Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Севернорусские похоронно-поминальные причитания: лингвокогнитивный аспект Ильина Юлия Николаевна

Севернорусские похоронно-поминальные причитания: лингвокогнитивный аспект
<
Севернорусские похоронно-поминальные причитания: лингвокогнитивный аспект Севернорусские похоронно-поминальные причитания: лингвокогнитивный аспект Севернорусские похоронно-поминальные причитания: лингвокогнитивный аспект Севернорусские похоронно-поминальные причитания: лингвокогнитивный аспект Севернорусские похоронно-поминальные причитания: лингвокогнитивный аспект
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильина Юлия Николаевна. Севернорусские похоронно-поминальные причитания: лингвокогнитивный аспект : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Ильина Юлия Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2008.- 255 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-10/804

Введение к работе

Последовательное проведение антропологической программы изучения языка выдвигает на первый план его исследование в аспекте соотношения с рядом феноменов, определяющих его бытие: мышлением, сознанием и психикой человека, этносом, социумом, культурой, ментальностью. К настоящему времени в рамках антропологической лингвистики сформировались и успешно развиваются отдельные научные дисциплины, сосредоточившиеся на рассмотрении тех или иных коррелятивных связей языка. К их числу относится этнолингвистика (язык : этнос), нацеленная на семантическую реконструкцию в области традиционной духовной культуры этноса.

Общей конечной целью разных дисциплин антропологической лингвистики является рассмотрение языка как системы, которая, во-первых, репрезентирует заключенные в сознании человека ментальные структуры, определяющие его мировосприятие и деятельность, и, во-вторых, является ключом к такого рода структурам. Для обозначения таким образом нацеленных лингвистических исследований используется термин “когнитивный анализ”. В соответствии с этим этнолингвистика определяется как лингвистика когнитивно-антропологическая.

Когнитивная лингвистика в мировом языкознании активно развивается в последней трети XX века (Р. Лангакер, Дж. Лакофф, Л. Талми, Ч. Филлмор и др.) и получает все более широкое распространение в России (Г.И. Берестенев, В.З. Демьянков, А.Е. Кибрик, Е.С. Кубрякова и др.). Когнитивная лингвистика, в рамках которой в том числе описываются особенности концептуализации действительности, свойственные тому или иному языку, а также отдельным его разновидностям, стилям, жанрам, идиолектам, восходит к сформулированной еще в начале XIX века мысли В.Гумбольдта о том, что мышление человека и его представления о мире определяются его родным языком.

Отечественная этнолингвистика также продолжает традиции В.Гумбольдта и является “прародительницей” когнитивного направления в языкознании. С этой областью научного поиска в той или иной степени связана деятельность таких исследователей, как Е.Л. Березович, Л.Н. Виноградова, А.С. Герд, А.В. Гура, А.Ф. Журавлев, Вяч. Вс. Иванов, В.В. Колесов, С.Е. Никитина, З.К. Тарланов, С.М. Толстая, Н.И. Толстой, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский, А.Т. Хроленко, Т.В. Цивьян, О.А. Черепанова и др.

Составной частью этнолингвистики является лингвофольклористика, сложившаяся в отечественной филологии во 2 пол. ХХ века на базе основополагающих работ А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, П.Г. Богатырева, А.П. Евгеньевой, И.А. Оссовецкого. К настоящему времени сложилось несколько центров лингвофольклористических исследований: воронежский (возглавляемый Е.Б. Артеменко), московский (С.Е. Никитина, Е.Ю. Кукушкина), курский (А.Т. Хроленко, М.А. Бобунова, О.А. Петренко), петрозаводский (во главе с З.К. Тарлановым).

Фольклор в своих конкретных выражениях существует только как региональный, в системе местных традиций. Повышенное внимание исследователей привлекают прежде всего так называемые архаические зоны – локальные традиции, являющиеся хранителями уникальных или малораспространенных в других местах фактов фольклорной культуры. К славянским архаическим зонам наряду с Полесьем, западной частью Болгарии, центральной и северо-восточной Сербией, Кашубией относят также и Русский Север.

В работах, посвященных этнической истории и народной культуре этого края, понятие “Русский Север” имеет разное территориальное наполнение. В одних исследованиях севернорусская зона представлена максимально объемно: под Русским Севером в них понимают территорию, по своей географической конфигурации сходную с зоной севернорусских диалектов. Другое определение Русского Севера, основанное не столько на лингвистическом критерии, сколько на отличительных признаках традиционной культуры этой территории, которая выражается именно в составе функционирующих здесь фольклорных форм, южную границу данной территории корректирует: Русский Север находится выше 60-й параллели, его границы на юге охватывают только Вологодскую область. Последний подход к ландшафтному обозначению территории Русского Севера принимается в настоящей работе.

Русский Север является зоной широкого распространения и наиболее активного (на фоне традиций других регионов) бытования причитаний (причетов, плачей) – вербальных текстов, которые являются неотъемлемыми элементами некоторых обрядов (семейных, главным образом), связанных с переломными моментами жизни человека.

Объектом изучения в диссертационном исследовании стали тексты одной из разновидностей севернорусских причитаний – причитания похоронно-поминальные.

Именно стадиально более ранние, архаические формы фольклора, к которым относится и обрядовый семейный фольклор, считаются для изучения соотношения вербальных текстов с традиционными народными представлениями наиболее информативными. Выбор для анализа похоронно-поминальных причитаний, кроме того, обусловлен тем положением, которое занимает похоронно-поминальный комплекс в обрядности жизненного цикла. С одной стороны, при несомненной генетической близости переходных обрядов именно похоронный признается наиболее древним в историческом плане, базисным для всех остальных; с другой – данный комплекс характеризуется как обладающий наибольшей степенью сохранности в современных условиях.

В область исследовательского внимания похоронно-поминальные причитания попали начиная уже с 60-70-х годов XIX века, когда причеть включается в число активно собираемых жанров народной поэзии. Начиная с 80-х годов ХХ века появился целый ряд трудов – материалы научных конференций, сборники статей, диссертации и монографии, посвященные изучению всех компонентов погребального обряда (как важнейшего пласта традиционной культуры) в структурном, семантическом, прагматическом аспектах.

Внимание ученых чаще других привлекал к себе язык причитаний И.А. Федосовой – уникальной заонежской вопленицы (Л.А. Воронова, Ф.С. Шапиро, С.Н. Пономарева, Н.М. Горошкова, Н.Д. Гусарова, Н.Ю. Федоренко, А.С. Герд и др.). Монография Б.Б. Ефименковой представляет собой опыт публикации и структурно-типологического системного описания восточновологодской причетной традиции. С.Б. Адоньева на материале белозерской традиции рассматривает причитания наряду с фольклорными текстами других жанровых групп как стратегии, разработанные традиционным обществом для решения социальных задач. Л.Г. Невская реконструирует внутренний смысл похоронно-поминальных причитаний в балто-славянской культурной традиции на основе литовских, белорусских, украинских и русских текстов с презумпцией о ранее едином тексте. Материалом для исследования О.А. Седаковой послужили описания погребальных обрядов восточных и южных славян; из вербального кода обряда исследователь анализирует обрядовые термины и связанную с обрядом лексику и фразеологию, тексты причитаний используются только в качестве сопоставительного материала. Севернорусские похоронно-поминальные причитания находятся в центре внимания М.Д. Алексеевского: исследователь осуществляет комплексное рассмотрение вербальных и невербальных кодов похоронно-поминального обряда, концентрируя внимание на одном этнокультурном феномене – обрядовом застолье, сравнивая мотивы причитаний, связанные с едой и застольем, и сами трапезы, сопровождающие ритуал.

Вычленение из фольклорных текстов мотивов и их интерпретация – основной исследовательский путь, посредством которого могут быть выявлены и охарактеризованы отдельные фрагменты традиционной народной картины мира. Представление мотивной структуры похоронно-поминальных причитаний той или иной традиции является неотъемлемым элементом, пожалуй, любого исследования, посвященного им. Вместе с тем не менее значимым для реконструкции традиционных представлений о мире является анализ семантики и мотивации лексических единиц, которые закреплены за тем или иным мотивом фольклорного текста, реализуют его. Этот аспект в изучении языка похоронно-поминальных причитаний представляется в настоящее время недостаточно изученным.

Предметом изучения в диссертации стала лексико-прагматическая сторона похоронно-поминальных причитаний: семантика и мотивация лексем (именно слово как основной инструмент, с помощью которого человек осваивает мир, является наиболее чувствительным показателем культуры народа), составляющих базовые для причитаний макрополя ‘смерть’ и ‘сиротство’, а также семантика и мотивация народных обозначений похоронно-поминального причитывания (они представляют взгляд на традиционную культуру изнутри – с позиций ее носителей и, следовательно, позволяют выстроить внутреннюю логику, лежащую в основе народного мировоззрения). Севернорусские причитания в таком аспекте могут рассматриваться как тексты, наиболее ярко репрезентирующие общерусскую традицию причитывания в целом.

В работе на материале севернорусской традиции предпринимается попытка рассмотреть похоронно-поминальные причитания в аспекте их семантической организации, в которой различаются два плана: 1) прагматический, отражающий прагматику данных текстов, их функцию в соответствующем обрядовом комплексе, и 2) концептуальный, отражающий способность фольклорного текста передавать архаические представления об устройстве мироздания. Таким образом, целью диссертационного исследования является изучение языковых (прежде всего лексико-семантических) средств похоронно-поминальных причитаний в когнитивном аспекте (как одной из форм фиксации, сохранения и передачи представлений человека о мире).

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

– определить содержание понятия ‘фольклорная языковая картина мира’ в кругу базовых понятий ‘модель мира’, ‘картина мира’, ‘концептуальная картина мира’, ‘языковая картина мира’;

– выявить особенности содержания и формы архаического фольклорного текста как своеобразного канала трансляции культурной информации;

– охарактеризовать особенности семантической структуры слова в фольклорном тексте, определить понятие ‘ключевое слово фольклорного текста’;

– охарактеризовав прагматико-смысловые установки похоронно-поминальных причитаний, выявить структурно-семантические элементы, выражающие их;

– рассмотреть народные термины похоронно-поминального причитывания в аспекте выражения ими разностадиальной функциональной направленности данных текстов в русской традиционной культуре;

– определить лексический состав семантических полей ‘смерть’ и ‘сиротство’, отражающих базовые для похоронно-поминальных причитаний понятия;

– охарактеризовать объем и “глубину” семантической структуры ключевых лексем похоронно-поминальных причитаний в контексте представления ими архаической концепции смерти человека.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена все возрастающим интересом к разработке проблем, связанных с различными видами текстов, а также значимостью реконструкции традиционных представлений о мире по данным фольклорных текстов. Актуальной является методика прочтения фольклорного текста, учитывающая значимость, семантическую нагрузку ключевых лексических компонентов, что позволяет вскрыть глубинную мифопоэтическую схему, лежащую в основе его организации.

Научная новизна работы состоит в применении современных методик анализа языкового материала к архаическим фольклорным текстам, что позволило выявить концепт похоронно-поминальных причитаний, обусловивший их структурно-семантическую организацию, определить роль ключевых лексем в прагматико-смысловой организации данных текстов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны для дальнейшего углубления теории концепта и разработки методики концептуального анализа фольклорного текста. Результаты исследования могут быть использованы в курсах по лексикологии, фразеологии, спецкурсах по проблемам представления языковой картины мира, лингвистического и мифопоэтического анализа фольклорного текста.

В центре внимания в работе находятся языковые явления, наиболее информативные в плане выявления комплекса глубинных народных представлений о мире: семантика и мотивация лексических единиц. В соответствии с этим была сформирована методологическая база исследования. Определяющее значение в работе имеют факты, полученные посредством этимологического анализа слов. Этимология как составляющая входит в герменевтический анализ, методами которого путем реконструкции утерянных связей, понятий, ощущений в настоящее время “можно проникнуть в глубины мифологических пластов – будь то слово, речение или протяженный текст”.

Для раскрытия культурно значимого смысла образа, лежащего в основе номинации, для собственно концептуальной интерпретации применяется интегрально-контрастивный метод, предполагающий обнаружение фольклорных, языковых и этнографических пересечений и различий. Исследование опирается также на использование методики компонентного анализа, с помощью которого лексическое значение моделируется как иерархически организованная структура семантических компонентов. Анализ причитаний как вербального кода обряда производится с помощью структурно-семиотического метода, разработанного в трудах Ю.М. Лотмана, Н.И. Толстого, А.К. Байбурина и др.

Материалом для исследования послужили записи похоронно-поминальных причитаний следующих районов Русского Севера: русские причитания Карелии, причитания Вологодской области, Лузского района Кировской области, Архангельской области (Каргопольского, Лешуконского, Мезенского, Пинежского районов), Усть-Цилемского района Республики Коми. Источниками являются как опубликованные тексты причитаний, так и архивные материалы (материалы Фольклорного архива Сыктывкарского государственного университета: похоронно-поминальные причитания, записанные в 1991-1995 гг. в Лузском районе Кировской области, в 1980-е-2000-е гг. в Усть-Цилемском районе Республики Коми). Общее количество проанализированных севернорусских похоронно-поминальных причитаний составляет более 600 текстов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены в виде докладов на научно-методическом семинаре кафедры русского и общего языкознания Сыктывкарского госуниверситета (2006 г.), Ежегодных Февральских чтениях Сыктывкарского госуниверситета (2003, 2006, 2007, 2008 гг.), Всероссийской научной конференции к 80-летию А.К. Микушева “Духовная культура финно-угорских народов России” (Сыктывкар, ноябрь 2006 г.), XXXVI и XXXVII Международной филологической конференции (Санкт-Петербург, март 2007 и 2008 гг.) и отражены в шести публикациях (общим объемом 2 п.л.), в том числе одна – в рецензируемом научном журнале.

На защиту выносятся следующие положения, представляющие собой основные итоги исследования:

  1. Фольклорные тексты представляют собой своеобразный по природе и организации канал трансляции культурной информации о традиционном народном сознании, его прагматико-смысловых установках и архаических представлениях об устройстве мироздания. Они выполняют консервирующую функцию: сохраняют архаические факты – мифологические, магические представления, во-первых, в своей структурной и ритмической организации, во-вторых, в значениях отдельных (ключевых) слов, их внутренней форме, текстовых связях, в-третьих, в народных обрядовых терминах (в частности, в глагольных лексемах, называющих процесс воспроизведения текстов).

  2. Концептуальная идея похоронно-поминальных причитаний (совпадающая с основным содержанием любого обряда) может быть представлена следующим образом: восстановление нарушенного в результате смерти миропорядка, равновесия между своим и чужим мирами посредством повторения первопоступка творения действительности, ключевым действием при котором является счет, перечисление частей света, разных временных отрезков, членов рода, частей тела и т.п. и в результате их собирание в единое целое.

  3. Лексическая организация похоронно-поминальных причитаний включает два типа единиц: лексемы “прагматико-ключевые”, глубинные значений которых, высвечиваясь в фольклорных текстах, выявляют исконное прагматико-смысловое ядро обрядовых вербальных текстов, суть соответствующего обрядового комплекса, и “понятийно-ключевые”, значимые для реконструкции архаических мифологических представлений о смерти и сиротстве.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и исследований.