Введение к работе
диссертационная работа посвящена исследованию семантики
іеских текстов на библейскую тематику как единой системы,
ому процессу возникновения поэтического смысла, значение
го невозможно свести к сумме значений слов поэтического текста.
в поэтическом тексте перестает выполнять функцию основного
іля значения. Эту роль берет на себя образ.
)браз - одна из основных категорий науки, изучающей язык
гственных произведений, пришедшая в отечественную филологию
цов греческих и византийских ученых девять веков назад. За это
понятие образа приобрело большое количество значений. В
ике интерес к проблеме образа традиционен. Взгляды и идеи,
улированные в работах А.М.Пешковского, ААПотебни,
ірбьі, В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, Д.Н.Шмелева, стали основой
временных направлений, изучающих образность, представленных
тах В.П.Григорьева, Е.А.Некрасовой, М.А.Бакиной, М.А.Кожиной,
кевниковой, З.Ю.Петровой, М.Б.Борисовой, М.А.Гавриленко,
іриловой, Н.Гаврош, Г.В.Маклаковой, И.Я.Чернухиной,
щанцевой, М.В.Хрисановой, А.Н.Савченко.
овременная наука делит изучение образности на сферу
туроведения и сферу лингвистики. Вспомним хотя бы знаменитую
:ию В.В.Виноградова и А.В.Чичерина, отзвуки которой можно
л в исследованиях современного периода (см. Очерки истории
эусской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль: Общие
>к Звуковая организация текста /Под ред. В.П.Григорьева. - М.:
990. - 304 с.)
ам представляется интересным и плодотворным исследование 'разов, представляемых поэтическим текстом, которые изучались
литературоведением и лингвистикой раздельно, как єдине
семантической системы. Исследование образности позтическої
произведения как единой системы, предлагаемое в данной работ
становится возможным, если обратиться к семантически
исследованиям, появившимся в русской лингвистике в последнее врем
Это работы Ю.Д.Апресяна, В.Ю.Апресяна, Н.Д.Арутюново
Ю.Н.Караулова, А.Н.Баранова, Л.Г.Барласа, Г.М.Баталовой А.В.Бондарко, В.Г.Гака, Д.О.Добровольского, В.В.Левицкого, А.Р.Лури А.И.Новикова, ЛАНовикова, В.В.Ощепковой, О.Н.Селивестровс ИАСтернина, Н.И.Толстого, Н.В.Черемисиной, Г.М.Шипициной, а таю исследования зарубежных филологов в области семантиі Э.Бенвениста, М.Бирвиша, А.Вежбицкой, У.Вейнрейха, Дж.Кап С.Ульманна.
Цель нашей работы - исследовать семантическую систему руса поэтических текстов, определить минимальные единицы поэтичеш смысла, особенности их функционирования как семантических множес процессы, происходящие при этом, а также изучить связи семантичесі системы поэтических текстов с другими семантическими системами.
Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:
- определить, выделить и описать минимальные единк
семантической системы русских поэтических текстов;
изучить ономасиологические отношения семантической систє поэтических текстов: "образ-инвариант", "инвариант- образ";
представить материалы для словаря образности поэтичес текстов на библейскую тематику.
- на основании парадигм образов, выделенных в х
текстологического анализа, определить круг инвариантов поэтических
текстов на библейскую тематику русских поэтов начала XX века.
Также была исследована семантика образности стихотворения как юга целого, изучены семантические макрокомпоненты образов, ;лен национальный макрокомпонент в структуре русского образа, ано соотношение слова и образа в поэтическом тексте, разработан д определения национальных инвариантов, исследованы внутри- и спарадигматические семантические отношения системы образности меских текстов.
Семантический подход к проблеме образности является шьным. так как в настоящее время два интенсивно развивающиеся авления в науке: семантические исследования и работы, чщеннные изучению поэтических произведений, - стремятся к течению. И, как нам кажется, возможно получение определенных іьіх результатов, если точкой такого пересечения окажется образ, почему для нас представляет особый интерес семантическое звление изучения образности и художественного произведения в vi, нашедшее отражение в работах ВАЗарецкого, АЛ.Кораловой, упиной, Г.Г.Молчановой, Л.Н.Синельниковой, В.И.Ховаева, олстых, З.Я.Тураевой, П.П.Червинского, А.И.Федорова, тяющее по-новому взглянуть на многие дискуссионные вопросы гменной научной литературы: проблему существования іческого языка и соотношения его с поэтической речью, спор "об й образности" и "упаковочном материале", вопрос о соотношении ицитного и имплицитного смыслов в поэтической речи и др. Не з актуальной, хотя в настоящее время малоисследованной, ітся проблема изучения национального элемента в составе того или
семантического множества. Механизм поиска такого элемента в ітической структуре русского поэтического текста предлагается в й работе. Актуальность диссертационной работы состоит и в том, ней представлена попытка разработки одного из путей составления
семантического словаря образов и собраны материалы для таї словаря.
Новизна работы заключается в том, что образ исследуется семантическое множество, что позволяет дать его многосторон описание как основной единицы смысла поэтического текста во в многообразии ее связей с различными семантическ образованиями.Такой подход делает возможным как систег структурное описание образа и системы образности поэтического тек в которой он функционирует, так и исследование семантичеі процессов, сопровождающих взаимодействие образа с друг семантическими системами: языком, поэтическим языком, библейі образностью, семантикой стихотворного целого и т.д.
Национальный компонент семантических множества языка и \ стал предметом исследования работ Ю.Н.Караулова и его сотрудну воронежской школы ученых. Доказанность его существования в ел которое является важными составляющим семантики обр предопределяет вывод о специфических русских связях семантиче множителей образа и о присутствии в части образов семантиче компонентов, являющихся национальными. В работе предложен мі исследования национальной специфики образов и инвариантов.
Теоретическая и практическая значимость работы . Резуль-данного исследования могут быть полезны для спецкурсов, посвяще» изучению поэтического языка и речи. Материалы, представленні приложении, и некоторые положения диссертационной работы к послужить исходными данными для составления словаря поэтиче образности. Кроме того, механизм анализа образности поэтиче текстов на библейскую тематику, сочетающий ономасиологичесю семасиологический аспекты (от анализа семантической сист поэтических текстов к определению системы инвариантов и от не
>азу), применим и для других объектов, семантическая структура орых поддается исследованию. Становится вполне реальной можность лингвистического изучения концептов различных сфер нания и областей деятельности человека.
Принцип выбора методов исследования - изоморфность их чаемому материалу. В первой главе, посвященной описанию тношения поэтическая речь/поэтический язык и образу как іимальной единице семантической системы поэтического текста, меняются методы сквозного анализа семантической структуры ;та, компаративный метод при сопоставлении семантических структур ариантов и образов. Во второй главе, затрагивающей проблемы жционирования образов в поэтическом тексте, применяются паративный метод по отношению к семантическим структурам ариантов, выделяемых на основании парадигм образов, библейским цептам и семантическим множествам образов, метод компонентного лиза и семантического дифференциала при исследовании функций антических признаков и семантических конкретизаторов, гистический метод при исследовании степени реализации антического множества слова и его поля в образе, математический од (структурные формулы), описательный метод, метод рокомпонентного анализа при изучении семантических процессов, исходящих со словом, фукционирующим в образе. В третьей главе меняется метод компонентного анализа при исследовании антической структуры инварианта истина, при изучении гагаматических и парадигматических отношений образов, знительный метод - при изучении инвариантов русской и украинской гем образности. Часто все эти методы применяются комплексно, цифика исследуемого материала потребовала некоторой адаптации эчисленных методов.
Материалами семантического исследования стали поэтичеа тексты, интерпретирующие библейские тексты. Любой образ мои рассматривать как множество семантических признаков. НаЕ элементов семантического множества - результат пересечения дру семантических множеств. Для того, чтобы максимально увеличі объективность исследования, важно определить, результат пересечения каких семантических множеств является образ и сое: этих множеств. Первое такое множество - это язык. Для onpefleneh множества семантических признаков языка возможно использоваь различных словарей ( в нашей работе это "Русский семантичесі словарь"). Второе множество - это поэтический язык, который на совре менном этапе недостаточно зафиксирован в словарях. И все некоторый опыт составления поэтических словарей существует, < позволяет с разной степенью точности определять множество семант ческих признаков поэтического языка, релевантных для того или ин образа. Третье множество семантических признаков, пересечение!* которым обязан своему возникновению образ, не имеет традиі словарной фиксации. Можно назвать лишь несколько издан преимущественно энциклопедического типа, описывающих множес семантических признаков, которое содержится в библейских текст Чтобы образ получил полное семантическое описание, нужно снач; решить задачу поиска и определения семантического множест представленного в библейских текстах. Решить в полном объеме таї задачу возможно лишь для коллектива иесследователей с привлечені современных машинных методов обработки информации, попытались представить один из путей решения такой проблеї определив множество семантических признаков, представленные библейских текстах, существенных для образа "ангел". Таким образ Библия в настоящий момент - это почти единственный источі
пьзуясь которым можно описать третье семантическое множество, певантное для описания семантической структуры образов їтичєских текстов.
Образность поэтических текстов на библейскую тематику їдставляет собой уникальную семантическую систему, сравнимую по >ему значению в русистике - да и не только в русистике - лишь с іантическими системами поэтических текстов, интерпретирующих ичную семантическую систему. Семантические множества признаков их образов отличаются от всех остальных образов тем, что в их даний "участвует" на одну семантическую систему больше. Это чительно видоизменяет семантические процессы создания таких >азов, связи, отношения семантических множителей, входящих в тав образа, его семантическое поле и связи с другими образами, іяние библейской семантической системы настолько велико и чительно, что позволяет говорить об уникальности процессов, исходящих в поэтических системах образности, испытывающих ее действие. Все изложенное ранее вполне справедливо для азности, представленной в поэтических текстах на библейскую атику русских поэтов начала XX века (И.А.Бунина, Д.С.Мережков-о, В.Я.Брюсова, А.А.Блока, Н.С.Гумилева, А.А.Ахматовой, .Есенина). Такой выбор материала был продиктован желанием дставить в работе разные виды семантических систем, исключив тем ым случайность, односторонность тех или иных выводов. Источни-материалов был сборник духовных стихотворений "Небесные блики", гавленный О.М.Сениным и, насколько нам известно, до сих пор не энный. В сборнике представлены как публиковавшиеся в разное ия стихотворения, так и никогда и нигде не опубликованные. Для эвляющего большинства первых была произведена текстоло-
гическая сверка. На основе анализа 151 стихотворения было вьіделеї более 1000 образов и 104 инварианта.
На защиту выносятся следующие положения диссертационні работы:
1. Семантическую систему поэтического текста составляют е
образы.
2. Образ является min элементом семантической систел,
поэтического текста.
-
Любой образ представляет собой семантическое множєсте элементами которого являются его значения, а состав семантическ множителей образа зависит от круга семантических множеств, элемен" которых входят в образ.
-
Вид внетекстовых связей семантической системы и тиі составляющих ее образов - взаимобусловленные параметры.
5. Образ стихотворного целого (глубинный смысл стихотворения)
результат взаимодействия семантических множеств образов всех типої
6. Группа образов, семантические множества которі
пересекаются, способны организовываться в образные noj
семантической доминантой которых являются инварианты.
7. На основании исследования элементов семантической систег
поэтических текстов возможно выделение и изучение семантическс
уровня поэтического языка.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глі заключения, библиографии и приложений.
-п-