Введение к работе
Актуальность темы.
Диссертация посвящена проблеме функционирования лирического отступления как включенного текста, "текста в тексте".
Закономерности образования и функционирования лирических отступлений в художественном тексте обусловлены сложной спецификой текстов с « субъективной» структурой повествования (Виноградов), поэтому понять и объяснить многие языковые явления трудно без изучения произведений , в которых автор через лирические отступления проявляет себя эксплицитно с помощью сигналов собственно языковой природы.
Проблема функционирования лирических отступлений теснейшим образом связана с изучением нетривиальных текстов и разного рода включений, которые представляют большой интерес для современной лингвистики. В последнее время появились работы ,в которых активно разрабатываются вопросы взаимодействия включений и включающего текста(Ю.Н.Караулова, Н.В.Черемисиной, Л.Н.Мурзина, Л.М.Майдановой, Л.Г.Бабенко), но проблемы включения инородных отрезков в ткань произведения, изучение внутритекстовых образований требуют дальнейшего теоретического осмысления .
И. Р. Гальперин подчеркивал плодотворную мысль Т.ван Дейка о том, что наука выиграла бы, если вместо изучения особенностей всех возможных литературных текстов, ограничилась бы исследованием какого-либо определенного типа литературного текста с тем,- чтобы в дальнейшем интегрировать полученные данные в "идеальной" универсальной теории текста.Такой подход позволяет преодолеть лингвистическую атомарность, открывает путь к системному анализу, к изучению целого в его зависимости от элемента и элемента как составной части целого. С этой точки зрения лирическое отступление как включенный текст представляет большой теоретический и практический интерес.
Обращение к лирическим отступлениям произведений Н.В.Гоголя продиктовано целым рядом причин. Большую роль лирических отступлений в произведениях писателей 19 века отмечали многие литературоведы (М.Б.Храпченко,Ю.М.Лотман,Ю.Н.Тынянов,Т.И.Сильман и др.), которые рассматривали ;их как важнейшее средство самовыражения автора, его лирический голос. Следует признать недостаточным внимание исследователей к проблеме функционирования лирических отступлений в произведениях Н.В.Гоголя, так как прежде всего они изучались в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Вполне очевидна неисчерпанность этой исследовательской темы. Несмотря на то .что язык и стиль Гоголя рассматривались в целостной системе поэтики писателя во многих работах лингвистов,
основополагающими среди которых являются работы В.В.Виноградова, категория лирического по отношению к языку Гоголя до сих пор остается наименее изученной, а лирическое отступление как объект системногс лингвистического анализа не фигурирует ни в одной из представленных работ.
О лирических отступлениях Н.В.Гоголя упоминают лишь в связи с его поэмой «Мертвые души»,а в «Петербургских повестях» лирические отступления (ЛО) остаются неизученными ни в литературоведческом, ни в лингвистическом аспектах, хотя здесь обнаруживается множество интереснейших проблем. Все это свидетельствует о том ,что исследование лирических отступлений в произведениях Н.В.Гоголя является достаточно актуальным.
Научная новизна исследования заключается в том, что ЛО рассматриваются как включенный текст. ЛО изучались либо относительно отдельных текстовых категорий (например, категории модальности - в работах В.В. Виноградова.С.Г.Ильенко, Г.Я. Солганика и др.), либо как пример определенной формы изложения, с учетом повествовательных сдвигов текста и различных коммуникативных типов речи (в работах \Л.Р. Гальперина, Ю.МЛотмана, В.А. Кухаренко, Г.А:Золотовой). Впервые лирические отступления представлены как системный объект и подвергнуты разностороннему изучению и анализу.
Рассмотрение лирического отступления как включенного текста не противоречит уже ставшим аксиоматичным утверждениям о целостности текста и его интеграции, поскольку оно оправдывает свою функциональную значимость лишь в рамках всего произведения.Текстовый статус ЛО позволяет рассматривать его как отдельный сегмент большего текста по факту принадлежности к этому тексту и, в то же время, исследовать его достаточно изолированно с учетом характерных структурных признаков.
В диссертационном исследовании выявлены особенности семантической, синтаксической и коммуникативной организации лирических отступлений.
Анализ включенного текста осуществлен в несколько этапов, соответственно целевым установкам, реализующимся в конкретных задачах.
Основная цель настоящей работы - рассмотрение ЛО как включенных текстов, выявление их языковой специфики и механизма включения в текст произведения. Эта цель обусловила структуру работы.
На первом этапе исследования мы определили, КАК происходит включение небольшого, достаточно цельнооформленного фрагмента в
5 ткань повествования. В соответствии с этой проблемой ставились конкретные задачи.
-
Выявление ЛО в тексте произведений Н. В. Гоголя и выработка критериев их отбора.
-
Решение проблемы "границ" и способов оформления каждого ЛО для выяснения механизма их включения.
3. Определение характера соотносительности ЛО v. текста
произведения с учетом возможных связей между ними.
На втором этапе исследования был осуществлен лингвистический анализ ЛО.
Задачи данного раздела работы связаны с разработкой методики лингвистического описания включенного текста и предполагают:
-
описание семантической структуры ЛО;
-
рассмотрение особенностей их структурной организации;
-
анализ ЛО с точки зрения их коммуникативной организации.
Результат этого этапа исследования - описание включенного текста как особым образом организованного текста определенного типа.
При рассмотрении проблемы включенного текста и выявлении специфики его формирования в качестве материала нами используются произведения Н. В. Гоголя: повесть петербургского цикла "Невский проспект" и лиро-эпическая поэма "Мертвые души".
Комплексный характер исследования текстовой природы ЛО и выяснение механизма включения их в ткань произведения предполагают неоднородный характер методики.
Нами используются - в неразрывном единстве - следующие методы: метод типологизации (классифицирования), метод компонентного анализа, метод контекстологического анализа, метод системно-смыслового анализа, описательный метод.
В работе учтены методологические подходы и научные результаты, представленные в трудах таких лингвистов, как И.Р. Гальпеэин, Г.Я. Солганик, Н.Д. Арутюнова, Г.А. Золотова, ЮМ. Лотман и др.
На защиту выносятся следующие положения:
-
ЛО - важнейший элемент в системе авторской поэтики Н.В.Гоголя, яркая особенность идиостиля писателя.
-
ЛО - особым образом организованный включенный текст, который имеет выраженный вставочный характер и достаточно четкие границы.
3. При всем многообразии межтекстовых связей ЛО и широкої
контекста, отмечается преобладающая роль лексико-грамматически
связей, которые основываются на явлениях повторной номинации, н
отнесенности к одному тематическому полю и на отнесенности к одном
контекстуально-семантическому полю.
4. Семантическая, формальная и коммуникативная организация Л<
имеет свои характерные особенности, анализ которых позволяв
говорить о том, что ЛО представляют собой логико-смысловое
синтаксическое и коммуникативное единство.
Теоретическое значение работы.
Разностороннее описание включенного текста по заданной модел анализа позволило внести вклад в. лингвистическую теории художественного текста и предполагает дальнейшую разработк проблемы "текста в тексте".
Исследование ЛО открывает новые возможности для понимани: художественных особенностей произведений Н. В. Гоголя, позволяв глубже понять специфику сложного текста.
Практическая ценность. Результаты работы были использозань для ' разработки методических рекомендаций по лингвистическом; анализу включенного текста. Выводы и обобщения, сделанные і диссертации, могут использоваться при чтении лекций и проведенні практических занятий в учебных курсах по проблемам изучена художественного текста. Материалы исследований могут быть полезными при рассмотрении ЛО разных авторов и при изучена произведений Н. В. Гоголя в школьной и вузовской практике.
Структура работы и объем. Диссертация состоит из введения трех глав и заключения. К работе прилагается список использованной литературы (203наименования). Кроме того, в приложении представлень лирические отступления произведений Н.В. Гоголя.