Введение к работе
Актуальность исследуемой нами проблемы обусловлена недостаточной изученностью конкретных жанрово-стилисгических, идейно-художественных л эстетико-поонавагельных функций ориенгализмов в художественной прозе русской литературы XIX века, несмотря на то, что именно проза в силу ее жанровых особенностей я возможностей имеет в своем арсенале разнообразные способы и приемы создания местного колорита и изображения национального характера посредством ориенгализмов.
Объектом нашего исследования были произведения соответствующей тематики писателей русской литературы XIX века, начиная с Н.Ф.Павлова и кончая Л.Н.Толстым.
Б качестве предмета исследования мы выбрали ориентализмы в художественном тексте прозаических произведений писателей русской литературы I половины XIX века А.А.Бестужева-Марлинско-го (кавказские повести "Аммалат-бек" и "Мулла-Hyp") и М.Ю.Лермонтова (роман "Герой нашего времени").
Основной целью настоящей работы является анализ идейно-художественных, эстетико-познавателышх и жанрово-стилистичес-ких функций ориенгализмов в художественном тексте прозаических произведений писателей русской литературы XIX века.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой три основных задач:;:
-
Установить, какие ориентализмы использованы в художественном тексте произведений русских писателей XIX века.
-
Выявить как, какими способами введены ориентализмы в художесгусиный текст произведений того или иного писателя.
З, Определить, с какой целью использоеоны ориентализму в художественном тексте произведений русскях плсателей XIX века. Исходя из этого, мы попытачись решить следующие задачи:
определить состав, тематический и количественный диапазон ориентализмов, использованных писателями в художественном тексте.
выяснить цели, мотивы я причины использования ориента-лизмов тем или яныг.1 писателем;
определить особенности идейно-художественных, эстетических и жанроЕО-стилистпческих функций ориэнтализмов в словесной ткани произведений;
определить объем и содержание различных языковых, художественно-изобразительных средств я приемов, с помо'дью которых писатели веодят ориентализмы в текст произведения;
выявить характерные тенденции, сходства я различия в использовании ориентализмов писателями русской литературы XIX века.
Теоретической основой диссертационного исследования явились литературоведческие я лингвистические концепции ученых о взаимовлиянии и взаимообогадении различных языков и культур, материалы высшей школы, касающиеся данной проблемы.
Методы исследования. При анализе особенностей функционирования ориентаїизмов в художественном тексте произведений А.А.Еестужева-Марлинского и М.Ю.Лермонтова нами были использованы сравнительно-исторически"- метод и метод наблюдения. В качестве дополнительного метода используется метод филологического толкования значения слов.
Источниками исследования била: тексты кавказских повестей А.А.Бестужева-Марлинского "Лммалат-бек" и "Мулла-Hyp" и роман U.Ю.Лермонтова "Герой нааего Бремени"; различные толковые словари ХІХ-ХХ вв. и отдельные тематически близкие лексикографические справочники.
Научная новизна. В данной работе впервые проводится комплексный анализ всех основных тематических разрядов орпзнта-лизмое, использованных в художественном тексте прозаических произведений русской литературы I половины XIX века. 3 исследовании охвачены все уровни и формы языкового выражения ориентальное тп.
Теоретическая значимость и практическая ценность. Данные л выводы настоящего исследования непосредственным образом связаны с решением ряда теоретических вопросов поэтического языка русской литературы XIX века, проблемами развития и обогащения русского литературного языка различными лексическими новациями я стилистическими возможностями.
Результаты исследования могут быть использованы в вузовском и школьном преподавании русского языка л литературы (в спецкурсах и спецсеминарах го литературе в вузе и на уроках русского языка в школе по разделу лексики). Материалы исследования можно использовать также при создании общего комплексного словаря ориентализмов.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения я списка использованной литературы. В конце ее прилагается словник ориентализмов.