности, что привлекает к ним внимание ученых разных направлений лингвистики. Интерес к проблемам, связанным с изучением смысла, особенно возрос в последние десятилетия, когда возникла и получила развитие теория текста. Ведь именно текст как наиболее сложное структурное образование позволяет выявить закономерности функционирования языковых единиц, смысловые и выразительные возможности языка, взаимообусловленность лингвистических и логических структур.
О соотношении смысловой и языковой стихии текста писали А.А. Потебня, Ю.М.Тынянов, Б.А.Ларин, В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман и многие другие ученые. Структурное соответствие смыслового содержания и языкового выражения рассматривалось в числе общих вопросов языка как системы и проблем языкового знака (Г.Фреге, В.Гумбольдт, А.Ф.Лосев, Г.Г.Шпет, и др.), а также в исследованиях семантики коммуникативных единиц (А.В.Бондарко, Е.С.Кубрякова, Г.В.Колшанский и др.). Смысл приравнивается к информации, которую реализует текст, и считается одним из важнейших факторов формирования текстовых категорий: целостности, связности, когерентности и т.д.(/И.Р.Галъперин, З.Я.Тураева и др.).
В лингвистической поэтике сложился особый аспект рассмотрения смысла. Интерес ученых направлен на художественную информацию, её формирование, языковую особенность и многоплановость. При этом внимание большинства ученых привлекает концентрация художественного смысла не в целом тексте, а в отдельных элементах текста. Установлена специфическая информативность актуализированных лексических, фонетических единиц, синтаксических структур ит.п. (Борисова М.Б., Ковтунова И.И., Кухаренко В.А., Чернухина И.Я., Штайн К.Э. и др.). Совершенно очевидно, что смысловая многоплановость художественных элементов не может не порождать особой усложненности всего текста. Однако, в современной науке мы имеем дело только с отдельными разрозненными высказываниями по этому вопросу. Ученые ведут речь о смысловой избыточности в художественном тексте, множественности художественных кодов, многогранности смысла и т.п., но целостного и комплексного всестороннего изучения это явление пока не получило.
Фактором усложненности художественного текста является повышенная концентрация информативных единиц, их неоднородность и неравномерность распределения в тексте. На соотношение смыслового множества и ограниченного текстового объема указывает понятие смысловой плотности, позволяющее сравнить особенности функционирования художественных элементов с закономерностями смысловой организации всего текста. Представляется необходимым исследование системного и обусловленного характера феномена смысловой плотности текста, что и является целью нашей работы.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда - взаимосвязанных задач:
-
выделить и охарактеризовать языковые единицы, репрезентирующие художественную информацию;
-
определить условия формирования их повышенной информативности;
-
выявить случаи актуализации иных текстовых элементов и категорий, установить степень их неоднородности и усложненности;
-
на основе анализа разноуровневых информативных единиц реконструировать смысловую структуру целого текста;
-
рассмотреть языковые механизмы возникновения повышенной смысловой плотности в сегментных отрезках текста;
-
указать на особенности смысловой плотности прозаических текстов В.В. Набокова.
Методы исследования. В интерпретационном анализе текста нами применялись различные методы и исследовательские приемы. При выделении и характеристике смысловых уровней и видов информации использовались описательный метод, лексико-семантические приемы изучения актуализированных языковых единиц, методы анализа и сравнения. Определяя характер самой структуры смысла, мы строили работу на компонентном и подровненном анализе с последующим синтезом полученных данных. Сравнительный метод позволил построить типологию смыслов и определить роль разных смысловых типов в общей структуре.
Материал исследования. Изучение категории смысловой плотности проводилось на материале прозаических произведений В.В.Набокова: романов "Машенька", "Король, дама,валет", "Защита Лужина", "Отчаяние", "Подвиг", "Приглашение на казнь", рассказов из циклов "Возвращение Чорба", "Соглядатай", "Весна в Фиальте".
Научная новизна и практическая значимость работы состоит в том, что она продолжает изучение эстетических категорий,
параметров художественности, связанных с языком. Это позволит обогатить известные методы лингвистического исследования литературного произведения новым аспектом, изучением свойства информативности и формирования смысловой насыщенности. Наблюдения над языковой обусловленностью этого явления дополняют наши представления о смысловом потенциале языковых единиц, отношений и уровней языковой системы.
Предложенная классификация типов информации может расцениваться как типология. смыслов с точки зрения языковой мотивированности, связи содержания и выражения. Эти выводы могут быть использованы при изучении семантики текста и предложения. Анализ информации неязыкового характера и её роли в смысловой структуре текста позволяет представить взаимосвязь языковой семантики и совокупного текстового смысла. --.-..-
Наши наблюдения могут служить дополнительным материалом в поэтике, стилистике, коммуникативной лингвистике и теории текста. Выводы о смысловых закономерностях организации текста можно применить также в создании теории школьного сочинения и курсов, целью которых является обучение письменному тексту.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на межвузовских конференциях в Санкт-Петербурге (1991), Воронеже (1992), Саратове (1990,1991,1992,1994).
На защиту выносятся следующие положения:
1) Смысловая плотность выражается в неоднородности
текстовой информации, разной концентрации актуализированных
элементов в тексте, их смысловой усложненности, обусловленной
тесным взаимодействием единиц разных планов: содержания и
семантики текста.
-
Информативные элементы функционируют в системе, образуя сложные символические сцепления, реализующие имплицитную художественную информацию. Реконструкция этих элементов невозможна без привлечения контекста всего произведения и даже творчества в целом.
-
В пределах предложения, сверхфразового единства и сложного синтаксического целого степень смысловой плотности определяет выбор синтаксической конструкции и способ актуализации текстового элемента или категории.
4) В проанализированных текстах повышенная смысловая
плотность концептуально мотивирована, обусловлена
художественными задачами и замыслом автора.
5)В прозе В.В. Набокова высокая степень смысловой плотности возникает за счет функционирования единиц широкого информационного спектра: введения исторического и автобиографического контекста, .особой системности всего творчества /существования мета-текста/, богатой символики, включающей обозначения предметов, персонажей, ситуаций и т.п..