Введение к работе
Диссертационное исследование посвящено выявлению семантическом специфики модальности странного к русском языке и описанию модальности странною как организующего принципа ндносшля А.Ахматовой.
Актуальность работы определяется перспективой обновления методов и путсіі лингвистического исследования поэтического идиостнля в опоре на речевые единицы с контекстуально-модальным содержанием.
Гипотеза исследования. Толчком к выбору аспекта работы послужили предварительные лингвистические опыты и многочисленные наблюдения мемуаристов и исследователи"», согласно которым в произведениях, да и в жизни А.Ахматовой есть нечто необычное, странное. Наше исследование неходит из следующей гипотезы: категория странного — организующий идпостилевой принцип, эмоциональная и, шире, творческая константа лирических произведении Л.Ахматовой.
Цель раНоїы — выявление функции модальности странного в идпостнле А.Ахматовой.
Очевидно, проблему модальности странного как константы идиостнля невозможно проанализировать без проекции па экран общего языка. Другими словами, анализ идностнлевоп специфики модальности странного требует данных о модальности странного как собственно языковой категории. Обратившись к специальном литературе (Алисова 1971, Виноградов 1975, Вольф 1987, 198S, Дешсриева 1988, Золотова 1962, Колшанский 1961, Мецлер 1982, Немец 1982 и др.), мы обнаружили недостаточность лингвистических сведении об общеязыковом статусе категории модальности и модальности странного, неполноту теоретического и лексикографического материала, которые обеспечили бы достоверность лнигвостмлнетических построении. Поэтому для реализации целевоіі установки потребовалось решить две задачи: I) уточнить общеязыковос понятие модальности странного в плане содержания и в плане выражения, показать место модальности странного относительно нормативной картины мира и 2) на этом фоне выявить специфику модальности странного в лирике Л.Ахматовой, определить се место и функции в индивидуально-поэтической картине мира.
Композиция диссертации соответствует поставленным задачам. Во введении излагается постановка проблемы. U первой главе рассмотрено общєязьїковое содержание модальности странного: уточнено место модалыюсш странною в системе модальностей; выделены общеязыковые смыслы, образующие семантическое пространство странною; описаны средства выражения модальности страмного в русском языке. Во второй главе выявлены и описаны средства выражения модалыюсш странного в лирике Л.Ахматовой; па основе анализа отдельных текстов и циклов как единиц сверхтскста подтверждена гипотеза о модальности прапного, выступающей в качестве константы лирического творчества А.Ахматовой; дана интерпретация смысла странного с авторских позиций, выявлены функции модалыюсш сіраііного в лирических произведениях поэта. 15 заключении сформулированы объяснительные выводы о различии общеязыкового и индивидуально-авторского в трактовке странного, углубляющие филологическое представление о поэтическом мире А.Ахматовой.
Усложнение объекта определяет каждую новую ступень анализа и выбор материала по мере продвижения от общеязыковых закономерностей модальности странного к се идностплевому воплощению. На первом этапе исследования мы стремимся определить языковые семантические варианты модальности странною и исследуем словарные материалы, а также массив высказываний безотносительно к авторской индивидуальности. Составив представление о семантическом пространстве странного в русском языке, мы переходим ко второму этапу исследования, который снизан с изучением авторских материалов — лирических текстов А.Ахматовой.
Методы исследования. 15 работе использованы методы компонентного и контекстологического анализа, метод лингвистических рекурсий и трупна методов лиигвостнлнстичсстсого анализа художественного текста, выработанных лингвистической поэгпкоп, лингвистикой п стилистикой текста, стилистикой декодирования. В соответствии с постепенным укрупнением обьскта анализа и по мере движения от общеязыковою к ппдивидуалыю-ст клевому изменяются 1! единицы анализа.
Новизна исследования. Предложена лингвистическая п
лингвостилистнчсская интерпретация модальности странного в русском языке.
Доказано, что модальность странного выступает как организующий принцип поэтического мдмостнля Л.Ахматовой.
Теоретическая значимость диссертации. Выводы и наблюдения автора могут быть использованы в трудах по русской грамматике, стилистике и поэтике, ахматоведемпю.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором на межвузовских научных конференциях в Новосибирском государе]венном университете (1089 г.), Томском государственном уннверсптеге (1991 г.), Уральском государственном университете (1989, 1995 гг.), Уральском государственном педагогическом университете (1993, 1994 гг.). Отдельные этапы исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедры риторики и стилистики русского языка Уральского государственного университета.
Практическая значимость. Наблюдения н положения, изложенные в диссертации, могут быть использованы в вузовском курсе современного русского языка (разделы "Лексикология", "Морфология", "Синтаксис"), в спецкурсах и спецсеминарах по интерпретации художественного текста и творчеству А.Ахматовой.
Результаты исследования отражены в пяти публикациях автора, в том числе в двух статьях.
Основные положения, выдвигаемые на защиту.
На эагцпту выносится концепция модальности странного в русском языке (I) и в поэтическом идпостиле А.Ахматовой (2).
1.1. Модальность странного — одна- из общеязыковых субъективных
модальностей, выделение которой стало возможным благодаря вниманию
современных лингвистов к проблемам субъективного в языке. Модальность
странного можно определить как отношение человека к нарушению нормы,
обычая, стереотипа, вызвавшему психофизическую реакцию субъекта и
находящемуся п данный момент за пределами действия нормативно-ценностной
системы субъект а.
1.2. Язык располагает специальными операторами (формально
выраженными показателями — Е.М.Вольф) модальности странного, наиболее
широко представленными на лексическом уровне, а также на других языковых
уровнях.
1.3. Комплексный характер модальности странного отличает ее от других модальностей, "одно-" или "двукомпонензных". Данное свойство модальности странного диктует описание последней в терминах семантического пространства (Новиков, Ярославцева 1990), участки которого образуются смыслами 'несоответствие норме и обычаю, стереотипу' (необычность, алогичность, противоречивость, чуждость, неизвестность, новое, бред, сумасшествие, глупость и др.); 'недоступность пониманию, объяснению (вследствие непонимания причины нарушения нормы пли стереотипа, обычая)'; 'удивление пли стрях как реакции модального субъекта на необычное положение вещей1; 'неожиданное'; положительная / отрицательная оценки.
2.1. Модальность странного — константа ндностиля А.Ахматовой.
Рассматривая лирическое творчество поэтессы как сверхтекст, обнаруживаем,
что модальная установка странности является организующим стрежнем,
обусловливающим "еднность" поэтического мира А.Ахматовой.
-
Речевые операторы модальности странного в пдиостилс А.Ахматовой группируются в функционально-смысловое поле. Ядро поля образовано словами странный. странно; околоядерная зона формируется фупкцнонально-смысловами подсистемами слов-единиц компонентного выражения модальности странного; периферию поля образуют фуикцпопалыю-смысловые подсистемы слов-единиц ассоциативно-наведенного выражения модальности странного и ряд лексико-синтакспческнх средств.
-
Функцию оператора модальности странного в исследуемом идностиле выполняет прием, что позволяет выделить поле приемов-операторов модальности странного в идностиле А.Ахматовой. Ядро ноля включает контраст, который является сквозным приемом ахматовскоп лирического сверхтекста. В околоядерной зоне находятся приемы оксюморона и окемморонного сравнения, прием смены знака н прием парадоксального утверждения. Периферия образована приемом смены ролей оригинала и портрета (портретный перевертень), приемом сдвига по полу. Частотность их невысока.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух і лав, соответствующих двум этапам исследования ("Модальность странного:
основания выделения и интерпретации", "Модальность странного в пдноетпле А.Лхматовоіі"), заключения, списка основної"! использованной литературы, списка использованных словарей и справочников, списка источников, списка принятых в диссертации сокращении.