Введение к работе
Изучение системы онимов и их функционирования в художественном тексте актуально уже потому, что помогает читателю глубже проникнуть в авторский замысел. Всякий раз погружение в художественную реальность настраивает на интуитивное расшифровывание временных кодов, определение пространственных координат, заданных писателем в произведении. Ключом к этим шифрам, безусловно, являются онимы, которые, помимо функциональной значимости в номинативном, аксиологическом, онтологическом, социальном, эстетическом планах, содержат в себе и ассоциативные подтексты.
Обращение к поэмам С.А. Есенина представляется актуальным и обоснованным потому, что эта жанровая форма является сквозной в творчестве великого русского поэта: начиная свой поэтический путь с создания «маленьких» поэм в 1912-1915 гг., автор завершает его поэмой-«реквиемом» «Черный человек» в 1925 г. Потому крайне важно проследить эволюцию взглядов, изменение нравственных, религиозных, исторических и политических ориентиров С.А. Есенина, опираясь прежде всего на ономастический срез его поэмного творчества.
Актуальность выбранной темы обусловлена особым вниманием современного языкознания к проблемам лингвистики поэтического текста и к исследованию языка отдельного автора; важностью изучения проблем функционирования онимов в поэтическом тексте и комплексного изучения и систематизации ономастики поэмного творчества С.А. Есенина.
Предметом диссертационного исследования является ономастический массив поэм С.А. Есенина, его роль в создании художественных образов, организации локально-темпоральных отношений и структурной организации текста.
Объектом изучения является ономастическая система в поэмном творчестве С.А. Есенина и разнообразие ономастических связей в ней.
Основными источниками материала послужили тексты «маленьких» поэм и поэм С.А. Есенина, созданных в 1921-1925 гг. Дополнительными источниками являются воспоминания самого автора, автобиография, воспоминания родственников и современников поэта. Общий массив проанализированного материала составил около 500 ономастических единиц с контекстами.
Теоретическая значимость заключается в многоаспектном осмыслении всего массива ономастического материала в поэмах С.А. Есенина, в методике описания и структурирования всего ономастикона поэмного творчества автора и, как следствие, в возможности использования результатов исследования (введенного в научный оборот фактического материала и теоретических выводов) для дальнейшего развития ономапоэтики и теории имени собственного в поэтическом творчестве.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что анализ специфики употребления имен собственных в поэтиче-
ских текстах способствует как наиболее осмысленному восприятию отдельного поэтического произведения (в нашем случае - поэмы), так и системному рассмотрению одножанровых произведений. Благодаря тому, что характер использования разноуровневого потенциала имени собственного является одним из существенных факторов в поэтике писателя, результаты диссертационной работы могут найти применение в преподавании русского языка (разделов этимологии, словообразования, морфологии, стилистики) и литературы в школе и вузе. Это, в свою очередь, должно способствовать повышению общей языковой грамотности учащихся, умению системно и образно мыслить.
Собранный материал может быть использован при создании ономастического словаря С.А. Есенина.
Цель исследования - выявление специфики функционирования имен собственных в рамках поэмного творчества С.А. Есенина, определение авторской семантики онимов, их роли в организации локально-темпоральных отношений в тексте.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) дать целостное представление об ономастической системе в поэмах
С.А. Есенина;
выделить функции ономастических единиц в текстах произведений, в частности, определить место и роль личного имени собственного в создании художественного образа персонажа и сопоставить антропонимы поэм с «живыми» именами прототипов и протонимами;
рассмотреть мотивации писателя при выборе онимов, выявить оценочно-авторскую позицию, заложенную в онимы;
проанализировать онимы с позиции соотнесенности их с биографией поэта;
исследовать онимы в историко-культурном аспекте;
определить роль ономастических единиц в формировании хронотопа.
Методологическую основу работы образуют общепринятые в лингвистике и ономастике методы исследования, разработанные такими учеными, как М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, А.В. Суперанская и др. Прием сплошной выборки применялся в комплексе с количественной интерпретацией материала исследования, для дальнейшего анализа которого в качестве основного был использован описательный метод с традиционным набором приемов: наблюдение, сопоставление, обобщение и классификация анализируемого материала. Анализ ономастического пространства художественного текста потребовал применения стилистического метода. Также были использованы сравнительно-исторический метод с применением этимологического анализа, методы компонентного и контекстуального анализа.
Теоретической основой диссертации послужили основополагающие тру ды по литературной ономастике М.С. Альтмана, А.Л. Бема, П.М. Бицилли, Ю.А.Карпенко, Э.Б. Магазаника, В.Н. Михайлова, В.А. Никонова, О.И. Фоняковой и др., а также ученых, занимающихся литературной ономасти-
кой на современном этапе, - Г.Ф. Ковалева, В.М. Калинкина, Ю.А. Рылова, В.И. Супруна, И.А. Королевой и др.
Научная новизна диссертационной работы заключается:
в применении комплексного подхода при анализе каждого имени собственного;
в проекции семантической значимости имени на другие элементы текста и взаимодействие с ними;
в выявлении способности онимов участвовать в локально-темпоральной организации поэтического текста;
4) в рассмотрении историко-культурной обусловленности онимов.
Положения, выносимые на защиту:
Ономастические единицы в поэмах С.А. Есенина образуют систему, выявляющую образную структуру поэтического текста.
Ассоциативно подобранные ономастические названия полностью отражают реальные имена, существовавшие в эпоху поэта, а также место действия и социальное положение героев.
Парадигмы ряда имен в поэмах глубоко биографичны и гармонируют с той социальной средой, из которой вышел автор.
В создании художественного образа у С.А. Есенина органично использованы практически все формы имен собственных (имена, фамилии, отчества, прозвища).
Культурно-ономастический фон в поэмах представляет собой адекватный ономастический срез изображаемых эпох. С помощью именований действующих лиц, географических объектов, объектов культуры и искусства устанавливаются хронотопные границы произведений.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и библиографического списка литературы, включающего 227 наименований. Объем диссертации составляет 163 страницы.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на ежегодных научных сессиях филологического факультета Воронежского государственного университета (2005-2010), на международных научно-методических конференциях (Москва, 2005; Борисоглебск, 2009; Пенза, 2010; Воронеж, 2010).