Введение к работе
Актуальность исследования. Одним из основных аспектов изучения идиостиля является углубление в слово- и формотворчество автора. Такое исследование позволит выяснить, как через систему индивидуальных новообразований проявляется своеобразие мироощущения поэта, как творческая личность реализует языковые потенции.
С изучением функционирования грамматических категорий в художественном тексте связаны имена А.А. Потебни, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, P.O. Якобсона, Ю.М. Лотмана и др. В течение последнего десятилетия исследованием выразительного потенциала морфологических категорий в языке художественной литературы занимались О.Г. Ревзина, А.В. Бондарко, И.А. Ионова, Я.И. Гин и др.Так, Ю.М. Лотман подчёркивал, что в художественном тексте I) любые элементы речевого уровня могут возводиться в ранг значимых; 2) любые элементы, являющиеся в языке формальными, могут приобретать семантический характер, получая дополнительные значения. Это происходит из-за того, что в естественных языках сфера выражения имеет тенденцию к автоматизации и обычно не замечается говорящими. В художественном творчестве все уровни языка значимы, а борьба автоматизации и деавтоматизации проявляется особенно остро.
В связи со сказанным особый интерес представляет творчество Марины Цветаевой, так как именно в нём ярко проявилась такая важная черта искусства XX века, как стремление формы стать содержанием, пристальный интерес к материалу искусства, в данном случае - к слову. Исследователи, занимающиеся изучением языковой личности Цветаевой (О.Г. Ревзина, Л.В. Зубова), отмечают, что в её творчестве мир познаётся через языковые связи. Одной из ведущих черт её идиостиля является поэтический эксперимент: познание потенциальных возможностей слова становится одновременно и познанием поэтической действительности.
Работа над словом, стремление «докричаться до смысла» приводили к тому, что в творчестве Цветаевой огромную смысловую нагрузку получали единицы всех уровней языка: фонетического, лексического, морфемного, грамматического. Языковым экспериментам М. Цветаевой в области лексики, этимологии, словообразования, отчасти грамматики посвящены исследования Л.В. Зубовой, О.Г. Ревзиной. В их работах анализу подвергались некоторые случаи употребления форм числа в поэзии М.Цветаевой.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими причинами:
а) сложностью и дискуссионностыо вопросов, касающихся ненорма
тивных грамматических форм в их отношении к проблеме окказио
нальности/ потенциальности/ интеициональности как в теоретиче
ском, так и в практическом аспектах;
б) необходимостью изучения выразительных возможностей граммати
ческих категорий числа и степени сравнения в системе идиостиля в
связи с особой значимостью всех языковых уровней в художественном
творчестве;
в) недостаточной изученностью идиостиля одного из самых интерес
ных поэтов XX столетия, в частности, поэтического эксперимента М.
Цветаевой в области грамматики.
Научная новизна данной работы состоит в том, что она является первой попыткой системного описания функционирования грамматических категорий числа и степени сравнения в идиостиле одного из самых интересных поэтов XX столетия. Формы степеней сравнения, а также многие из исследованных нами форм числа в идиостиле М. Цветаевой никогда раньше не становились предметом научного рассмотрения. Впервые выявлены и описаны все ненормативные формы числа и степени сравнения в идиолекте Марины Цветаевой (как в поэтических, так и в прозаических текстах), дана классификация, исследованы их функции.
Потенциальные возможности слова и его форм легче обнаруживаются при нарушении поэтом языкового автоматизма. Поэтому объектом исследования в данной работе являются те случаи употребления грамматических форм числа и степеней сравнения в творчестве М. Цветаевой, которые в разной степени противоречат норме (от минимального с ней расхождения до яркой окказиональности). Особые функции и поэтическая семантика обнаруживаются прежде всего у ненормативных грамматических форм. Анализу были подвергнуты 427 подобных форм числа и 93 формы степеней сравнения, выявленные путём сплошной выборки из самого полного на сегодня Собрания сочинений М. Цветаевой в семи томах [СС 1-7] и её «Неизданных тетрадей» [НТ- 8].
Грамматическим категориям числа и степени сравнения присуща сема интенсивности, благодаря чему ненормативные формы числа и степеней сравнения лучше всего отражают на грамматическом уровне «безмерность чувств» М. Цветаевой, являясь неотъемлемой частью её поэтики.
Цель работы - исследовать и описать особенности употребления грамматических категорий числа имени существительного и степени сравнения в идиостиле Марины Цветаевой; показать, что рассматриваемые нами формы числа и степеней сравнения являются органичной чертой её идиостиля,
В связи с этим основными задачами, которые решались в настоящей работе, явились:
выявление принципов отбора исследуемых грамматических форм числа имени существительного и степеней сравнения;
описание типов значений рассматриваемых грамматических форм в идиостиле М. Цветаевой;
описание особенностей функционирования ненормативных грамматических форм числа и степеней сравнения на различных этапах развития идиостиля М.Цветаевой;
доказательство того, что потенциальные и окказиональные грамматические формы представляют собой диалектическое единство, в котором каждый элемент, взаимодействуя с другим, сохраняет свои отличительные черты.
В работе используются следующие методы исследования: описательный, метод компонентного анализа, контекстуальный анализ, интерпретация художественного текста, статистическая обработка материала.
Практическая ценность исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в курсах и спецкурсах (как вузовских, так и школьных) по творчеству Марины Цветаевой, по поэтике, а также в лексикографической практике (составление словаря поэтического языка Марины Цветаевой).
Положения, выдвигаемые на защиту:
-
Грамматические элементы (а именно формы числа и степеней сравнения), являющиеся в языке формальными, в идиостиле М.Цветаевой не только приобретают семантический характер, но получают особую смысловую нагрузку, участвуя в формировании понятий, концептуально значимых для всего её творчества.
-
Количество, типология и функции форм числа и степеней сравнения связаны с различными этапами развития идиостиля М.Цветаевой.
-
Круг значений грамматических форм числа и степеней сравнения в идиостиле М. Цветаевой значительно шире, чем в литературном
языке иди у других, авторов. При помощи этих форм Цветаева углубляется в смысл слова, актуализирует все или несколько его значений, что создаёт семантическую ёмкость слова, оживляет его внутреннюю форму. В идиостиле М. Цветаевой названные грамматические формы несут информацию о потенциальных возможностях системы русского языка на различных этапах его развития.
Результаты работы докладывались и обсуждались:
-
на конференциях аспирантов факультета филологии и журналистики Ростовского государственного университета в 1996, 1997, 1998 гг.;
-
на региональной научно-практической конференции «Современное состояние русского языка. Проблемы его изучения и преподавания» в июне 1996 г. в г. Ростове-на-Дону;
-
на межвузовской конференции «Проблемы общего и сравнительно- исторического языкознания» в ноябре 1997 г. в г. Ростове-на-Дону;
-
на областной научно-практической конференции «Русский язык в социокультурном пространстве региона: функционирование и проблемы языкового развития личности» в марте 1999 г. в г.Ростове-на-Дону;
Структура и объём работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы из 145 наименований, приложения 1 и приложения II, содержащих список исследуемых грамматических форм числа и степеней сравнения соответственно.