Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Петербургский текст З.Н. Гиппиус : На материале поэтических текстов Гаврищук, Елена Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаврищук, Елена Александровна. Петербургский текст З.Н. Гиппиус : На материале поэтических текстов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова.- Архангельск, 2004.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 04-13/1851-8

Введение к работе

Актуальность реферируемой работы определяется ее направленностью на изучение таких активно обсуждаемых в современных гуманитарных исследованиях вопросов, как состав ключевых концептов русской культуры, способы экспликации их содержания, описание языковых средств их репрезентации в текстах и метатекстах, изучение динамических процессов в сфере смыслопорож-дения, описание особенностей индивидуально-авторских стилей, моделей мира, разработка принципов моделирования и описания сверхтекстов (гипертекстов). Актуальность и новизна работы обусловливается также тем, что произведения З.Н. Гиппиус, их язык только недавно обрели статус предмета философского, лингвистического, лингвопоэтического, литературоведческого изучения [Медведева 1999; Лейкина2000; Мартынова 2000; Маркевич 2002].

, ЮС. НАЦИОНАЛЬНАЯ}
J БИБЛИОТЕКА 1

Цель работы - описать модель ПТ З.Н. Гиппиус как вариантную реализацию ПТ русской литературы, как динамическое концептуально-семантическое образование.

Поставленная цель определила следующие задачи работы:

  1. Изучить существующие в науке точки зрения на ПТ как культурно-языковой прецедент.

  2. Определить теоретические основы моделирования ПТ З.Н. Гиппиус в системе понятий «сверхтекст (гипертекст)», «концепт», «концептуальное пространство», «семантическое пространство», «мировоззрение автора», «прецедентный феномен», «метатекст» и др.

  3. Установить критерии определения границ ПТ З.Н. Гиппиус.

  4. Эксплицировать комплекс смысловых признаков концепта "Петербург" на основе метатекстового материала.

  5. Обосновать концептуально-семантическую сущность ПТ русской литературы и ПТ З.Н. Гиппиус в рамках корреляции «инвариант - вариант»; выявить систему концептуально-языковых средств, обусловливающих целостность данных сверхтекстов.

  6. Рассмотреть мировоззрение ПТ З.Н. Гиппиус как фактор сложения и функционирования целостной индивидуально-авторской стилистической системы, определяющий выдвижение в структуре ПТ устойчивых художественных смыслов и порождение новых.

  7. Описать художественное пространство ПТ З.Н. Гиппиус как совокупность взаимопроницаемых и взаимодействующих пространств - географического, исторического, мифопоэтического, интертекстуального, функционально-языкового, которые являются семантическим отражением концептуальной сферы ПТ и преломляют на себя модально-оценочные смыслы ценностной системы автора.

Объектом исследования являются ПТ русской литературы как сверхтекст, инвариантное образование и ПТ З.Н. Гиппиус как его вариантная реализация. Предмет исследования - основные свойства ПТ З.Н. Гиппиус как концептуально-семантического образования, проявляющиеся в сфере генерации и регенерации смыслов. Материал исследования составляют поэтические тексты З.Н. Гиппиус разных лет (всего 457 стихотворений). В отдельных

случаях к анализу привлекаются литературно-критические тексты А. Крайнего и дневники З.Н. Гиппиус.

Исследование опирается на комплекс методов. При описании материала используются общенаучные методы наблюдения и описания; общефилологический метод интерпретации и моделирования текста, лингвистические виды анализа: функционально-стилистический, сопоставительно-стилистический, контекстуальный; концептуальный, мотивный, тезаурусный, мифопоэтический анализ. На защиту выносятся следующие положения:

1. ПТ З.Н. Гиппиус представляет собой сверхтекст, который мыслится как некое целостное, интегральное концептуально-семантическое образование, осознаваемое в своей отдельности от иных текстов такой же природы, характеризующееся глобальной связностью (сверхсвязностью).

  1. ПТ З.Н. Гиппиус являет собой единство концептуального и семантического пространств. Семантическое пространство ПТ поэта создается семантикой взаимодействующих текстуальных единиц разных уровней. Соответственно его концептуальное пространство представляет собой совокупность актуально-потенциальных (релевантных) для данного сверхтекста смыслов, ассоциируемых концептами, сорганизованными телеологической установкой автора, проявляющей общность с коммуникативно-прагматической установкой ПТ русской литературы - поиском пути нравственного спасения, духовного возрождения Петербурга - России (В.Н. Топоров). Данные смыслы интроецируются в семантическую структуру текста, обусловливая полифоничность его компонентов, создавая феномен явно не выраженного содержания.

  2. Формальными средствами реализации цельности и связности ПТ З.Н. Гиппиус и репрезентантами ассоциативно-смысловых признаков концепта "Петербург" на семантическом уровне являются сквозные словесные ряды, организуемые ключевыми словами ПТ.

4. ПТ З.Н. Гиппиус как индивидуально-авторский вариант ПТ русской литературы характеризуется эволюционными свойствами. Инвариантно-вариантные отношения проявляются на уровнях телеологии (коммуникативно-прагматических установок), референтной отнесенности (топос Петербург)

словесно-образных средств. Индивидуальное своеобразие ПТ З.Н. Гиппиус обусловливается мировоззренческими установками его автора - эстетико-прагматической категорией текста.

5. Художественное концептуально-семантическое пространство ПТ З.Н. Гиппиус конституируется разносущностными видами пространств - географическим, историческим, мифопоэтическим, интертекстуальным, функционально-языковым, которые, взаимодействуя, обеспечивают смысловую многомерность текста, полифоничность слов-образов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые представлено описание концептуально-семантической модели ПТ З.Н. Гиппиус как сверхтекста с учетом динамики «мировоззренческой» категории текста и во взаимосвязи с ПТ русской литературы; определены критерии включения произведений З.Н. Гиппиус в ее ПТ; охарактеризованы такие видовые составляющие концептуально-семантического пространства ПТ З.Н. Гиппиус, как географическое, историческое, библейско-мифологическое, интертекстуальное, функционально-языковое. Новым является и раскрьпие роли метатекстуального компонента в ПТ З.Н. Гиппиус в создании смысловой многомерности текста, полифонии его образов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что в нем успешно апробирован комплексный подход, сочетающий принципы и приемы когнитивной лингвистики, функциональной стилистики, лингвопоэтики и литературоведения, к описанию такого концептуально-языкового феномена, как ПТ З.Н. Гиппиус; раскрыта роль концептуального в создании явно не выраженного содержания текста, определены принципы и приемы анализа сверхтекста в его временной перспективе. Практическая ценность работы заключается в возможности использования ее результатов для описания идиостиля З.Н. Гиппиус, составления словаря концептосферы ПТ, а также для изучения других вариантных реализаций ПТ русской литературы. Материал диссертационного сочинения может быть использован при изучении таких филологических дисциплин, как «Филологический анализ текста», «Стилистика русского языка», «История русского литературного языка», «История русской литературы», при разработке спецкурсов и спецсеминаров, а также тем курсовых и квалификационных работ. Результаты исследования могут найти

практическое применение в школьной практике преподавания русской литературы и языка.

Апробация исследования. По материалам исследования были сделаны доклады на Международных научных конференциях (Санкт-Петербург, май 2002; Северодвинск, май 2002), Всероссийской научной конференции молодых ученых (Северодвинск, сентябрь 2003); внутривузовских научно-практических конференциях, проводимых в рамках Ломоносовских чтений (Северодвинск, ноябрь 1999 - 2004). Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры русского языка (2001 - 2004 гг.), кафедр русского языка и языкознания (2004), на семинарах аспирантов кафедры русского языка (2002 - 2004 г.). По теме исследования имеется 10 публикаций общим объемом 3 уч.-изд. листа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и списка источников. Во введении обосновывается актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются ее цель и задачи, определяются объект, предмет, материал и методы исследования. В главе 1 «Теоретические основы моделирования ПТ З.Н. Гиппиус» раскрывается содержание понятийного аппарата исследования, обосновывается подход к ПТ З.Н. Гиппиус как сверхтексту, вариантной реализации ПТ русской литературы. В 1 говорится о разных аспектах изучения текста, о понимании текста как сложной речемыслительной коммуникативной единицы, конденсаторе и генераторе информации, фбрме существования культуры, о таких его свойствах, как цельность и связность. В 2 анализируется концепция ПТ русской литературы, представленная в трудах В.Н. Топорова, выявляются основные свойства ПТ, характеризуются понятия метатекста, словесного ряда, традиций изображения Петербурга (одическая и мифологическая), подчеркивается значимость для когнитивного и лингвопо-этического исследования вариантов ПТ «локально»-петербургского словаря В.Н. Топорова. В 3 описывается содержание понятия «сверхтекст» («гипертекст»). В 4 речь идет о концепте как факторе генерации и регенерации смыслов в тексте; о смысловых компонентах концепта "Петербург" как пресуппо-зиционной (концептуальной) базе ПТ; раскрываются особенности художественного концепта, его роль в креативной деятельности. В 5 содержится .характеристика понятия «концептуально-семантическое» пространство ПТ, В 6