Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтические функции грамматических форм русского глагола : На материале лирики Н. Гумилева Конькова, Оксана Сталинославовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Конькова, Оксана Сталинославовна. Поэтические функции грамматических форм русского глагола : На материале лирики Н. Гумилева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Тамбов, 1998.- 255 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-10/78-7

Введение к работе

Актуальность исследования определяется, прежде всего, необходимостью изучения поэтической функции языка, которая, реализуясь в художественном тексте, обладает особой значимостью, системностью представления поэтических единиц. В связи с этим возникает необходимость всестороннего анализа семантических и грамматических процессов, происходящих в поэтических системах отдельных авторов, находящихся, с одной стороны, в прямой зависимости от законов развития языка, и, с другой стороны, обусловленных идиостилем того или иного писателя. Актуальность выбранной темы определяется и языковым материалом - лирической поэзией Н.Гумилева, которая на данный момент остается не изученной в лингвистическом плане. Поэзия этого художника слова многогранна и многослойна, она требует внимательного изучения и допускает различные интерпретации. В этом плане не исследованным оказывается язык поэта - яркий и образный, состоящий из поэтических формул, высоко организованный и в высшей степени литературный. Многообразие языковых элементов, их взаимодействие друг с другом, тончайшие переплетения прямых и переносных значений, всевозможные смысловые трансформации и текстовые модификации делают этот материал значимым и интересным для теории поэтики.

Научная новизна работы заключается в выявлении взаимосвязи и закономерностей между идиостилем писателя и представленной в его текстах морфологической системой. На конкретном языковом материале (лирике Н.Гумилева) выработана модель описания поэтического языка (его морфологической части), применимая к теории поэтической речи вообще, к исследованию художественных систем других писателей.

Гипотеза. Предполагается, что поэтическая функция языка представляет собой некую организованную систему, которая отражает ментальные характеристики творчества того или иного по-

эта. Морфология, обладая скрытым выразительным потенциалом, является не менее значимой в поэтическом аспекте, чем лексика и синтаксис. Более того, грамматические формы нередко становятся смысловым центром художественного произведения, несут в :ебе поэтическую информацию.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что поэтический язык рассматривается как язык более информативный, в противопоставлении языку практическому. В тексте художественного произведения любой языковой элемент может поэтизироваться, наполняться особым содержанием, трансформироваться и переходить в качественно новое состояние - становиться эстетическим знаком. В этом плане морфология подвержена эстетизации не менее, чем другие разделы языка.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования основных положений работы и материалов в практике преподавания современного русского языка и его специальной дисциплины - лингвистического анализа художественного текста. Исследование вопросов поэтической функции языка, и в частности поэтических функций глагольных форм, имеет значение для теории языка в целом, для семасиологии, для поэтики как науки, детально изучающей поэтический язык и его образования; для лексикографии, т.к. определение закономерностей функционального преобразования словесных единиц в художественном тексте дает возможность более точного описания их индивидуально-авторского употребления и отражения его в словарях языка того или иного писателя.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Поскольку в поэтическом тексте все элементы мотивированы, наряду с явными средствами образности (тропами, фигурами, конфигурациями), грамматические формы содержат в себе не-только необходимые грамматические значения, но и причастны к поэтической системе - выражают поэтическую информацию, функционируют в тексте "подобно образам" (Р.Якобсон).

  2. Поэтическая система предполагает свою строгую организацию, в которой те или иные формы связаны с менталитетом писателя.

  3. Поэтическая система Н.Гумилева предполагает свой отбор грамматических форм. Набор этих образований сугубо индивидуален, причем индивидуальность проявляется не только в лексическом плане, но и в грамматическом.

Материалом исследования послужила лирика Николая Гумилева (все циклы стихотворений). Картотека, составленная по ли-

рическим произведениям этого автора, насчитывает более 7000 единиц.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на научных конференциях в Тамбовском государственном университете, Воронежском государственном педагогическом университете, Мичуринском государственном педагогическом институте; обсуждались на заседаниях теретического семинара по актуальным проблемам русского языка и методики его преподавания кафедры педагогической лингвистики МГПИ. Основные результаты исследования нашли отражение в разработке ряда лекций, прочитанных в ТГУ и МГПИ в курсах "Морфология русского языка" и "Лингвистический анализ художественного текста".

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы и приложений.