Введение к работе
Актуальность работы. Изучение "образа автора" в аспектах речевых средств выражения занимает в художественных текстах важное место и стоит в ряду проблем, связанных с индивидуальным стилем писателя, способами повествования, которым он отдает предпочтение в своих произведениях. В.В. Виноградов исходит из того, что главной поэтической особенностью художественного произведения современной литературы является слокное многосубъект-нпе построение повествования. Оно определяется как соотношение субъектов оценки и субъектов речи (персонажей, повествователей -рассказчиков) и уступает в качестве внештигвистичоскогп 4пк-
тора, непосредственно обусловливающего характер художественной речи. В структуре повествования находит выражение и идейно-тематический строй произведения, т.е. соотношений обрД-зсй рассказчиков и персонажей фокусируется в "образе автора", "концентрированном воплощении сути произведения" 1.
Диссертация посвящена малоизученной лингвистической проблеме создания образа автора в художественном произведении. Актуальность избранной темы заключается еще и в том, что творчество И.А. Бунина, в частности его проза, кроме романа "Яизнь Арсеньева", не исследовались в предлагаемом аспекте.
Обращение к поставленной проблеме необходимо и в силу того, что научный интерес к лингвистической стороне прозы Еунина достаточно велик.
Цель работы- рассмотреть в лингвистическом аспекте различные способы повествования (авторская речь, прямая речь, несобственно-авторская речь) и проанализировать язык автора в прозаические текстах различной структуры. Поскольку способы повествования могут изучаться лишь на фоне "общего восприятия индивидуального стиля писателя" , анализ их сопровождается наблюдениями над индивидуальными приемами построения авторской и несобственно-авторской речи у И.А. Еунина, над доминирующими особенностями лексического состава лингвистической канвы текста.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринимается попытка исследовать композиционно-речевые средства создания образа повествователя в прозе Бунина; решается эта проблема в органичном единстве лингвистического и литературоведческого уровней.
Материал для исследования составили прозаические произведения И.А. Бунина: повести, рассказы, миниатюры. Всего 72 названия (объем - 923 страницы).
Практическое значение исследования определяется разработкой методологических и теоретических принципов анализа языка художественных текстов. Результаты исследования могут быть использованы в вузовских специальных курсах по лингвистическому анализу текста, по языку художественной литературы и стилю пи-сателя.
Виноградов В.В. О теории художественной речи.-М.,/Высшая школа, І97І.-С.П0.
2 Там же ,