Введение к работе
Актуальность настоящей работы обусловлена отсутствием реализации такого типа языкового анализа художественной речи. Единицы морфологического уровня, считающегося стилистически недостаточно релевантным, широко и системно не привлекаются для выявления специфики идиолекта писателя и его поэтики, хотя определенные закономерности и различия в употреблении морфологических классов слов в функциональных стилях уже отмечались. Прежде всего это касается количественной представленности грамматических классов слов, так как чем выше частотность слова, формы, синтаксической конструкции, тем больше их значимость в тексте. В художественной речи на каждую тысячу словоупотреблений приходится в среднем 234 существительных и 151 глагол, в деловой и научной речи это соотношение иное: соответственно 421 и 60, 336 и 90'. Хотя существительные (по приведенным данным) не преобладают в художественном стиле по сравнению с другими функционально-стилевыми разновидностями литературного языка, однако их своеобразие проявляется во взаимодействии с текстом, характером преобразований значения отдельной словоформы, неожиданной концентрацией определенных словоформ. Поэтому в художественной речи своеобразие существительных обусловлено не только количественным набором отдельных словоформ, но и особенностями индивидуально-авторского их употребления.
Результаты исследований свидетельствуют о наличии морфологического своеобразия современной поэтической речи. Так, И.А.Ионо-вой рассматривается "выразительная роль" грамматических форм -нормативных, вариантных и неологических,- в том числе и падежных форм существительных в языке поэзии. Вместе с тем стоявшая перед автором задача- описать морфологию как строительный материал поэзии - обусловила изучение возможностей и приемов эстетической актуализации фактов морфологического строя языка на примере категории рода, числа и вариантных падежных форм существительных".
'См.: Функциональные стили и формы речи. Саратов, 1993. С. 102-104. 11 Попова II.А. Морфология современной поэтической речи/Авпюреф. <)ис. ... д-ра филолмаук. Л., 1990, С. 18-20.
Безусловно, это важный аспект анализа грамматической формы в художественной речи. Однако наметившийся в последнее десятилетие психолингвистический подход к проблемам идиостиля писателя, рассматривающий в качестве центральной категории языковую личность писателя, позволяет представить единицы языка как средство поэтического мировоззрения автора.
Эстетические возможности формы слова наиболее естественно проявляются в языке писателей, сознательно выявляющих глубины смысла языковых единиц, употребление которых в художественном произведении связано с идейно-эстетической системой автора и спецификой его творческой манеры. В этом плане изучение языка Андрея Белого наиболее актуально, так как в основу его художественного поиска легла идея соответствия формы и содержания. Исследователи творчества А.Белого отмечают необычность языка писателя: "...он ищет другой язык" (Ю.М.Лотман). В предисловии к отдельному изданию романа "Маски" писатель сам объясняет эту особенность: "Моя вина в том, что я не иду покупать себе готового прибора слов, а приготовляю свой, пусть нелепый".
Активный интерес к личности и творчеству А.Белого обусловлен тем, что писатель тесно связан с современным литературным процессом, так как особенности его поэтики "узнаются" в таких стилистических приемах, как прерывистость художественного времени, способы ритмизации прозаической речи и др. По словам В.Шкловского, "вся современная русская проза носит на себе его следы"1 .В настоящее время имеется ряд значительных исследований, посвященных изучению как отдельных черт языка А.Белого, так и обобщающих работ, характеризующих стиль писателя. Так, в работах Л.А.Новикова, Н.А.Кожевниковой, В.Н.Топорова, Л.Хиндлея рассматриваются различные аспекты функционирования слова в произведениях А.Белого, словотворчество писателя, структура его текстов, звуковая организация стихов и прозы, особенности прозы писателя как единой системы - орнаментальной прозы,в которой трансформируются образы и герои.
Морфологические средства выразительности в произведениях писателя исследованы в меньшей степени. Между тем известно, что именно "изменение грамматических форм при сохранении лексики и общего содержания текста ведет к нарушению тонких, иногда еле приметных, но существенных смысловых и стилистических связей"1'.
'Шкловский В. Гамбургский счет. М., 1990. С.215.
" Чичерин В.А. Заметки о стилистической роли грамматических форм//Сммю и образ. А/.. 1964. С.90.
Морфолого-семантический аспект, направленный на выявление семантики морфологических форм и их роли как смысловых элементов художественных произведений А.Белого, не был предметом специального исследования. Между тем в работах Л.А.Новикова обращено внимание на "густоту повтора" существительных в орнаментальной прозе А.Белого1. НА.Кожевникова отмечает как постоянный признак прозы А.Белого специфическое использование писателем некоторых падежных форм существительных".
Все отмеченное обусловило выбор именно данного направления в изучении "выразительного потенциала" морфологической категории падежа в прозе А.Белого. В работе осуществляется комплексный подход к исследованию проблемы, при котором лишь в сочетании морфо-лого-семантического и морфолого-функционального аспектов возможно выявление смысловых, экспрессивных и эстетических трансформаций грамматических форм, их роли в формировании семантики художественных произведений А.Белого и места в концептуальной системе писателя. Такой аспект исследования падежных форм и их значений в текстах одного писателя позволяет провести сопоставительный анализ функционирования падежных форм в художественной системе писателя и выявить причины выбора отдельных из них.
Обоснование правомерности обращения к исследованию данной проблемы содержится в текстах художественных произведений А.Белого, основу которых образует "сопряжение далековатых понятий", ассоциативный характер связей между значением грамматической формы и изображением. Так, в романе "Москва" автор пишет об Анне Павловне, парализованной и неподвижно лежащей в кресле: "Не винительным, нет, падежом возлежала, а дательным, - можно сказать: в падеже своем в нем совершила восстание к жизни". Хотя обе падежные формы, названные в тексте, имеют объектное значение, однако винительный падеж тесно связан с управлением глагола и обозначает предмет (лицо) приложения действия, не выделяя роли субъекта в осуществлении действия. Дательный падеж указывает на объекта-адресата, на который направлено чье-то конкретное действие, исходящее от субъекта. В результате подчеркивается неподвижность объекта (ср.: "Кресло казалося - мощехранилищем, в кресле лежали нетленные мощи"), усиливается активность субъекта и актуализируется его действие по отношению к лицу, к которому обращено действие, его
'См.: Новиков Л.И. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. М., 1990. С. 134-138.
"См.: Кожешшкова Н.А. Язык Андрея Белого. М.:, 1992. С.21
конкретное проявление. В тексте раскрывается это возникающее на основе ассоциаций смысловое различие, используемое писателем: "...вознесши седины, катил - под лиловую штору; и - нет: катил всю жизнь, лишь де юре катимый предмет, она двигалась силой вещей в расширенье сознанья, его за собой увлекая".
Для А.Белого значение падежа - это факт семантики, которую использует писатель, чтобы создать семантическую многоплановость языковой единицы.
Цель работы - установить, какая система падежных форм отбирается писателем и подвергается в структуре художественного текста функциональным трансформациям,репрезентирующим концептуальную систему А.Белого.
Задачи исследования:
проанализировать состав и частоту употребления падежных форм в художественной прозе А.Белого;
выявить наиболее частотные для каждого из произведений падежные формы и их роль в организации художественного текста;
определить контекстуальные "приращения смысла" путем ана лиза текстов произведений, в которых используются падежные формы и формируются их особые значения;
сопоставить исследуемые в диссертации тексты романов А.Белого и установить своеобразие в использовании падежных форм в каждом из них;
показать обусловленность использования падежных форм су ще-ствительных в прозе А.Белого теми эстетическими задачами, ко торые писатель ставит в каждом конкретном произведении.
Материал исследования. Избранные для анализа романы "Петербург", "Москва", "Маски" объединяет общий тип повествования, характеризующийся системой изобразительных средств с повышенной образностью, отражающей особое художественное видение мира. Учитывая, что все главные герои романа "Москва" ("Московский чудак" и "Москва под ударом") в последнем романе "Маски" действуют под другими именами (что предусмотрено самой идеей романа), в работе рассматриваются как самостоятельные два романа "Москва" и "Маски". Это соответствует их разной композиционной и синтаксической организации.
А.Белый создал "особый стиль романического повествования, в котором монологическая форма рассказа перекрещивается и переплетается с полифонизмом стихов и прозы Андрея Белого, тем не менее, как показывает проведенное Н.А.Кожевниковой сопоставление, опреде-
ленные образы, приемы, явления, тяготеют внутри этого пространства к одножанровым произведениям. В этом плане наибольшие соответствия и концентрация одинаковых приемов отмечаются в романах "Петербург", "Москва" и "Маски", хотя с точки зрения поэтики они оказываются разными: "Одни и те же темы решаются в разных ключах, одни и те^ке образы и приемы используются в разных типах контекстов. Так возникает сложное сочетание постоянного и переменного"'.
Специфика анализируемого материала, цели и задачи работы обусловили использование в качестве основных двух методов исследова-ния-описательно-сопоставительного, связанного с выделением конкретных падежных форм, определением их значений, условий употребления в разных романах А.Белого, и контекстуального, направленного на выявление текстовых значений грамматической формы, тех дополнительных оттенков значений, которые возникают в текстах произведений А.Белого, и условий их реализации. Отобранный фактический материал (более шести тысяч употреблений) является надежной основой для решения вопроса о семантико-стилистических особенностях падежной формы в прозе А.Белого.
Выявление и описание значимых ("ключевых") для художественного текста грамматических форм усложняет и расширяет методику анализа. В зависимости от конкретного фрагмента текста для доказательства особой роли словоформы могут быть использованы разные аргументы: от этимологического анализа слова до описания роли словоформы в сюжете. Анализ такого объекта, как художественный текст, требует объединения различных методик.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые дано описание семантики и функционирования падежной формы имен существительных в художественной системе Андрея Белого; выявлены сложные, характерные для стилистики орнаментальной прозы связи грамматической формы со всеми языковыми уровнями (лексическим, синтаксическим), влияющими на расширение и сужение значений падежной формы и их актуализацию. В диссертации раскрыта существенная роль текста произведения в формировании семантики не только отдельной, но и серии словоформ, определяющих своеобразие идиолекта и художественного мира А.Белого, и описаны способы эстетической реализации падежей существительных как средств интертекстуальных связей.
Кожетшкова Н.А. Укиз.соч., с.41.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что представ
ленное в ней изучение падежной формы как одного из средств экспли
кации эстетической системы писателя может стать составной частью
всестороннего описания выразительных возможностей морфологии в
художественной речи. Выводы и конкретные наблюдения, содержащи
еся в диссертации, способствуют более глубокому познанию
принципов организации орнаментальной прозы как специфической ре
чевой сферы, создающей такие условия для реализации особенностей
словоизменения имен существительных, при которых грамматическая
форма и ее варианты становятся художественно значимыми элемента
ми текста.
Практическое значение диссертации обусловлено возможностью использования материалов, основных положений и результатов исследования в работах, посвященных творчеству Андрея Белого, в вузовском курсе истории русского литературного языка, в спецкурсах по стилистике художественной речи, а также в учебных пособиях по стилистике русского языка.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены в докладах на конференции молодых ученых в Российском университете дружбы народов (Москва, 1993 г.), на межвузовских конференциях "Актуальные проблемы филологии в вузе
и школе" (Тверь, 1991 г., 1992 г.). Содержание работы отражено в двух публикациях.
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав (Глава I. Приемы актуализации значений падежных форм существительных в прозе А.Белого; Глава II. Функционирование вариантных падежных форм в прозе А.Бе-лого) и заключения. В конце работы дается список использованной литературы, включающий 170 наименований.