Введение к работе
Актуальность темы исследования. Рифма исследуется давно и плодотворно. Начиная с В.Я.Брюсова (Брюсов 1924а; Брюсов 19246) и В.М.Жирмунского (Жирмунский 1975), предложивших свои теории рифмы, данное явление было рассмотрено в разных аспектах. Была дана развернутая концепция истории русской рифмы ДС.Самойловым (Самойлов 1982) и описана ее эволюция М.Л.Гаспаровым (Гаспаров 19976); предложена обобщенная типология литературной рифмы (Минералов 1976) и указана ее специфика в фольклоре (Федотов 1971а). Рифма рассматривалась как системный элемент стиховой речи, т.е. в единстве со всеми основными ее аспектами (Баевский 1988; Баевский 1996), в качестве важного направления лингвистики стиха выделялось исследование связи рифмы с грамматикой (Гаспаров 1994) затрагивалась проблематика структурного анализа рифмы (Толстая 1965; Шепелева 1981) ставились вопросы частного характера касающиеся тех или иных «рифменных условностей» (например Илюшин 1978; Жовтис 1978) создавались фундаментальные справочники (Shaw 1974; Shaw 1975а- Shaw 1975b; Словарь рифм М Ю Лермонтова) и тд Таким 'образом было выяснено что "историярусской рифмы представляет, собой чередование периодов стабилизацииГ и периодов кризиса'' СП^^т^Іт^^^^іпі 1900-1980 гг в рифме
нарастаю^ неточность и^связагаш с hL явления (Шепелева нарастают неточность связанные нею явления (Шепелева.
Однако рифма Д.Л.Андреева не нашла своего исследователя ни в частных работах, ни в работах сопоставительного характера. Восполнение столь досадной лакуны в изучении русской рифмы XX века представляется вполне актуальным, тем более что лингвистическое (и шире - филологическое) осмысление такого самобытного поэта, как Даниил Андреев, еще только начинается. Кроме того, представляется актуальным и обращение к исследованию рифмы как феномена стиховой речи поскольку некоторые теоретические вопросы остаются диасуссионными Актуальность подтверждают следующие положения.
Во-первых, рифма как таковая трактуется по-разному. Это вызвано тем, что она представляет собой недискретное и поли-аспектное явление. То есть рифма согласуется с другими стиховыми явлениями (в том числе фоническими) и фокусирует разные
уровни организации текста (метрический, фонический, семантический).
Во-вторых, неоднозначно освещается вопрос об отношении собственно созвучия и сополагаемых в целях его вычленения элементов.
В-третьих, анализ структуры рифмы, как правило, автономен, не учитывает метрической урегулированности стихоряда и не устанавливает связей с семантическим уровнем организации текста.
Объектом исследования является поэтическое наследие Д.Л.Андреева. В качестве материала исследования был выбран сборник "Русские боги". Данный сборник представляет собой сложную структуру, которую сам Д.Л.Андреев именует «поэтическим ансамблем». Весь сборник делится на 20 глав. Деление на главы учитывает произведения, которые Д.Л.Андреев не успел написать. Поэтический ансамбль "Русские боги" состоит из 182 малых поэтических форм (стихотворений). При этом два стихотворения образуют один поэтический диптих пятнадцать стихотворений - 5 поэтических триптихов восемь стихотворений - 2 поэтических тетраптиха и восемь стихотворений - одно вось-мичастное произведение В сбошике также имеется 6 крупных поэтических форм (4 поэмы и 2 «поэтические симфонии») Таким образом сложное «поэтическое хозяйство» Л Л Андреева ппел-ставлено в "Русских богах" во всем своем разнообразии и даст достаточный материал для исследования.
При этом работа строилась на основе самого полного издания сборника, составившего первый том собрания сочинений [Андреев Д.Л. Собрание сочинений в трех томах. - T.I. Русские боги: Поэтический ансамбль. - М, 1993. - 463 с]. Далее в ссылках на издание Д.Л.Андреева указывается том (римской цифрой) и страница (арабской цифрой).
Предметом исследования являются метрические формы сборника, 6115 пар рифмокомпонентов («метрических слов» (Гаспаров 1974)), определенных методом сплошной выборки и репрезентирующих рифменную структуру, а также сама рифменная структура с точки зрения слогового объема клаузулы, одно-составности/неодносоставности (количества образующих рифму словоформ), формально-эстетических установок автора и
потенций установления между рифмующимися словоформами отношений семантических ассоциаций.
Таким образом, объем материала, его разносторонний и подробный анализ обусповаивают объективность иссллдованияя
Цель диссертации - всесторонняя характеристика рифмы Д.Л.Андреева с учетом метрической организации стиха.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
рассмотреть специфику рифмокомпонента как основы выделения рифменного созвучия;
проанализировать и описать метрический репертуар сборника "Русские боги" с точки зрения особенностей распределения ударений по иктам;
классифицировать рифму сборника "Русские боги" по следующим параметрам: а) слоговому объему клаузулы; б) количеству участвующих в созвучии слов;
охарактеризовать рифму сборника "Русские боги" с точки зрения формально-эстетических установок автора;
выявить структурные предпосылки паронимической аттракции;
продолжая учет и описание той стороны идиостиля поэта, которая имеет отношению к феномену рифмы, составить указатель рифмующихся словоформ (на материале творчества Д.Л.Андреева).
Методика научного исследования. В работе придается первостепенное значение формальной стороне изучения рифмы. Разрозненные факты подвергаются логическому анализу, индуктивному обобщению и сопоставлению. В предлагаемом исследовании используются методы формального анализа, описательный и математические методы.
В процессе исследования был применен также ряд «технических приемов и процедур», к которым отнесены: изучение научного наследия, составление картотеки рифм и метроритмических баз данных, изготовление таблиц.
Научная новизна работы определяется отсутствием исследований рифмы Д.Л.Андреева с лингвистической точки зрения. Научная новизна связана также с тем, что в работе дастся имманентное описание рифменной типологии одного определенного автора, тогда как широко известные исследования по рифме
(Самойлов 1982; Жирмунский 1975) и более специфические работы (Шепелева 1983; Шепелева 1986; Шепелева 1989) носят сопоставительный характер. Следовательно, делается попытка разностороннего измерения и описания тех сторон авторского идиостиля, которые связаны с феноменом рифмы.
Теоретическая и практическая значимость. Выявление основных специфических черт рифмы Д.Л.Андреева, а также описание метрического репертуара сборника "Русские боги", предпринятые впервые, определяют теоретическую значимость работы.
Данный в качестве приложения к диссертации Указатель рифмующихся словоформ, составленный уже на материале всего поэтического творчества Д.Л.Андреева (сборник "Русские боги", драматическая поэма "Железная мистерия", стихотворения и поэмы разных лет), может стимулировать различные исследования в области стихотворной техники, создавая для них объективную научную основу. При составлении Указателя было обработано около 16 тысяч пар рифмующихся слов каждая из которых была выписана как в порядке следования в текстГтак и в обратном порядке В результате сортировки пар рифмующихся слов по алфавиту и окончательной обработки материала при каждой словоформе были перечислены все рифмующиеся с ней Таким образом возможность опереться на всю совокупность рифмующихся словоформ усилит достоверность разнообразных наблюдений над фоникой и семантикой (не только в лингвистическом аспекте но и в плане поэтико-эстетического анализа приемов в искусстве поэтического ілова) Пда этом появися
Д Л А^ва ^^ТашдХ^^о^о^ Г17-ме А?пГшкинГгслоТаоь шТм АСП^ішнаГиш МЮ Ля-
Материалы научного исследования могут найти применение в курсах "Лингвистический анализ художественного текста" и "Лингвопоэгшса". Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в курсах, связанных со стиховедением (метрика, ритмика, рифма), а также в спецкурсах, посвященных творчеств}^.Андреева.
б
Апробация работы. Материалы исследования были представлены в выступлениях на аспирантских семинарах кафедры русского языка и общего языкознания Череповецкого государственного университета, межвузовской научной конференции «Традиции в контексте русской культуры» (ноябрь 1998), конференции молодых ученых ЧТУ «Язык. Текст. Культура» (январь 1999), Межвузовской конференции молодых ученых, проходившей 26-27 января 2000 г. на базе ЧГУ. Содержание работы отражено в четырех публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух исследовательских глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы (121 наименование) и приложения (Указателя рифмующихся словоформ). Объем диссертации (без приложения) - 170 страниц. Объем приложения - 198 страниц.