Введение к работе
. Актуальность исследования'. - Диахронические .аспекти изучения лексики часто остаются вне поля зрения исследователе "і, хотя именно в диахронии наиболее ярко прослеживаются эволюционные пути семантических изменений разных часте?! речи, в топ числе плен прилагательных. Диахроническое изучение адъективных слов позволяет ответить на вопросы не только о механизмах столовых изменений, но и о причинах тех или иных" семантических процессов у тлен прилагательных. В работе анализируются предпоснлки и ^актори смысловых, изменений имен прилагательных указанных ЛСГ в яэмке ХУЇЇ-ХХ вв. Актуальным,' требующем специального рассмотрения, является вопрос о причинах возникновения новых значений. В диссертации рассматриваются условия, которые способствовали семантическим инновациям прилагательных вкусовой и тактильной. ЛСГ,
Лекспко-семантические группы тлен прилагательных, в том числе прилагательных вкуса и тактильных имеют полевой характер. При этом одни лзкеемн занимают доминирующее положение, находятся в центре поля;, другие же оттеснены на периферию. Актуальным отдается-рассмотрение того, как в разные периода истории языка менялось- соотношенпг адъективных лексем по отношению к центру семантических полей.
Исследование направлено также на выявление системности смысловых изменений у прилагательных исследуемых групп на протяжении- ХУП-ХХ вв.
Научная новизна исследования. В некоторых работах (Г.В.Ле-чищеой, К.С. Павловой и др.) рассматривались синхронические аспекты семантики адъективной лексики, В нашей же работе впервые анализируются диахронные изменения тактильных и вкусовых прилагательных, для чего был обследован обширный круг текстов различного содержания периода от ХУЛ до XX века включительно. Анализируются причины семантических изменений вкусовых и тактильных лексем, устанавливается взаимосвязь различных Факторов смыслового развития прилагательных.' Исследуется системность варьирования семантики на уровне ЛСГ у разных лексем.
Задачи исследования:
I. Выявить парадигматическую структуру ЛСГ вкуса и тактиль-гой в различные временные период!! су^стчолакич руссі'ого язгга.
2. Проследить динамику внутрисловных семантических парадигм, у адъективных лексем исследуемых.групп. '
5. Показать системность семантических изменений на уровне ЛСГ в дпахронном плане.
На защиту выносятся следующие положення:
1. Семантические поля, образуемые лексемами ЛСГ вкуса и
.ЛСГ тактильной, имеют определенные парадигматические структуры.
Состав адъективных лексем этих групп в различные временные периоды изменяется незначительно, зато варьируется соотношение лексем в группах. Одни прилагательные постоянно.находятся в цент ре группы, другие же с течением времени занимают периферийное положение, либо, наоборот,, начинают доминировать в группах.
-
Вкусовые и тактильные лексемы претерпевают на протяжении ХУП-ХХ вв. значительное усложнение семантических структур, хотя и неввее одинаково. Внутрисловные парадигми вкусовых и тактильных прилагательных получают значительное число новых значений'и оттенков значений, причем обнаруживается иерархический характер соотношения семем.
-
Лекснко-семантическад группа вкуса и тактильная характеризуются системностью семантических .изменений своих лексем. . Это.проявляется, во-первых, в .регулярной многозначности, а, во-вторых, в наличии семантических оппозиций, совокупность которых и образует внутреннюю парадигматическую структуру ЛСГ. ..
Практическая значимость работы. Диахронический подход, предпринятый при анализе языкового материала, позволяет использовать данные исследования при изучении истории русского литературного языка. Рассмотрение эпитетов как одного из образных средств позволяет применять материалы работы в курсах стилистики, а. также лингвистического анализа текста. Синхронный аспект изучения материала может способствовать лучшему усвоению сведений об имени прилагательном в курсе современного русского литературного языка. Наконец, как для языковедов, так и для психологов может представлять интерес сопоставление синтагматических ассоциаций в различные временные периоды истории литературного языка, в чем проявляются некоторые черты психологии художественного творчества.
Теоретической основой исследования явились работы языковедов И ПСИХОЛОГОЕ ХІХ-ХХ вв.
Структура диссертации. Работа состоит пз введения, двух .глав и заключения.