Введение к работе
Актуальность проблемы исследования
Обряд как составляющая традиционной народно;: духовной ;ультурн изучался и изучается в отечественной и зарубежной :ауке с разных сторон историками, этнографами, слолыслориста-гл, музыковедами, лингвистами. Литература, посвященная исто-)ическсму, этнографическому, фольклорному и музыковедческому юпектаи изучения обряда, весьма обширна. Отечественная наука іредставлека интереснейшими работами а.Н.Афанасьева, А.К.Бай-Зурина, Т.А. Бернштам, Ф.И.Буслаева, а.И.Брудного,Н.Н.Велец-;ой, Б.Н.Елеонсксй, В.й.Ерёминой, И.У.Закович, А.М.Золотаре-за, Е.Г.Кагарова, Н.И. Костомарова, іи.Г.Круглоза, С.Ъ.Ыакси-юва, В.Я.Птзоппа, Б.А.Рыбакова, Н.Ы.Снегирёва, В.К.Соколовой, І.о.Сумиова, С.А.Токарева, А.В.Терещенко, З.Я.Чичерова, І.П.Червинского и других. Среди зарубе.-зшх исследований вцде-іяются труды Л.Леви-Брюля, К.Леви-Строса, Э.Б.Тайлора, і.Тзрнера, Д.Д.Фрэзера, Ы.Элиаде и других.
Основания этнолингвистического исследования нашей про-іегльг были заложены уже в трудах выдающегося ученого XIX зека і.Гумбольдта, в работах отечественных языковедов прошлого и [ынеанего века А.А.Потебни, д.л.Зеленина, В.В.Виноградова, ).Н.'ірубачеЕа. Возникший в начале XX века лингвистический :труктурализм, связанный с именем 5.де .Ссссюра, послу;кил но-!ы?л импульсом для дальнейшего развития этнолингвистики.
Идеи структурной этнолингвистики, базирующейся на пред-;тавлении "об изоморфизме языка и культуры, их общей семиоти-:еской природе", разрабатывались в трудах известного отечест-іенного ученого П.Г.Богатырёва.
В исследованиях В.В.Иванова, В.Н.Топорова, Б.А.Успенско-'О и других рассг'атриваюгся проблемы реконструкции древнейших :емиотических систем и связанных с ними космологических, со-;иальных и других представлений. Типологический метод и
/ Этнограйия и сменные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы /Свод этнографических понятий и терминов/. Под ред.іО.В.Бромлея /СССР/ и проф.
'. Штробаха /ГДР/ - М.: Наука, IS88 - 101 с.
изучение ареального аспекта славянской духовной культуры в структурной этнолингвистике представлены сегодня трудами ученых под руководством академика Н.И.Толстого: Л.Н.Виноградовой, С.М.Толстой, А.В.Гуры, О.А.Седаковой, А.ф.Журавлева, П.Ф.Рогланюка и других.
В рамках этого направления ведётся изучение отдельных групп обрядовой лексики Курского и Тамбовского регионов. Диссертационные исследования Л.М.Лариной, Л.іО.Ввтихиевой посвящены свадебной лексике соответственно Курской и Тамбовской зон. Л.О.Занозиной рассматривается лексика курских календарных обрядов.
Предметом нашего исследования является обрядовая лексика народных говоров восточной части Воронежской области /Аннинский, Борисоглебский, Грибановский, Новохопёрский, По-воринский, Таловский, Терновский районы/. Сосредоточение внимания именно на этих районах объясняется значительными различиями, существующими между диалектными микросистемами восточного, западного и южного регионов области. Восточная зона соприкасается с Волгоградской, Саратовской и Тамбовской областями, часть её в прошлом относилась к Тамбовской губернии, другая часть - к Саратовской.Культ.урологическое,лингвистическое и этнографическое своеобразие указанного региона, неизученность его.до настоящего времени с точки зрения обрядовой лексики, а также тот факт, что названная зона вошла в сетку изучения по программе ЛАРНГ, определяют актуальность избранной нами проблемы. Актуальность регионального изучения народной культуры, фрагментом которой является диалектная обрядовая лексика, вытекает также из потребности всестороннего описания духовной культуры русского народа, на что неоднократно указывал академик Н.И.Толстой.
Цель исследования - семиотическое описание обрядовых номинаций в их соотношении с семантикой и структурой обряда.
Поставленной целью определяются следующие задачи:
- описание обрядовой семиосферы и коррелирующего с ней
обрядового контекста в качестве базового элемента;
моделирование структуры обряда как предмета номинации и установление типологии обрядовой лексики;
характеристика обрядовой и речевой ситуации в связи с её концептуальным отражением в невербальных и
вербальных обрядовых знаках;
рассмотрение природы обрядового знака и выявление всех его разновидностей;
описание смысловых обрядовых элементов /СГО/ как составляющих содержательной структуры обрядового знака, определение универсальных CCQ;
характеристика семантических бинарных отношений меяду обрядовыми знаками, включая описательную обрядовую лексику.
Методы исследования.Обряд и обрядовая лексика рассматриваются в диссертации как знаковые образования, поэтому применяется структурно-семиотический метод с присущим ему приёмом оппозитивных противопоставлений. Семиотическое описание ориентировано нами на подход, обоснованный Ю.М.Лотма-ном в его работах по семиотике и типологии культуры, где в качестве первичного элемента исследования принята "большая система" - сеыяосфепа, определяемая как семиотическое пространство, в пределах которого осуществляется процесс знако-образовакия /семиозис/. Вначале нами рассматривается обрядовая семиосфера, включающая обрядовую ситуацию, обрядовый контекст и структуру обряда в целом. Затем анализируются обрядовая и речевая ситуации, в которых лсро:хдаются обрядовые /невербальные и вербальные/ знаки. В итоге описывается обрядовый знак в единстве вещественной и семантической сторон.
Используемый наїли подход к исследованию обряда и обрядовой лексики мояно назвать этнолингзвеемиотическим. Его содержательная последовательность такова: обрядовая семиосфера
—обрядовая ситуация ^структура обряда- =*.обрядовый
знак ^речевая ситуация- ^вербальный знак.
для вычленения СО используются метод компонентного анализа смысловой структуры обрядового знака и свободный ассоциативный эксперимент.1' Компонентный анализ семантики обряда и
I/ 0 возможности использования тождественных терминов при анализе языка культуры и вербального языка см.работу Н.И.Толстого и С.М/юлстой "О целесообразности применения некоторых лингвистических понятий к описанию славянской духовной культуры //Вторичные моделирующие системы. -Тарту, 1979. - С.51-54.
обрядовой лексики даёт возможность представить обрядовый
/вербальный и невербальный .акциональный, предметный и т.д./
знаки как сочетание дифференциальных признаков, образующих
смыслоразличительные оппозиции. Дифференциальные признаки
семантической структуры обрядового знака названы нами смысло
выми обрядовыми элементами , Вследствие специфики обря
довой семантики СОЭ монет быть равен семе минимальной
единице семантического членения, или более крупному обра
зованию - пучку сем.
Поскольку предметом нашего рассмотрения является обрядовая лексика в синхронном аспекте, используются методы полевого исследования: интервьюирование, беседа, непосредственное наблюдение.
Источники исследования:
I/ Записи, сделанные автором в течение 1987-199'4 гг. в упомянутых выше регионах.
2/ Материалы экспедиционных исследований Борисоглебского пединститута по программе "Традиционная народная духовная культура" в 1990-1994 гг.
3/ Материалы контрольных, курсовых и дипломных работ по диалектологии, выполненных студентами дневного и заочного отделений филологического факультета БЇЇШ.
4/ Данные диалектной картотеки БІЛИ и словарей.
5/ источники церковной лексики:
В.Михайловский. Учение о православном богослужении. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1991. А.В.Мень.Таинство, слово и образ.Богослужение восточной церкви. -Л.: Ферро-логос, 1991.
Работа выполнена на материале, извлеченном из 10.000 описаний различных обрядов^ количество рассматриваемых обрядовых номинаций - 640.
Научная новизна работы заключается в том,что это первый опыт многоаспектного и разноуровневого подхода к изучению обряда и обрядовой лексики ранее не изучавшегося в этом отношении региона. Впервые выполняется целостное описание современного состояния обрядов и обрядовой, лексики определенной территории. В диссертации рассматриваются все бытующие /и хранящиеся в памяти информантов/ в изучаемых районах обряды:
- 7 -семейно-бьттозые, религиозные, календарные, аграрные, магические /обряды бело:: и черной магии/.
Впервые рассматриваются следующие вопросы:
I/ разграничение обрядово'-, миоюлогическо;'; и обпходпо-бчтово;: лексики, исходя из её Функционирования;
2/ разграничение описательной /номинационной, по терминологии Н.М.Толстого/, поэтической и магической обрядово:-' лексики на основе соотношения обрядовой и речевой ситуаций;
Ъ/ церковная лексика в составе обрядовой; соотношение церковных и народных лексем; книжные,христианские и устные, язнческие СОЭ;
4/ природа обрядового зяака и отражение его в содержательное структуре обрядовой описательной лексики.
Практическая ценность исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы для составления областного диалектного словаря, организации научно;: деятельности студентов /написании курсовых и дипломных работ/, разработки содержания спецкурсов и спецеемпнаров по этнолингвистике, курсов лексикологии и диалектологии з вузах и з полевой практике для собирания сведений по теме "ірадинконная народная духовная культура1'.
Апсобапия габоты. Основные положения диссертации были изложены на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Борисоглебского пединститута /I989-IS95 гг./; на ежегодных Всероссийских диалектологических совещаниях в г.Санкт-Петербурге, посвященных Лексическому атласу русских народных говоров /1990-1995 гг/; на Всесоюзно:'; научно" конференции "Соотношение синхронии и диахронии в языковой эволюции" / г.Ужгород, 23-25 октября 1991 г./; на ежегодных областных краеведческих научно-практических конференциях / г. аоронеж, 1989-1995 гг./; на международной научно/ лингвистическое коя:Уюоенции "Языковая личность и семантика" /28-50 сентября 1994 г. з г.Волгограде/; на кагаедре русско-славянского языкознания ъоронежского государственного университета.Содержание работы отражено в 12 публикациях.
Объём и структура работы, диссертация /192 страницы машинописного текста/ состоит из введения,трёх глав и заключения.
В списке литературы указано 401 наименование. Приложение включает словарь этнолингвосеыиотических терминов, словник обрядовой описательной лексики, программу собирания сведений для регионального словаря по теме "Обряды" /29 страниц/.