Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Произношение артистов Малого театра начала XX века : В связи с проблемами культуры речи Барышева, Светлана Фридриховна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барышева, Светлана Фридриховна. Произношение артистов Малого театра начала XX века : В связи с проблемами культуры речи : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Моск. пед. ун-т.- Москва, 1996.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-3/3068-0

Введение к работе

Актуальность темы настоящего исследования связана с несколькими аспектами:

I) Актуальна задача реставрации орфоэпической системы Малого театра конца XIX - первой трети XX в., т.к. она является системой классической орфоэпии русского литературного языка и составляет Еажяейндай этап в истории развития русского литературного произношения.

2} Актуальним является исследование вопросов эволюции русского литературного произношения. Сравнительное изучение особенностей произношения артистов трех поколений позволяет проследить динамику развития произносительных норм рассматриваемого периода.

Цель исследования состоит в выявлении и описании особенностей звучащей речи артистов Малого театра конца XIX - первой трети XX века.

Цель исследования определила конкретные задачи работы:

  1. собрать фактические сведения о реализации орфоэпических норм в речи артистов Малого театра;

  2. сравнить полученные данные о произношении артистов Малого театра конца XIX - первой трети XX в. с данными фонетической литературы о функционировании орфоэпических норм в литературном произношении этого периода; на этой осноес выявить специфические и общие черты распределения произносительных вариантов в двух подсистемах литературного произношения - общелитературной и сценической;

  3. сравнить особенности реализации орфоэпических норм в речи артистов Малого театра разных поколений;

  4. сравнить особенности сценического и несценического произношения артистов Малого театра;

  5. описать сценическое произношение артистов Малого теат-

2.

pa конца XIX - первой трети XX века как целостную орфоэпическую систему.

Объектом исследования явилась звучащая речь артистов Малого театра конца XIX - первой трети XX в., зафиксированная на граммофонных пластинках (записи взяты из фонотеки ЦИМ1' ), а также рукописные материалы Архива ЦИМ (писька, дненники, заметки артистов Малого театра).

Количество исследованного материала составляет более 4 ч звучащего текста. Количество использованных текстов, примеры из которых описаны в работе, - 27 спектаклей и 5 монологических выступлений артистов (художественное чтение прозаических и поэтических произведении), а таквсе записи насценической речи артистов - их воспоминания, выступления.

Исследовалось произношение 10 артистов Малого театра, принадлежащих трем поколениям: "первое" поколение - Г.Н.Федотова, М.Н.Ермолова; "второе" - А.А.Яблочкина, Е.Д.Турчанинова, Н.К.Яковлев, В,Н.РыЕова, А.А.Остужев, П.М.Садовский; "третье" поколение - В.ІЇ.Пашенная, Е.Н.Гоголева.

В отделе рукописей ЦГТМ было изучено около 10 тыс. единиц хранения - переписка артистов, их дневники, различные рукописные материалы, чго позволило строить предположения о некоторых особенностях нвсценячаской речи артистов и их окружения на основе специфики графической передачи устной речи.

Бее полученные данные были обобщены в таблицы.

Сформулированный выше круг проблем определил выбор основных методов исследования, важнейшими из которых являются направленные наблюдения над записями звучащей речи артистов Малого театра и их аудирование. Записанный на грампластинках и магнитофонной лента материал после неоднократного прослушивания транскрибировался.

Научная новизна и теоретическое значение работы определяются следующим:

I) Выявлены и описаны художественные принципы Малого театра, позволившие ему стать создателем и хранителем норм русского литературного произношения.

XJ Здесь и далее ЦИМ - Центральный государственный театральный музей им. А.А.Бахрушина.

3.

  1. Впервые предпринята попытка целостной реставрации орфоэпической системы Малого театра конца XIX - первой трети XX е., что позволило ввести в научный обиход массив ранее неизвестных сведений о произношении артистов Малого театра соот-ватсгвувдаго периода.

  2. Прослекана динамика развития некоторых произносительных норм сценической" речи на основа сопоставительного анализа произношения трех поколений артистов Малого театра.

  3. Полученные сведения о произношении артистов Малого театра конца ХП - первой трети XX в. позволили уточнить некоторые особенности функционирования орфоэпических норм в русском литературном языке в аго несценичаском варианта.

Практическая значимость работы состоит в том, что еа результаты могут быть использованы при чтении курсов лекций по истории русского литературного произношения, а также для создания спецкурса по проблемам сценической речи. Кроме того, полученный материал может быть использован и при подготовка артистов театра.

Апробация работы. По результатам исследования были сделаны сообщения и доклады на 37 и У международных конференциях "Семантика языковых единиц" (Москва, 1994, 1996); на заседаниях кафедры русского языка МГОЇЇУ (1995, 1996 г.).

Структура и объем работы: диссертация состоит из двух глав, введения и заключения. Она снабжена таблицами и списком использованной литературы.