Введение к работе
Диссертационная работа посвящена исследованию модальности странного на фоне общей теории модальности, теории текста, выявлению форм и функций модальности странного, ее места в художественном мире А.С.Пушкина.
Целью работы является анализ реализации и функций модальности странного в произведениях А.С.Пушкина. В соответствии с заданной целью мы определили следующие задачи для ее реализации:
1. Уточнить понятие модальности странного, выявить
набор средств разных уровней, служащих для выражения этого
вида модальности в русском языке.
-
Выявить набор и характер средств выражения, объектов модального отношения странности, специфичных именно для пушкинского языкового творчества.
-
Определить значимость модальности странного в творчестве Пушкина на уровне текста, сверхтекстовых модальных множеств, наконец, приблизиться к пониманию философии странного, отраженной в картине мира национального поэта.
Постановка вопроса, таким образом, предполагает, во-
первых, координацию общеязыковых средств выражения
модальности странного, во-вторых, постепенное усложнение
предмета анализа: от отдельного средства - к системе средств, от
контекста - к лирическому тексту, лирическому сверхтексту и от
него - к тексту романа "Евгений Онегин", в-третьих, -
координацию грамматического, лексико-грамматического,
лексико-семантического, функционально-семантического,
категориально-текстового, лингво-философского видов анализа. Итак, объектом исследования явилась поэтапно: категория модальности странного в русском языке - в лирическом тексте как речевой среде - в тексте как идейно-смысловой и эстетической целостности.
Источниками языкового материала послужили словари и грамматики русского языка, материалы Словаря языка Пушкина,
лирические тексты Пушкина и роман "Евгений Онегин", являющийся продолжением и развитием лирического мира поэта (С.Бочаров, В.Сквозников, Ю.Чумаков и др.).
Методы исследования. В работе использованы методы дефиниционного и контекстологического анализа, метод лингвосмыслового анализа поэтического текста, приемы лингвостилистической интерпретации.
Антропоцентрический фокус исследований науки о языке определил интерес к категории модальности как категории текстовой, выявляющей точку зрения автора. Анализ модальности странного сквозь призму авторского сознания А.С.Пушкина открывает перспективы к решению проблемы корреляции индивидуального и национального мировидения, языка и индивидуального стиля поэта. Этим определяется актуальность предпринятого исследования.
Научная новизна. В диссертации уточнено определение модальности странного, описано поле языковых средств и поле авторских средств выражения модальности странного; выявлены тексты с категориальной и периферийной значимостью модальностью странного; установлены, текстовые функции модальности странного в романе "Евгений Онегин".
Теоретическая значимость диссертации определяется ее
включенностью в становление современной
лингвокультурологической парадигмы. Создан прецедент описания модальности странного сквозь призму авторского сознания национального поэта. Результаты исследования могут быть использованы в трудах по лингвокультурологии, пушкиноведению.
Практическая ценность. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе (вузовские курсы лингвистического анализа текста, современного русского языка, уроки по творчеству А.С.Пушкина в школе).
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором на межвузовских научных конференциях в Петрозаводском государственном университете (1991), Уральском государственном университете (1995), на конференции "Актуальные проблемы лингвистики в вузе и школе" Института языкознания РАН (Пенза, 1997). Материалы исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедры риторики и стилистики русского языка Уральского государственного университета.