Введение к работе
Актуальность темы. Поэтический язык конца XX века отражает те изменения в функционировании словесных единиц, которые происходят на современной стадии развития языка; в свою очередь, это - проекция ментальных явлений на языковую плоскость. Изучение семантических процессов на материале современных поэтических текстов способствует выявлению особенностей мышления и миропонимания в целом, свойственных человеку конца второго тысячелетия. Поэты, тексты которых являются материалом для исследования, едва ли станут классиками русской литературы. Тем интереснее запечатлеть динамику поэтического мышления с позиции современника, учитывая контекст времени. Думается, особую важность приобретает контекст культуры, формирующий языковое сознание авторов, создающих свои произведения в эпоху постмодернизма (по определению современных философов, таких, как Ж.-Ф. Лиотар, В. Вельш и др.), это неизбежно проявляется в функционировании различных выразительных средств языка.
В плане теории языка актуальной остается проблема соотнесения
семантических способов образования слов с морфемными, определение места семантических окказионализмов в лексической системе языка.
Предметом исследования являются тексты поэтов 80-90-х годов, таких, как И.. Жданов, А. Еременко, А. Парщиков, М. Шатуновский и ряд других. Появившись в поле зрения читателей и критики в 80-х годах, "новая" поэзия сразу обратила на себя внимание прежде всего усложненностью поэтического языка. Для названия этой плеяды молодых поэтов было предложено несколько терминов: метафористы, мета-метафористы, метареалнсты и даже метапоэты; все эти термины достаточно условны. В данной работе используется термин "метаметафо-ризм" (предложенный одним из поэтов, Д. Кедровым), имеется в виду не столько характеристика предпочтительной тропеической модели, сколько представление этих авторов о реальности. Наиболее полно в данной работе исследовано творчество И.Жданова, его тексты стали основным объектом анализа.
Целью исследования является изучение семантических процессов в современных поэтических текстах, рассмотрение их в концепции семантического словообразования. Эта цель предусматривает решение определенных задач.
Задачи работы:
1. Выявить и описать типы преобразования семантики языковых
единиц в поэзии метаметафористов.
-
Проанализировать семантическую структуру авторских новообразований.
-
Установить способы выявления значения семантического окказионализма в тексте, определить роль контекста (лексического, грамматического, культурного) в формировании значения и в понимании "новых" слов.
-
Определить связи и соотношение между различными способами семантического словообразования, в частности, между метафорой и метонимией.
-
Охарактеризовать функции использования авторских новообразований в художественном тексте.
-
Выявить некоторые обще особенности языка данного поэтического направления и отражение в них современных ментальных процессов.
Методы исследования обусловлены спецификой его предмета и основаны на приемах сопоставления, компонентного, контекстуального,
функционально-семантического и стилистического анализа.
Научная новизна работы обусловлена прежде всего тем, что cai материал исследования является практически не изученным в лингвистическом плане. Рассмотрение традиционных тропеических преобразований в концепции семантического словообразования позволяет выявить критерий отграничения собственно языковых явлений от риторических фигур, участвующих в построении художественного образа исследования под таким углом зрения ранее не проводились.
Практическая и теоретическая значимость исследования состой' в том, что его результаты развивают концепцию семантического словообразования, вносят терминологическую определенность в изучен» метонимии и метафоры, способствуют дальнейшей разработке семантических и стилистических вопросов на современнейшем языковом материале.
Полученные результаты могут быть использованы в вузовско! практике: при чтении курса по лексикологии русского языка, словообразованию, стилистике, на занятиях по лингвистическому анализ? текста, в спецкурсах и спецсеминарах по лексикологии, словообразованию и по стилистике художественной речи. Результаты исследованиі имеют выход и в лексикографическую практику.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на научно-практической конференции "Закономерности развития национальных языков и литератур" (Казань, 1989 г.), на аспирантскої семинаре в Омском университете (1992 г.), на лексикологическом семинаре аспирантов при кафедре русского языка Санкт-Петербургскоп университета (1Q95 г.), на международной юбилейной сессии, посвященной 100-летию со дня рождения академика В.В.Виноградова (Москва, 1995), на XXV межвузовской конференции преподавателей и аспирантов (Санкт-Петербург,1996).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка научной литературы, списка словарей и справочной литературы и трех приложений.
-
Все идейно-образные и философские представления авторої имеют четкие лингвистические корреляты.
-
Различаются метафора и метонимия как способы семантическо-
го словообразования (имеется в виду его динамический аспект) и как тропы, участвующие в построении художественного образа.
3. Слово современных поэтов - гипероним, особое значение для его функционирования приобретает контекст.