Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Словотворчество Евгения Евтушенко Санникова Наталия Юрьевна

Словотворчество Евгения Евтушенко
<
Словотворчество Евгения Евтушенко Словотворчество Евгения Евтушенко Словотворчество Евгения Евтушенко Словотворчество Евгения Евтушенко Словотворчество Евгения Евтушенко Словотворчество Евгения Евтушенко Словотворчество Евгения Евтушенко Словотворчество Евгения Евтушенко Словотворчество Евгения Евтушенко
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Санникова Наталия Юрьевна. Словотворчество Евгения Евтушенко : На материале имен существительных : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. - Москва, 2005. - 227 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. КАРТИНА МИРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ СЛОВОТВОРЧЕСТВА

1. К вопросу о соотношении понятий «неологизм», «окказионализм», «потенциализм» 14

2. Словотворчество как деятельность 27

3. Словотворчество и художественная картина мира 32

4. Словотворчество и аксиология 39

Выводы 44

ГЛАВА 2. СЕМАНТИКО-ДЕРИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКИХ НЕОЛОГИЗМОВ ЕВГ. ЕВТУШЕНКО

1. Языковое новаторство Евг. Евтушенко 46

2. Семантические группы поэтических неологизмов-существительных..51

2.1. Имена отвлечённого признака 51

2.2. Имена отвлечённого процессуального признака 77

2.3. Имена лиц 89

2.4. Имена предметов 99

2.5. Собственные имена существительные 102

2.6. Существительные со значением собирательности 107

2.7. Существительные с субъективно-оценочными значениями 109

2.8. Существительные со значением единичности 116

2.9. Существительные со значением невзрослости 118

2.10. Существительные со значением женскости 121

2.11. Составные имена существительные 124

2.12. Субстантивированные прилагательные и причастия 129

Выводы 132

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ НЕОЛОГИЗМОВ ЕВГ. ЕВТУШЕНКО

1. Актуализация деривационной структуры словотворческих фактов в идиолекте Евг. Евтушенко 134

2. Стилистические функции новообразований 141

3. Аксиологические возможности словотворчества Евг. Евтушенко 150

Выводы 158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 164

СБОРНИКИ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЕВГ. ЕВТУШЕНКО, ПОСЛУЖИВШИЕ МАТЕРИАЛОМ ИССЛЕДОВАНИЯ 189

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Словник поэтических неологизмов-существительных и смежных с ними отсубстантивных образований (с указанием моделей словотворчества) 191

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сводная классификация способов образования существительных 227

СПИСОК ПРИНЯТЫХ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИИ 227

Введение к работе

Проблема поэтического словотворчества привлекает внимание исследователей сравнительно с недавнего времени, хотя она и является частью общей проблемы поэтического языка как функциональной подсистемы — проблемы, разрабатываемой лингвистами уже в течение нескольких десятилетий. К исследованию словотворчества поэтов в разное время обращались многие лингвисты: О.И. Александрова, М.А. Бакина, В.Н. Виноградова, Г.О. Винокур, Р. Вро-он, В.П. Григорьев, А.Д. Григорьева, И.А. Гулова, И.А. Загрузная, Р.Ю. Нами-токова, Н.А. Николина, А.Г. Оганесян, Н.Н. Перцова, М.А. Петриченко, В.В. Тимофеева, Э.И. Ханпира, В.Н. Хохлачёва, Н.М. Шанский, И.Е. Шахова и др.

Исследователи проблемы поэтического словотворчества обращают свой взгляд на различные её аспекты: языковой статус индивидуальных новообразований, способы словотворчества, продуктивность и функции авторских новообразований в художественных текстах разных родов и жанров литературы, в том числе и в поэтических произведениях, и в идиолектах отдельных художников слова, место словотворческих фактов среди других типов новых слов общего языка, взаимоотношения между узуальными и неузуальными новообразованиями, возможности пополнения новообразованными словами лексической системы языка и др.

Однако при всём многообразии подходов к словотворчеству отчётливо ощущается необходимость комплексного изучения этого явления в системе идиолекта на фоне общих закономерностей развития поэтического языка современности. В связи с этим актуальность данного исследования определяется, прежде всего, необходимостью изучения некоторых остающихся дискуссионными вопросов теории поэтического словотворчества, таких, например, как определение сущности нового слова, разграничение общеязыковых и индивидуальных новообразований, определение специфики окказиональных и потенциальных фактов, выяснение особенностей функционирования новообразований в целостных стихотворных произведениях, места новообразований в сие-

теме поэтического идиолекта. Кроме того, исследование словотворческих фактов современной поэтической речи представляется важным для изучения языка современной русской поэзии, а также для выяснения вопроса о том, каким образом через систему индивидуальных новообразований проявляется мироощущение поэта. Языковое новаторство свидетельствует о потенциях словообразовательной системы, вследствие чего исследование поэтических новообразований служит задаче создания наиболее полной картины современного словообразования. Таким образом, исследование представляет значительный интерес с точки зрения словообразования, стилистики, истории языка художественной литературы.

С другой стороны, актуальность исследования определяется назревшей необходимостью комплексного описания словотворчества одного из ярких представителей современной русской поэзии - Евг. Евтушенко, поэтическая речь которого, несмотря на обилие посвященных творчеству этого художника слова работ, собственно лингвистическим анализом почти не была затронута. Отдельные известные нам работы посвящены различным сторонам исследования новообразованных фактов, в то время как словотворческая деятельность этого художника слова заслуживает комплексного изучения. Обращение к словотворчеству Евг. Евтушенко, идиолект которого, по признанию многих литературоведов и лингвистов, является «весьма представительным в общей картине русской ... поэзии» , весьма актуально, поскольку сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что творчество поэта по созданию новых выразительных средств должно получать обоснованные оценки и коррективы его собственных поисков. Более того, сам Евг. Евтушенко писал: «...то, что вне языка, должно быть вне бумаги, но если уж попадает на бумагу, не должно быть вне критики» .

1 Петриченко A.M. Деривационная структура и стилистические функции речевых новообразований в совре
менной советской поэзии (на материале поэзии А. Вознесенского и Е. Евтушенко). Автореф. дис. ... канд. фи-
лол. наук. Алма-Ата, 1981; Шахова И.Е. Семантико-деривационная структура индивидуально-авторских имён
существительных (на материале поэзии и прозы Евг. Евтушенко). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Орёл,
1991.

2 Григорьев В.П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. С. 241.

3 Евтушенко Е.А. Когда Пегас спотыкается//Литературная газета. 20 октября 1971 г. С.4.

В качестве объекта исследования были избраны новообразования-существительные, созданные в процессе словотворчества Евг. Евтушенко.

Для выявления характерных особенностей созданных поэтом словотворческих фактов описывается механизм порождения, способы создания и функционирования новообразований-существительных, что стало предметом исследования.

Материалом для диссертационной работы послужили неузуальные существительные, зафиксированные в поэтических произведениях 1952-2005 годов.

Авторская картотека диссертационного исследования содержит 1573 производные единицы, извлечённые из стихотворных текстов методом сплошной выборки. Собранный фактический материал был выверен по 25 словарям русского языка, включая словари неологической лексики. Как показал первичный анализ неологизмов, в словотворчестве Евг. Евтушенко преобладают имена существительные. Этот факт может быть объяснён той ролью, которую играет в формировании образной системы поэтического языка предметная изобразительность. Ведущее положение существительного как результата словотворческого процесса, вероятно, может быть связано со способностью данной части речи вызывать широкий круг ассоциаций в сознании читателя.

В тексте диссертации комментируется 1030 поэтических неологизмов, имеющих частеречную принадлежность имени существительного, в достаточной степени адекватно характеризующих словотворчество поэта и доказывающих своим существованием мысль о том, что Евг. Евтушенко - «типический поэт «словообразовательного начала» . Собранный фактический материал анализируется по сводной классификации, включающей узуальные и неузуальные способы словопроизводства.

Научная новизна данного исследования определяется: 1) комплексным подходом к изучению словотворческих опытов, предполагающим рассмотрение структурно-семантических особенностей новообразований, функций в порождающем их контексте, способов актуализации деривационной структуры слово-

4 Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992. С. 185.

творческих фактов; 2) введением в научный обиход статистических данных о характере «словотворческих пристрастий» Евг. Евтушенко; 3) аксиологическим подходом к словотворчеству этого художника слова. Творчество Евг. Евтушенко традиционно считается хорошо исследованным. К настоящему времени известно множество специальных работ, в которых рассматриваются особенности идиолекта этого поэта, однако лингвистические работы в количественном отношении значительно уступают литературоведческим. Новые слова, появившиеся в поэтических произведениях разных лет, сравнительно часто использовались лингвистами в качестве примеров, иллюстрирующих словообразовательные и стилистические процессы в языке5. Наибольший интерес вызывает кандидатская диссертация И.Е. Шаховой , исследующей в словообразовательном аспекте более 700 новообразований-существительных, извлечённых из поэтических и прозаических произведений Евг. Евтушенко, и М.А. Петриченко7, которая проводит в своей работе сопоставительный анализ различных по часте-речной принадлежности новообразований А. Вознесенского и Евг. Евтушенко.

Цель исследования — выявление особенностей словотворчества Евг. Евтушенко, своеобразия функционирования новообразований в художественном тексте, рассмотрение конкретных способов и моделей индивидуального словопроизводства поэта с точки зрения аксиологии — предполагает решение конкретных задач:

  1. составить словник неологизмов-существительных Евг. Евтушенко с указанием моделей словотворчества;

  2. проанализировать в ходе морфемного, словообразовательного, функционально-стилистического и контекстуального анализов поэтические неологизмы-существительные, созданные Евг. Евтушенко, и описать структурно-семантические особенности выявленных словотворческих фактов;

5 М.А. Бакина, О.И. Александрова, И.С. Улуханов и др. Шахова И.Е. Указ. раб. Петриченко A.M. Указ. раб.

  1. определить место словотворчества в системе идиолекта Евг. Евтушенко и основные причины обращения поэта к индивидуальному словопроизводству;

  2. проследить взаимосвязь между словотворческими опытами и художественной картиной мира поэта;

  3. выявить степень влияния словотворческой традиции современной поэтической речи на новообразования Евг. Евтушенко;

  4. выявить особенности функционирования поэтических неологизмов в стихотворных текстах Евг. Евтушенко;

  5. дать оценку выявленным инновациям с точки зрения стилистической и аксиологической нагрузки, жизненности и возможности обогащения поэтического языка.

Методологической основой анализа словотворческих фактов поэтического языка Евг. Евтушенко является принцип диалектического единства формы и содержания.

Принципы и методы исследования обусловлены его целями и задачами. Поэтические неологизмы рассматриваются в нескольких аспектах, важнейшими из которых являются структурно-семантический, лингвопоэтический и аксиологический.

Структурно-семантический аспект исследования предполагает описание способов индивидуального словообразования, выявление продуктивности различных типов новообразованных слов и определение их языкового статуса. Логика описания структурно-семантических особенностей поэтических новообразований в данной работе основана на следующих посылках. Любое новое слово (и словотворческий факт в том числе) с самого момента своего появления уже обладает общекатегориальным грамматическим значением и принадлежит к той или иной части речи. Именно поэтому любое описание языка (в том числе поэтического) удобнее всего, по нашему мнению, строить, исходя из классификации по частям речи. Характер словотворчества Евг. Евтушенко исследуется на основе сопоставления созданных им новообразований с узуальными языко-

выми средствами, поскольку, находясь на периферии словообразовательной системы, ядро которой составляют слова литературного языка, индивидуально-авторские образования этого художника слова, созданные, как правило, в соответствии с законами данного языка, являются «проявителями» тенденций её развития, показателем креативных возможностей языка. Поэтические неологизмы, как конечный продукт процесса словотворчества, рассматриваются в работе в рамках таких комплексных единиц синхронного словообразования, как словообразовательная категория и словообразовательный тип.

Лингвопоэтический аспект исследования предполагает рассмотрение словотворческих фактов с точки зрения их функциональной значимости в структуре поэтического текста.

Необходимость рассмотрения новообразований в аксиологическом аспек-те обусловлена прежде всего тем, что, как всякий реальный факт языка, созданные поэтом новые выразительные средства должны получать обоснованные лингвистические и лингвоэстетические оценки, а возможно, и коррективы. Как известно, словотворчество раскрывает широкие перспективы для выражения субъективного отношения художника слова к миру, к изображаемым поэтом предметам, явлениям и событиям. Иначе говоря, именно словотворчество аккумулирует в себе способность ценностно отображать действительность. Оценка конкретных новообразований с позиций аксиологии позволяет сделать определённые выводы о творческой манере поэта, его поисках в области создания новых выразительных средств, о месте и роли художника слова в развитии поэтического языка и современной словообразовательной системы. Аксиологический аспект работы позволяет, таким образом, провести исследование новообразований с точки зрения целей их создания, степени достижения этих целей, обоснованности появления словотворческих фактов в тексте произведений. Всё это способствует решению вопросов о жизненности новообразованных выразительных средств и возможности обогащения ими языковой системы.

Задачи исследования обусловили использование описательного метода, заключающего в себе приёмы лингвистического наблюдения с элементами ана-

лиза теоретических работ по данной проблеме, статистического и сопоставительного методов. Новообразования рассматривались в ходе семантико-деривационного и функционально-стилистического анализов. В работе использовались также приёмы контекстуального анализа, реконструкции конкретного словообразовательного акта, количественной оценки фактов. На защиту выносятся следующие положения:

  1. В неолексиконе Евг. Евтушенко наиболее представительны поэтические неологизмы, имеющие частеречную принадлежность имени существительного, что подтверждает общие тенденции развития языка и свидетельствует об антропоцентрическом характере словотворчества поэта.

  2. Поэтические неологизмы Евг. Евтушенко произведены в рамках различных словообразовательных категорий с преобладанием имён отвлечённого признака, отвлечённого процессуального признака, имён лиц и деминутивов.

  3. Большинство новообразованных существительных создано по продуктивным в поэтическом языке моделям узуальными способами, среди которых доминирует суффиксация, и является потенциальными словами.

  4. Позиционирование в идиолекте Евг. Евтушенко продуктивных способов и моделей словопроизводства как деривационных пристрастий и низкая частотность поэтических неологизмов, образованных собственно неузуальными способами, указывает на традиционность характера словотворчества поэта.

  5. Созданные в процессе словотворческой деятельности поэтические неологизмы вступают в образные синтагматические связи с контекстуальным окружением и выполняют акцентную, стилистическую, номинативную и эмо-тивно-аксиологическую функции.

  6. Словотворчество Евг. Евтушенко носит ярко выраженный оценочный характер, поскольку большая часть произведённых словесных новшеств отражает систему ценностей поэта, служит вторичной номинации и представляет собой квалифицирующую характеристику осваиваемых поэтом явлений объективной действительности.

7. Среди квалифицирующих поэтических неологизмов преобладают дериваты, представляющие собой оценки-аффективы, которые отражают чувственный этап восприятия предметов и явлений внешнего мира и свидетельствуют о повышенном внимании поэта к созданию существительных, способных передавать чувства, эмоции и оценки.

Теоретическая значимость диссертации состоит в конкретизации понятия «словотворчество», в выявлении особенностей словотворческой деятельности Евг. Евтушенко, а также в определении функций индивидуально-авторских новообразований в рамках поэтического творчества одного автора.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы для создания словаря языка современной русской поэзии и словаря индивидуального языка Евг. Евтушенко, для дальнейших исследований идиолекта поэта, а также при чтении вузовских курсов по современному русскому языку («Лексикология», «Словообразование», «Стилистика», «Лингвистический анализ текста»), в спецкурсах и спецсеминарах по изучению языка художественной литературы, поэтике и анализу текста. Некоторые положения могут быть полезны при работе в гуманитарных классах общеобразовательных школ и инновационных учебных заведений для углубления научных основ школьного курса русского языка и при проведении факультативов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и приложения, включающего сводную таблицу способов словотворчества Евг. Евтушенко, список цитируемой и упоминаемой литературы, список словарей и словарных материалов, список источников и принятых сокращений, словник поэтических неологизмов-существительных с указанием моделей словотворчества.

Во введении обосновываются выбор темы, её актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость; определяется предмет, объект, цели и задачи исследования; выдвигается гипотеза об аксиологическом характере словообразовательных типов созданных Евг. Евтушенко поэтических неологизмов; описывается структура работы.

В главе 1 рассматриваются некоторые дискуссионные вопросы теории поэтического словотворчества, такие, например, как определение сущности нового слова, разграничение общеязыковых и индивидуальных неологизмов, приводится классификация индивидуально-авторских новообразований, определяется специфика окказиональных и потенциальных фактов.

К вопросу о соотношении понятий «неологизм», «окказионализм», «потенциализм»

Лексическая система наименее жёсткая из всех подсистем русского языка. Лексика прямо или опосредованно отражает действительность, реагирует на изменения в материальной, общественной и культурной жизни народа, постоянно пополняется новыми словами и выражениями для обозначения появившихся предметов, процессов, понятий.

Новообразования с незапамятных времён обращали на себя внимание своей необычностью. Уже в Древней Греции поднималась проблема новых слов. В диалоге основателя Афинской школы Платона «Кратил, или о правильности имён» отражены все известные в античные времена взгляды на природу языка и языковое творчество. На обсуждение выносится два вопроса: 1) о связи имени и именующего и 2) о связи имени и вещи.

В плане решения вопроса о новых словах интересны выводы из диалога, к которым Платон подводит своих читателей от имени Сократа, выступающего в роли третейского судьи в споре между Кратилом (сторонником «отприродно-сти» имён) и Гермогеном (сторонником идеи «установления»): 1) изображаемому совсем нет надобности воспроизводить все стороны того, что оно отображает; 2) новые слова являются вторичными по отношению к известным;

3) слова могут быть созданы не всяким человеком, а лишь неким «творцом имён», который значительно реже других мастеров встречается среди людей8.

Взгляды античных философов на природу языка и языковое творчество послужили отправной точкой для многочисленных исследований, связанных с проблемой новых слов. Однако собственно лингвистическому исследованию новые слова стали подвергаться значительно позже, с возникновением интереса к функциональной стороне языка и разграничением понятий «язык» и «речь». Фердинанд де Соссюр в «Курсе общей лингвистики» говорит о разграничении «языка» и «речи» в связи с проблемой создания новых слов: «...новообразование, которое является завершением аналогии, первоначально принадлежит исключительно сфере речи; оно - случайное творчество отдельного лица. Именно в этой сфере и вне языка следует искать зарождение данного явления... В языке удерживается лишь незначительная часть новообразований, возникающих в речи; но те, какие остаются, всё же достаточно многочисленны, чтобы с течением времени в своей совокупности придать словарю и грамматике совершенно иной облик» .

В русистике данная проблема обозначилась вместе с публикацией работ Г.О. Винокура «Маяковский - новатор языка»10 и В.В. Виноградова «Русский язык (Грамматическое учение о слове)» . С этого времени в отечественной лингвистической литературе отмечается повышенный интерес к речевым фактам и явлениям. И это вполне понятно, так как все новые слова, грамматические формы, синтаксические конструкции, семантические сдвиги в слове появляются сначала в речи отдельных людей, а потом уже «в зависимости от того, насколько их создание соответствует нуждам и потребностям языкового кол-лектива, могут быть приняты или отвергнуты языком» . Язык «не просто порождает речь, но и питается ею, он живёт и развивается, являясь важнейшим средством человеческого общения, только потому, что находится в состоянии почти непрерывного обновления, которое осуществляется путём целого ряда «инноваций», впервые возникающих, конечно, в речи»13.

Несмотря на обилие работ, посвященных различным аспектам неологиза-ции, вопросы о сущности нового слова, критериях его выделения до сих пор остаются дискуссионными.

Показательно в этом отношении высказывание А.Г. Лыкова, который более двух десятилетий назад в своей работе «Современная русская лексикология (Русское окказиональное слово)» отмечал, что на вопрос о сущности нового слова «в нашей специальной литературе пока однозначного ответа нет (курсив наш - Н.С.) как в отношении принципиальной сущности и релевантных признаков вообще всякого нового слова, так и в отношении указания конкретных хронологических рамок, в пределах которых первое появление и бытие слова было бы ясным признаком его новизны в современном русском литературном языке»14. Но и по прошествии довольно значительного временного периода положение дел не изменилось. До сих пор в отечественной лингвистике нет вполне чёткой и общепринятой дефиниции неологизма и не решён вопрос о дифференциации новых слов.

Единодушие исследователей по поводу проблемы новых слов заканчивается на признании следующих разновидностей новообразований: 1) слова, которые быстро входят в языковую систему в силу их общественной значимости и становятся общим достоянием людей, и 2) слова, рождённые в каком-либо контексте или акте речи и остающиеся принадлежностью автора, — а также в том, что первая группа слов - это факты языка, вторая - речевые факты. При этом основополагающим принципом разграничения двух видов новообразований становится их изначальная принадлежность к сфере языка или речи.

Языковое новаторство Евг. Евтушенко

Словотворчество - «явление типичное для поэтической речи современности, но не для речевой манеры всех поэтов» . Одними поэтами новые слова создаются редко, и словотворчество в их идиолектах можно считать, скорее, минус-приёмом. Другие же часто прибегают к словотворчеству как способу выражения собственного видения мира, максимально используя при этом креативные возможности языка. Среди современных художников слова, тяготеющих к эксперименту в области словопроизводства, исследователи называют Евг. Евтушенко, одной из основных примет идиостиля которого небезосновательно считается словотворчество.

Отвечая на вопрос об исканиях в области художественной формы, который нередко возникает на встречах с читателями, где неоднократно присутствовал и автор данной работы, сам поэт настойчиво подчёркивает, что он уделяет этому недостаточное внимание. Думается, в этом Евг. Евтушенко несколько лукавит, поскольку уже в самом начале своего творческого пути, в 1959 году, в стихотворении «Свежести! Свежести!», признаваемом многими литературоведами в качестве поэтического кредо этого художника слова, поэт декларирует своё стремление к поиску новых средств выражения и выразительности:

Свежести!

Свежести! Хочется свежести! Свадебной снежности и незаслеженности, вежести мускулов, мозга, мазка, свежести музыки и языка!

Эти строки невольно вызывают реминисценции из В. Маяковского: «Новизна, новизна материала и приёма обязательна для каждого поэтического про-изведения» . Нужно отметить, что Евг. Евтушенко остаётся верен своему стремлению к «свежести» на протяжении всего творческого пути. За несколько десятилетий им было создано значительное количество новообразований, которые являются средством характеристики персонажей (настыринка, умильни-чать), описания природы (запудриваться, аксамитово-жемчужныи) и т.д. Новые слова, обязанные своим рождением Евг. Евтушенко, служат для усиления образности произведений, подкрепляя собой их выводы, выделяя логически важные темы, идеи, придавая стихотворным текстам различную тональность: от лирической (чепушинка, смуглёныш) до сатирической (замшелец, вшиво-модерновый, анакондочка).

Как-то Евг. Евтушенко, отвечая на вопросы анкеты, предложенной редакцией журнала «Вопросы литературы», сказал, что формальные искания ни в коем случае не должны вырастать до фетиша. С подобным утверждением спорить трудно. Действительно, поэтические неологизмы, как отмечалось ранее, должны нести на себе большую смысловую нагрузку, поскольку они являются одним из средств выражения индивидуального видения мира. Однако, к сожалению, сам Евг. Евтушенко, в погоне за «свежестью» изобразительно-выразительных средств создаёт порой неологизмы, затрудняющие восприятие текста, поскольку их рождение обязано, видимо, чисто версификационным соображениям. Тем не менее, большинство новообразованных поэтом выразительных средств успешно выполняет своё основное назначение - передавать субъективное авторское восприятие действительности.

Цвет, штрих, объёмный рисунок, характер, передаваемые поэтом при помощи созданных им неологизмов, встречаются одинаково часто и в лирических, и в публицистических стихотворениях. Кроме того, поиски автором новых, «незаслеженных» выразительных средств никак, по нашим наблюдениям, не связаны с жанровой принадлежностью и тематикой поэтических произведений Евг. Евтушенко. Большинство новообразований, рождённых в ходе словотворческой деятельности этого художника слова, живёт в стихотворных произведениях поэта, взаимодействуя с контекстом, передавая авторское отношение к изображаемым предметам, событиям, явлениям, создавая настроение.

Говоря о частеречной принадлежности созданных в процессе словотворчества новых слов, следует отметить, что самая обширная область индивидуального словопроизводства Евг. Евтушенко, как показывает анализ извлечённых из поэтических сборников языкового материала, - именная, причём большая часть неологизмов приходится на имена существительные. Из 1573 поэтических неологизмов, извлечённых из стихотворных произведений Евг. Евтушенко, 1030 являются именами существительными (65,4 %), 299 — именами прилагательными (19 %), 114 - глаголами (7,2 %), 130 - наречиями (8,4 %).

Приведённая статистика свидетельствует о том, что словотворческая деятельность Евг. Евтушенко отражает общие тенденции создания новых слов. Е.А. Земская в своём труде «Словообразование как деятельность» пишет, что «производство разных частей речи отличается неравномерностью»63 и наиболее активно пополняемая часть речи - имя существительное. По подсчётам лингвиста, имена существительные составляют 55,3 % неологизмов, прилагательные - 30,8 %, глаголы - 7,3 % , наречия - 6,6 % м.

Актуализация деривационной структуры словотворческих фактов в идиолекте Евг. Евтушенко

В ходе описания словообразовательных особенностей индивидуальных существительных уже обращалось внимание на некоторые приёмы актуализации словообразовательной структуры новообразований. Однако представляется необходимым более подробно остановиться на данном вопросе, так как актуализация структурных особенностей индивидуальных новшеств, по словам Б.В. Томашевского, позволяет проследить, «по какому принципу осмысляется самый образ создания слова»1 \

В словотворчестве Евг. Евтушенко звуковой организации стиха, его инструментовке уделяется большое внимание. В поэтике этого художника слова отводится значительное место звуковым повторам, аллитерациям, создающим особый образно-семантический план. И это вполне закономерно, ведь поэзия, прежде всего, звуковая стихия.

Соположение близких по звучанию, но различных по смыслу общеязыкового слова и поэтического неологизма может привести к самым разнообразным выразительным эффектам, что связано с возникновением своеобразных фонетических ассоциаций. Повторяющиеся звуковые комплексы вступают в ассоциативную связь с семантикой слов, входящих в пары, привнося в неё различные оттенки. В подобных случаях можно говорить о явлении паронимической аттракции, под которой мы, вслед за В.П. Григорьевым, понимаем соотнесённость разнокорневых близкозвучащих слов.

В качестве аттрактантов могут выступать узуальные и индивидуальные образования, расположенные в контексте контактно или дистантно. Например, как явствует из следующего контекста: Водят за нос меня. Что за шутки! Аж гогочет гагарня. Аж хохочут щуки! — («Невеста») в результате звукового сближения стилистически сниженного общеязыкового слова гогочет [гогочет] и новообразования гагарня последнее приобретает стилистическую окраску, сниженность и экспрессию неодобрительности.

При дистантном расположении аттрактантов они обычно выносятся на конец строки, например:

И берег,

где вино и женщины, где столько разных обирал, как символ чуждой разложенщины воспринимал наш адмирал.

(«Тиран»)

Пожалуй, самым распространённым приёмом, способствующим актуализации, обнажению и проявлению формы, а соответственно, и содержания, в поэтике Евг. Евтушенко можно считать объединение поэтического индивидуального новшества с сорифменно созвучным ему узуальным словом:

О, улиц пёстрая базауность. тебе быть цельной не дано! Но кто талант и кто бездарность, струе фонтана всё равно! («Фонтанчик для питья»)

В таком случае появляется разветвлённая сеть словесно-образных связей, которые осуществляют метафорическую интеграцию сорифменных слов, пронизывающую всё стихотворение.

Словообразовательная структура нового слова может быть актуализирована и при помощи столкновения в пределах одного контекста производящего узуального и производного индивидуального слова. В таком случае общеязыковое слово, мотивирующее новообразование или послужившее образцом для него, выступает в качестве лексического актуализатора (индикатора) потенциального или окказионального слова. Например, в стихотворении «В вагоне шаркают и шамкают...» встречаются индивидуальное поэтическое новообразование и его индикатор:

И устремляясь все ненадошней К несуществующему дну, Как дети, мы из двух нерадостей Хотели радость — хоть одну.