Введение к работе
Актуальность исследования заключается: в установлении общих принципов отражения исторической эпохи в художественных произведениях; в наблюдении за их эволюцией в течение ХД-ХХ вв., а также в использовании новых подходов н анализу воплощения исторических лиц в худокественной прозе.
Цель работы состоит в том, чтобы представить описание речевого воплощения одного из универсальных смыслов художественного текста - времени - и установить зависимость, связывающую изображение субъекта эпохи с историческим художественным временем.
Указанная цель обусловливает решение следующих задач.
-
Методом сплошной выборки быяенть совокупность темпоральных указателей в произведениях авторов ІЕС-ХХ вв., изображающих петровскую эпоху.
-
Разработать классификацию темпоральных указателей в художественных текстах, изображающих эпоху Петра I.
-
Показать эеолюцию в использовании темпоральных указателей в произведениях ХК-ХХ вв.
-
Описать лядавйдуально-авгорскуо манеру разных писателей 2IX-XX вв. в использовании темпоральных указателей.
-
Исследовать речевые особенности воплощения портрета Петра I разными авторами Х2Х-П вв.
-
Описать особенности воплощения образа времени в проиэве дениях ХІХ-Н вв. о петровской эпохе.
Материалом для исследования послужили 13 повестей и романс русских писателей ХИХН вв.: "Арал Петра Великого" А.С.Пушкин* (1828), "Андрей Безыменный" А.О.Коркиловича (1832), "Ариша-Уто* ка" В.Б.Арсеньева (1887), "Царский суд" А.Е.Арсеньева (1889), "На Индию при Петре I" и "Царевич Алексей" Г.П.ДанилеЕского (It "Начала" Л.Н.Толстого (1903), "Петр и Алексей" Д.С.Мережковскоз (IS05), "Царь-работник" К.Ф.Алексеева (1907), "Петр Первый" А.Н.Толстого (1931), "Восковая персона" Ю.Н.Тынянова (1931), "Россия молодая" Ю.П.Германа (1958), "Ночь царя Петра" Вс.Н.Иы нова (1968).
При анализе мы также пользовались документальными материа ми об эпохе Петра I: "Слово и дело государевы" Н.Я.Новомбергск* го (1909), "Первая книжная лавочка е Петербурге" В.Б.Арсеньева (1887), "Наука и литература в России при Петре Великом" П.Пека скогр (1862).
Для определения значении слов мы обращались к различным словарям русских и иностранных слое: Словарь Академии Российск Толковый словарь великорусского яявого языка в 4-х томах под ред.Даля; Словарь русского литературного языка Ожегова (1987); Словарь иностранных слов (1983); "Западное влияние на русский язык в Петровскую эпоху" Н.А.Смирнова (1910).
Б исследовании мы обращались к методам наблюдения л описания, семантического и стилистического анализа текстових составлявших, к методам классификации и обобщения, к сопоставительному методу, а также квантитативному методу.
Научная новизна работы состоит в следующем:
-
Впервые выявлена совокупность особых лексических средств (темпоральных указателей) при речевом воплощении эпохи Петра I, эволюция этих указателей в произведениях ІІХ-ХХ вв. и авторский отбор темпоральных указателей.
-
Впервые показана семантика образа Петра І в произведениях разных авторов XLX-XX вв., выделены семантические блоки в структуре портрета, которые подразделяются да сквозные и Факультативные (термины предложены наїли).
-
БперЕые показана авторская интерпретация исторической эпохи разными художниками, отразившаяся в имплицитно воплощенном в произведениях представлений о времени.
НоЕизна исследуемых вопросов определяет теоретическую значимость работы, которая заключается в том, что нами ееодится в научный оборот понятие и термин концентр "Петровская эпоха". Хотя термин "концентр" использовался еще В.Виноградовым (Виноградов Ь.В. О теории литературных стилей // Виноградов Б.В. О языке кудонественной прозы. М. : Наука, 1980, с.244) применительно к азучешш художественных текстов, мы уточняем и детализируем это понятие.
Концентр, в нашем понимании, - это совокупность всех текстовых способов выражения какой-либо теш в нескольких произведеяяях разных авторов разных эпох (теоретически - и разных народов). Концентр имеет сферическую структуру с интегрирующим компонентом в центре. В нашем случае этим ингегрангом является речевое вояло-
щение портрета Петра I. Периферию концентра составляют темпоральные указатели разнвх тематических групп, расположенных сферически относительно центра в соответствии с количеством употреблений в текстах.
Теоретическую значимость имеет и беодимоє нами понятие струк туры интегранга концентра, которая состоит из сквозных (повторяющихся у большинства авторов) и Факультативных (имеющих редкое использование) семантических блоков. Речевое воплощение портрете Петра I, структурированное из семантических блоков, позволяет типизировать анализ образа исторического лица в художественной прог Семантические -блоки включают лексику разных корней и разных частей речи и передают все детали портрета.
Выводы, полученные нами в результате решения поставленных задач, позволяют говорить о новом подходе к анализу текстовых категории в художественном прозаическом тексте, в частности категории художественного времени в исторической прозе.
Практическая значимость исследования вытекает из теоретической ценности. Результаты работы можно использовать в курсе по анализу художественного текста, в спецкурсах по текстоведению и стилистике. Данные диссертации позеоляют уточнить методику работ: в школе над произведениями на историческую тему, такими как "Пет Первый" А.Н.Толстого, "Капитанская дочка" А.С.Пушкина и другие.
На защиту выносятся следующие положения.
-
Введение понятия концентр."Петровская эпоха" применитель к совокупности художественных прозаических текстов ХЗХ-ХХ ЕЕ. позволяет наиболее полно и адекватно исследовать речевое воплоще ние зпохи Петра I, проследить его эволюцию в диахронии и отмети индивидуально-авторские особенности писателей.
-
Б данном исследований предлагается понятие интегрант
7 концентра "Петровская эпоха", которое включает в себя семантизированное имя собственное "Петр І" в одном из аспектов его семанги-зации - речевом воплощении портрета Петра I, являющегося главным субъектом эпохи и объединяющего все другие лексические средства концентра Еокруг себя.
-
Нами разрабатывается структура ингегранта концентра в виде сквозных и Факультативиых семантических блоков, состоящих из разнокорневых лексем и разных частей речи и называющих смежные или ассоциирующиеся явления типа "идти - шагать - походка - осанка" + сопутствующие движения", "взгляд - смотреть - глаза + сопутствующая мишка" и другие.
-
Б структуре концентра своеобразными "скрепами" интегранта и семантических сфер являются образные средства, при помощи которых создается представление о времени. Эти "скрепи" наиболее индивидуализированы в художественных текстах и обусловлены авторскими художественными задачами в изображении исторического лица и эпохи.
-
Мы предлагаем классификацию тематических групп прямых и косвенных темпоральных указателей, образующих семантические сферы концентра "Петровская эпоха". Нами выделено 12 тематических групп ТУ, которые располагаются Еокруг ингегранта в зависимости от количества словоупотреблений. Наиболее значительными являются тематические группы "Исторические имена", "ТУ-топонимы", "ТУ - наименования служебных чинов, социального положения лиц и социальных институтов".
Апробация работы. Основные полонення диссертации нашли отражение в выступлениях ка конференциях молодых ученых при Воронежском госушверситеге (апрель 1987, апрель 1988), на научных сессиях Воронежского госуниверситета (апрель 1989, 1990), на межвузовской конференции при Воронежском госуниверситете (1992). По теме дне-
8 сертаций опубликованы 2 статьи и тезисы, диссертация обсуждалась на заседании кафедри общего языкознания и стилистики Ьоронежскогс госуниверситета.