Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мифопоэтика рекламного туристического нарратива Меньшикова, Екатерина Евгеньевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Меньшикова, Екатерина Евгеньевна. Мифопоэтика рекламного туристического нарратива : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Меньшикова Екатерина Евгеньевна; [Место защиты: Сев. (Арктический) федер. ун-т].- Кемерово, 2012.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/764

Введение к работе

Реферируемое диссертационное исследование посвящено мифопоэтиче-скому анализу рекламного туристического нарратива - выявлению знаков ми-фопоэтического языка, при помощи которых в рекламном туристическом нар-ративе отражена мифическая картина мира.

Актуальность исследования. Актуальность предпринятого исследования определяется неразработанностью теории рекламного туристического нарратива. В научном дискурсе отсутствуют работы, позволяющие осмыслить ми-фопоэтическое пространство рекламного туристического нарратива как часть обшекультурного пространства.

Процессы современного мифотворчества и мифопоэтики пока еще мало изучены, хотя они интересны и значимы не только сами по себе, но и в широком контексте философских, социокультурных и историко-культурных проблем, которые возникают в связи с существованием неомифологии, ее ролью и значением в жизни общества и человека (Барышников 2008). Одна из наиболее интересных и в тоже время наименее исследованных новейших тенденций в отечественной и мировой духовной культуре - это мощная волна мифологизации культуры, возрастание активности глубинных, архаичных, мифологических пластов сознания.

Актуальность исследования связана с применением продуктивно развивающегося в современных научных исследованиях мифопоэтического метода анализа текстов. Теоретические и аналитические достижения в области мифопоэтического анализа, имеющиеся у культурологов и, прежде всего, литературоведов, могут быть осмыслены как отправная точка для анализа мифопоэтики в других сферах знания, в частности, для мифопоэтического анализа рекламного туристического нарратива.

Состояние научной разработанности проблемы. Вопросы, связанные с научной разработанностью исследуемой проблемы, можно разделить на несколько групп.

Первая группа связана с изучением феномена туризма как важнейшего вида социально-пространственной организации социокультурной среды. В отечественной науке рассмотрению туризма как социального явления посвящены труды Н. А. Агеева, А. М. Ахметшина, А. В. Бастыркина, В. В. Бронникова, Л. А. Гегель, И. В. Зорина, В. С. Качанова, Е. А. Любимова, А. П. Осауленко, П. А. Сорокина. Проблемам туризма как культурного явления уделено внимание в трудах Л, И. Захаровой, Т. В. Смолиной, С. Н. Сычаниной, В. К. Федор-ченко, В; Г. Федцова.

Образы дорога, странствий и гостеваний рассматриваются в трудах Е. В. Абанькиной, А. Р. Абдуллина, Т. А. Агапкиной, А. К. Байбурина, Е. Н. Баклановой, В. А. Бакуева, Б. М. Берштейна, В. В. Колесова, Е. А. Пиме-нова, М. В. Пименовой, А. Л. Погодина, Н. Н. Рубцова, Н. И. Толстого, А. Л. Топоркова, В. А. Чистякова, С. Г. Шиндина, Т. Б. Щепанской.

В работах западных исследователей последних десятилетий следует от-

метить исследования представителей социологии туризма и путешествий Д. Бурстина, Н. Граберна, С. Коэна, Д. Маккенела, С. Роджека, Д. Урри, Дж. Фроу, Д. Хэррисона, У. Ханнерза. Значение туризма как способа познания культур раскрывается в работах западных антропологов Д. Кэмбелла, Дж. Клиффорда, К. Леви-Стросса, М. Мид, Д. Нэша, В. Смита, Л. Тернера.

Среди диссертационных исследований последних лет можно выделить следующие работы: 1) лингвистические исследования: О. А. Кузина исследует семантические и ассоциативные поля туризма как отражение фрагментов языкового сознания и картин мира русских, немцев и американцев (Кузина 2006); А. В. Протченко - типологические и функционально-стилистические характеристики англоязычного путеводителя (Протченко 2006); М. Ю. Плюшкина описывает прецедентные феномены в российской и британской печатной рекламе услуг для туристов (Плюшкина 2008); О. П. Каребина - семантическую организацию лингвистических и паралингвистических феноменов в текстах предметной области «Туризм» (Каребина 2008); С. А. Погодаева - языковые средства аргументации во французском туристическом дискурсе (Погодаева 2008); Н. А. Тюленева - лингвокогнитивные стратегии позиционирования и продвижения туристических услуг в российской и англо-американской рекламе (Тюленева 2008); Т. И. Бабкина проводит структурно-семантический анализ лин-гвокультурного концепта «Путешествие» (на материале русских и французских текстов по туризму) (Бабкина 2009); Е. М. Шевченко исследует вербализацию концепта «путешествие» фразеологическими единицами современного английского языка (Шевченко 2009); Г. С. Атакьян - прагматику языка туристической рекламы (Атакьян 2010); А. А Котенкова - языковые средства репрезентации концепта «путешествие» в немецком и татарском языках (Котенкова 2010); 2) философские исследования: Г. И. Афонин исследует туризм как социально-культурное явление (Афонин 2006); А. С. Гализдра проводит социально-философский анализ феномена туризма (Гализдра 2006); Н. В. Черепанова исследует путешествие как феномен культуры (Черепанова 2006); 3) культурологические исследования: С. А. Красная рассматривает просветительскую сущность и факторы развития культурного туризма (Красная 2006); М. В. Соколова исследует туризм как культурно-исторический феномен (Соколова 2007); Л. Б. Лебедева - лингвокультурные особенности картины мира Великобритании на примере коммуникативного поля «путешествие» (Лебедева 2008); 4) социологические исследования: В. И. Рогачева исследует туризм как феномен кросс-культурной коммуникации (Рогачева 2003); И. Н. Филатова - туризм как элемент рыночной экономики современной России (Филатова 2004); Е. В. Петрова осуществляет социологический анализ туризма в современной России (Петрова 2009).

Несмотря на обширность научной литературы по проблемам туризма, следует отметить, что до настоящего времени собственно рекламный туристический нарратив практически не изучался, не существует определения рекламного туристического нарратива.

Вторая группа вопросов научной разработанности исследуемой проблемы

связана с изучением мифологии и мифопоэтшси. Теоретический аппарат, разработанный относительно мифа, огромен и охватывает практически все аспекты этого сложного феномена. В теоретических исследованиях традиционно выделяется несколько фундаментальных подходов: I) философский подход - основополагающие труды по философии мифологии в XX веке принадлежат таким авторам, как Г. Г. Гадамер, Э. Кассирер, Дж. Фрезер, 3. Фрейд, Й. Хейзинга, К. Г. Юнг, М. Элиаде и многим другим, которые рассматривали проблему мифологического сознания как ключ к пониманию природы и сущности сознания, а также смысла существования человека в культуре; 2) культурологический подход - труды В. П. Гуревича, Б. С. Ерасова, А. Ф. Лосева, В. П. Шестакова, рассматривающие миф в системе культурогенеза; 3) филологический подход -исследования А. Н. Афанасьева, А. Н. Веселовского, Ф. И. Буслаева, А. Л. Топоркова, направляющие свою линию исследований к мифу как к ранней форме повествовательной традиции, а также как к истоку литературных жанров; 4) семиотический подход - работы Р. Барта, В. В. Иванова, Ю. М. Лотмана, К. Леви-Стросса, Е. М. Мелетинского, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского, рассматривающих миф как древнейшую знаковую форму.

Современные отечественные исследования в области мифопоэтики С. Аверинцева, В. Иванова, Г. Козубовской, Ю. Лотмана, Е. Мелетинского, Д. Максимова, 3. Минц, В. Топорова, Б. Успенского и др. посвящены анализу специфики мифологического мышления, реконструкции древнейших мифологий и выявлению мифологической структуры текстов.

Несмотря на то, что в научных исследованиях мифопоэтика является одним из самых «востребованных» методов анализа произведения, следует отметить, что до настоящего времени мифопоэтика рекламного туристического нарратива практически не исследовалась, не определены категории и понятия мифопоэтики в контексте рекламного туристического нарратива, не обозначены методология и методика мифопоэтического анализа применительно к рекламному туристическому нарративу.

Третья группа вопросов научной разработанности исследуемой проблемы связана с процессом метафорического моделирования. Изучением процессов метафорического моделирования занимались Е. В. Бакумова, А. Н. Баранов, Н. И. Борковец, Ю. Н. Караулов, А. А. Каслова, И. М. Кобозева, Т. Г. Скребцо-ва, А. М. Стрельников, А. П. Чудинов, Е. И. Шейгал, G. Fauconnier, G. Lakoff, М. Turner и другие.

Сравнительно-сопоставительный анализ метафорического моделирования в русской и англо-американской рекламе туризма осуществлен Н. А. Тюленевой (Тюленева 2007), а особенности функционирования метафоры и ее аттрактивная функция в туристском дискурсе исследуются Е. Ю. Аликшгой (Аликина 2010).

Объектом исследования является рекламный туристический нарратив как фрагмент картины мира локального интереса в виде туристических сюжет-но-повествовательных событий.

Предмет исследования составляет мифопоэтика рекламного туристического нарратива.

Цель настоящей диссертации заключается в определении мифологической основы рекламного туристического нарратива, выявлении мифопоэтиче-ского характера его ключевых тем, сюжетов, мотивов, образов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач, которые продиктовали структуру работы:

  1. дать определение рекламного туристического нарратива;

  2. проанализировать природу мифа, его роль в системе формирования картины мира и образа реальности современного человека;

  3. определить категории и понятия мифопоэтики;

  4. проанализировать мифопространство рекламного туристического нарратива;

  5. выделить и описать доминантные и смыслоорганизующие мифологемы в мифопоэтическом пространстве рекламного туристического нарратива;

  6. выделить и описать идеологемы как мифологические модели рекламного туристического нарратива;

7) описать основные метафорические модели в мифопоэтическом про
странстве рекламного туристического нарратива.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

  1. даны авторские определения рекламного туристического нарратива, туристического хронотопа, мифопоэтики рекламного туристического нарратива;

  2. систематизированы понятия мифопоэтики и мифопоэтического анализа;

  3. определены категории и понятия мифопоэтики в контексте рекламного туристического нарратива;

  4. обозначены методология и методика мифопоэтического анализа применительно к рекламному туристическому нарративу;

  5. выделены и описаны доминантные и смыслоорганизующие мифологемы, идеологемы и метафорические модели рекламного туристического нарратива.

Теоретическая значимость работы состоит в применении к изучению феномена рекламного туристического нарратива современного подхода - мифопоэтического анализа; в уточнении концептуального аппарата рекламного туристического нарратива. Предпринятое исследование вносит определенный вклад в систематизацию знаний о туризме как феномене культуры. Материалы диссертации вносят вклад в разработку теоретических основ изучения функциональных языков, используемых в профессиональных целях.

Практическая ценность выполненной работы состоит в том, что её результаты могут найти отражение в вузовских курсах общего и частного языкознания, лингвистики текста, лингвокультурологии, социолингвистики. Основные выводы и положения данного исследования могут быть использованы при подготовке курсов по теоретическим и прикладным дисциплинам, затрагивающим проблемы современной культуры и туризма. Они также могут представлять интерес для специалистов по туризму и социально-культурному сервису.

Исследование проводилось на материале рекламных текстов туристиче-кого нарратива. Иллюстративным материалом послужили тексты из сети Ин-

тернет. Отмстим, что выбор иллюстративного материала не случаен, т. к. потенциальный потребитель туристических услуг в поисках наиболее полной и достоверной информации чаще всего обращается к сайтам туроператоров и турагентств сети Интернет.

Методы исследования. В работе применялись следующие методы: понятийный анализ категорий лингвистики текста, лингвокультурологии и социолингвистики; описательный (приёмы наблюдения, обобщения, типологизации анализируемого материала); метод метафорического моделирования. Основополагающим для настоящего исследования является мифопоэтический подход, который обеспечивает базовые установки для исследования текста.

Теоретической базой исследования послужили работы зарубежных и отечественных учёных в области нарратологии Р. Барта, Ж. Женетта, Ж.-Ф. Лиотара, М. Пешё, В. Я. Проппа, П. Рикера, Э. Сурьо, В. Шмида, У.Эко, Р. Якобсона, С. Зенкина, Г. Косикова, В. Н. Сырова, Н. Тамарченко, Е. Труби-ной, В. Тюпы и др.; исследования по мифологии и мифопоэтике И. П. Смирнова, Д. Е. Максимова, 3. Г. Минц, Е. М. Мелетинского, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, А. Гуревича, Я. Э. Голосовкера, С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, В. Н. Топорова, Г. П. Козубовской, Н. О. Осиповой, С. М. Телегина, Д. Н. Низамиддинова, М. Элиаде, Р. Кайуа, Ю. В. Доманского и др; А. Н. Веселовского, Б. М. Гаспарова, Б. В. Томашевского, И. В. Силантьева о поэтике мотива, сюжете; Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина, В. Н. Топорова о времени и пространстве; А. Н. Веселовского, А. А. Потебни, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, С. С. Аверинцева о теоретической модели символа. Мифопоэтический подход разрабатывался в работах Ж.-Ж. Вюнанбурже,. Р. Веймана, Е. А. Мелетинского, О. М. Фрейденберг, Р. О. Якобсона, В. Н. Топорова, И. П. Смирнова, В. А. Маркова. Основные положения теории метафорического моделирования действительности нашли отражение в трудах таких зарубежных ученых, как М. Блэк, А. Вежбицкая, Д. Дэвидсон, С. Ульман, Т. Хавкес, а также таких отечественных ученых, как II. А. Арутюнова, А. Н. Баранов, М. М. Бахтин, В. В. Виноградов, В. Г. Гак, Ю. И. Левин, В. Н. Телия, Б. В. Томашевский, А. П.Чудинов и др.

В результате проведенного диссертационного исследования были получены выводы, являющиеся положеннями, выносимыми на защиту:

  1. рекламный туристический нарратив представляет собой зафиксированное в виде текста дискурсивное образование, являющееся способом создания мира локального интереса в виде туристических сюжетно-повествовательных событий, происходящих в определённых пространственно-временных рамках;

  2. рекламный туристический нарратив конструирует реальность потребления с помощью различных мифологических приемов, создает мифологическое видение мира, а именно мира локального интереса. Рекламный туристический нарратив создает мотивацию действий и поступков, идеальную и вполне мифологичную модель путешествия, к которой нужно стремиться.

  3. основной категорией рекламного туристического дорратива является хронотоп как пространственно-временная система координат, структурирую-

щая и организующая континуум, в которой разворачиваются события туристического нарратива с его полевой организацией: центр - иная, сакральная периферия и отграничешгостью линейного расстояния между двумя локусами -началом пути и его концом;

  1. рекламному туристическому нарративу присуща сценарная организация и ритуальность, что характеризует туристический нарратив как театрализованное действие - это модификация опыта сакрального, непосредственного переживания присутствия иной, сакральной реальности, противостоящей про-фанному миру экзистенциальной рутины, здесь формируются специфические способы поведения, определяемые не прямым, а символическим, не утилитарным, а отвлеченно-поэтическим пониманием объектов мира;

  2. мифопоэтика рекламного туристического нарратива представляет собой мифоэстетическую систему, предполагающую использование в тексте мифологического образостроения, сюжетостроения, использование мифологических мотивов, тем, а также аппеляцию к метафорической образности;

  3. основу мифопоэтического пространства рекламного туристического нарратива составляют мифологемы, являющиеся содержательным наполнением темы или мотива и выражающие архетипы, идеологемы, а также концептуальные метафоры, в которых проявляются мифологические мотивы.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общего языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета. Промежуточные и основные результаты исследования были апробированы в ходе научных форумов и конференций: II Общероссийской научно-практической конференции с. международным участием «Современные исследования социальных проблем» (Красноярск, 2010), V Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы современной науки и образования» (Красноярск, 2010), V Международной конференции «Когнитивная лингвистика: новые парадигмы и новые решения» (Кемерово, 1-3 июля 2011 г.), VI Международной конференции «Молодежь России и славянского мира: новые парадигмы и новые решения в когнитивной лингвистике» (Горловка, 10-12 июля 2011 г.)», II Международной научно-практической конференции «Динамика научных исследований -2011» (Przemysl, 2011), V Международной научной конференции «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира» (Северодвинск, 2011).