Введение к работе
Актуальность изучения категории модальности обусловлена ее определяющей ролью в организации речемыслительных процессов. На современном этапе развития языкознания при выдвижении антропологического подхода к языку в качестве приоритетного появилась необходимость в поиске новых аспектов исследования данной категории, корригировании сложившихся о ней представлений. 3 частности, признание антропоцентричности языка и речи обусловило предпочтительное рассмотрение средств выражения субъективной модальности по отношению к объективной. Последнее привело к более широкой трактовке природы этой категории, к квалификагдип оценочных,образных,экспрессивных, эмотивкых средств языка как гадальных. В русском языкознании категория модальности исследовалась З.В.Виноградовым, Н.А.Змиевской, Г.А.Золотовой, В.З.Панфиловым, Г.П.Сол-ганик и др. Внимание лингвистов было сконцентрировано преимущественно на языковых средствах ее выражения. Однако уровень текста как высшей единицы речи предполагает существование специфических текстовых средств реализации модальности, функционирующей в качестве ведущей текстообразующей категории. В этом аспекте категория модальности в русистике изучена недостаточно.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении специфики реализации модальности на уровне текста, определении и комплексном лингвистическом исследовании речевых средств выражения модальности в русском художественном тексте.
В соответствии с поставленной целью в работе намечены следующие задачи по определению средств реализации модальности в русском художественном тексте: I) выявить специфику реализации модальности в пределах единиц текстовой сегментации; 2) описать средства выражения данной категории между единицами текстовой сегментации; 3) исследовать актуализацию модальности в процессе линейного построения произведения на уровне целого текста; 4) рассмотреть реализацию модальности в процессе вертикального построения текста посредством текстообразующих категорий на
текстовом и текстово-гипертекстовом уровнях; 5) проследить закономерности актуализации исследуемой категории в результате нарушения текстообразующих категорий.
Материалом работы послужили произведения Н.В.Гоголя. Для нерегулярных сопоставлений привлекались также произведения И.Ильфа и Е.Петрова, М.Зощенко. Критерии выбора материала: І) в качестве исследуемого материала избраны художественные тексты. Художественным произведения.'-' присуща максимальная субъективизация подачи информации, чем обусловлена более полная, чем в текстах иной стилистической принадлежности, реализация эксплицитной и имплицитной модальной оценки; 2) исследуется жанр сатирических произведений в силу предельной экспликации средств выражения модальности в текстах данной жанрово-стилевой принадлежности; 3) в качестве материала взяты произведения крупной формы прозаического жанра (романи и повести), которым присуще многообразие средств реализации текстовых категорий; 4) соспоставление текстов разных писателей и разных временных срезов производится для достижения объективности исследования. Средства актуализации модальности анализируются на материале поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые дуии", двух циклов его поаестей: "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород", романов И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", "Голубой книги" и рассказов М.Зощенко. Общий объем исследованных текстов - 2329 страниц.
Методологической основой исследования является учение о теории познания, положения материалистической диалектики о природе объективного и субъективного, их единстве.
Для решения поставленных задач были использованы: метод суперсегментного(супралинеарного) исследования текста, описательный метод, метод наблюдения и сопоставления. Ведущим является метод суперсегментного исследования текста.
Научная ноькзна диссертации состоит в многостороннем исследовании текотообразующей категории модальности и ее проявлений в пределах единиц текстовой сегментации, между ними, на уровне целого текста при учете линейного и вертикального его построения. В качестве текстообразующей модальность рассматривается как категория, определяющая способ отнесения говорящим своей речи к действительности скбсзь призму своего психического состояния. Доказам, что актуализация этой категории в русском художественной тексте ос^црлвля? тел в структуре единиц контекстно-зариатив-
ного членения текста (единиц ЇСВЧ), между ними и на уровне целого текста посредством текстовой архитектоники.
В работе впервые: І) в качестве основного средства выражения модальности в пределах единиц КВЧ выделена модальная рамка, представляющая собой единство имплицитного модального предиката (ИМП) и модально-оценочной информации (ИОИ); 2) определено средство реализации исследуемой категории между единицами ІШЧ-шплицитная модально-оценоччая информация СЛЖ'Л); 3) установлено, что на уровне целого русского художественного текста в процессе его линейного построения актуализация модальности осуществляется посредством построения произведения по законам симметрии, применения общеупотребительных и индивидуально-авторских композиционных приемов; 4) описаны средства выражения данной категории на уровне вертикального построения текста -текстовые и общетнксто-Еые модальные планы; 5) вскрыт механизм реализации иселедуемоіі категории посредством создания эффекта обманутого ожидзния.
Теоретическая значимость работы состоит з углублении представления о модальности как текстообраэусдей категории, что назло проявление, в определении типологии реализации средств выражения модальности в русском художественном тексте, а также их специфичности в текстах сатирической г^анрово-стилевой принадлежности и особенностей в индивидульно-речевой системе словоупотребления II. В. Гоголя.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе чтения курсов современного русского языка, стилистики, спецкурсов и спецсеминаров в вузе, применяться в школьной практике преподавания русского языка и литературы. Методика выделения средств Еырагсенчя модальности на уровне текста монет быть такие использована при изучении специфики актуализации других текстових категорий.
Апробация работы. Положения диссертации были изложены и обсуждены на научно-теоретических конференциях молодых учзнчх (Киев,1983, 1989г.), межрегиональной конференции, поевпцешюй творчеству Я.ГоловацкогоСТернополь, 1939г.), областной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования Тер-нопольского государственного педагогического института им. Л.Га-лапа (1990г.), заседаниях кафедры русского языка филологического факультета Киевского университета.
Основные положения диссертационного иг следования отражена в 4 публикациях.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.