Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лексические средства обозначения эмоций в художественном тексте : На материале рассказов В. М. Шукшина Каракчиева, Виктория Лембитовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каракчиева, Виктория Лембитовна. Лексические средства обозначения эмоций в художественном тексте : На материале рассказов В. М. Шукшина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Новосибирск, 2000.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/723-3

Введение к работе

Актуальность избранной темы определяется следующими факторами;,

- Включенностью работы в общее приоритетное направление
изучения процессов функционирования языка в актах коммуникации.
Поиски системных закономерностей таких процессов ведутся с .учетом
субъективного (человеческого) фактора в языке. В номинативном,,аспекте
язык рассматривается как "интерпретатор" действительности, формирующий
языковую картину мира (Караулов 1976, Языковая номинация 1977;, Роль
человеческого фактора в языке...1988), в коммуникативном - как средство
репрезентации объекта,и субъекта речевой деятельности (Бенвенист. 1974;
Ван Дейк 1989; Чувакик 19%).

Недостаточной изученностью проблемы соотношения общего (коллективного, "обезличенного") и индивидуального, личностного начал в языке на конкретном материале. С этой точки зрения актуально исследование таких семантических свойств лексических единиц (ЛЕ), которые ранее выводились за рамки системно-языковых и рассматривались скорее как индивидуальный феномен, чем как проявление общих закономерностей.

Необходимостью дальнейшей разработки на конкретном материале проблемы отношения языка художественной литературы к системе языка в целом (Винокур Г.О. 1954, Виноградов 1959, Винокур Т.Г. 1980, Одинцов 1980, Матвеева 1990, Болотова 1994).

Перспективным представляется дальнейшее изучение эмотивных номинаций именно с позиций функционального подхода (Бабенко 1989, Трипольская 1999), который позволяет объединить различные в структурном отношении лексические единицы на основе общности их функции в речи.

В работе реализуется функциональный подход к изучению семантики ЛЕ. Его основы разработаны Э.В.Кузнецовой (1974, 1982), Н.А.Купиной (1983), И.А.Стерниньш (1985), Н.С. Болотновой (1985) и др. Первоначально, возникнув как "ответвление" в рамках структурно-гемантического подхода, функциональный подход опирался на традиционный для него понятийно-терминологический аппарат: семная структура лексического значения (ЛЗ), семантическое варьирование, и методы компонентного и дефиниционного анализа, которые использовались наряду с собственно контекстным анализом. Смысл ЛЕ в речи рассматривался прежде всего как

индивидуальное варьирование их системной семантики (Бабенко 1980, Чудгаюв 1988).

Далее, как "ответ" на общую тенденцию к антропологизации лингвистики, акцент был сделан на личностный фактор: смысловое своеобразие ЛЕ в речи стало изучаться в аспекте авторских целеустановок (Т.В.Кузнецова 1992). В парадигму исследования были включены понятия коммуникативной лингвистики, такие как дискурс, целеустановка, коммуникативная стратегия.

Дальнейшее развитие функциональной семантики диктует необходимость более глубокого проникновения в механизмы функционирования языка, приведение лингвистических конструктов в соответствие с установками когнитивной лингвистики, психолингвистики, нейрофизиологии - дисциплин, изучающих язык как психологическую и деятельностную реальность. Эта тенденция обусловливает определенную редукцию структурночжмантической парадигмы и использование в работах последних лет таких понятий, как ассоциации, ассоциативное значение, фрейм (Болотнова 1994).

Традиции и тенденции развития функционального направления определяют основные методологические принципы исследования:

1. Определяющая роль авторской целеустановки как фактора,
обусловливающего структурно-семантическое единство всех элементов
высказывания и их смысловое своеобразие.

2. Ведущая роль лексического компонента в высказывании, которое
можно рассматривать как результат; развертывания психологического
предиката (см. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи 1991).

3. Двойственная функция слова в речи: оно выступает как
"хранилище" определенной информации, знак какого-либо концепта, и как
оператор, вызывающий в сознании цепочку ассоциаций (А.Н.Леонтьев 1977,
Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи 1991).

.4. Совмещение в речевой семантике ЛЕ "разделяемого" знания
коммуникантов и индивидуального знания говорящего.
s. Последнее положение предполагает рассмотрение в рамках речевого

^смысла ЛЕ не только его индивидуального своеобразия, но и общеязыковой основы. Этим обусловлено использование в работе, наряду с контекстным, и дефтиционного анализа. При этом дефиниции, отражающие словарные значения ЛЕ, рассматриваются как фиксации "разделяемого" знания, стоящего за словом. Членение структуры ЛЗ на элементарные компоненты -семы - производится лишь в методических целях и не предполагает их онтрлогизации.

Исследование функционирования языковых форм в речи обусловило выделение высказывания как лингвистического понятия. В общем смысле высказывание - это реализованная единица речевого общения. В данной работе термин высказывание выступает как родовой по отношению к видовым, соотнесенным с конкретными структурными единицами: предложением - высказывание-предложение, микротекстом или сложным синтаксическим целым - высказывание микроуровня, целым текстом -текст-высказывание. Такое терминологическое обозначение позволяет объединить различные по объему речевые единицы на основе их общих особенностей: коммуникативной функции, лексической наполненности, референтной отнесенности.

Под текстом в работе понимается целостное законченное речевое произведение. Введенное в ряде исследований противопоставление произведения и текста в аспекте соответствия замысла и его воплощения (Дымарский Л992) в настоящей работе снимается, так как коммуникативная адекватность исследуемых речевых произведений признается в качестве исходной посылки - на основании авторитета В.Шукшина как художника слова. Термин дискурс относится к тому же материальному объекту, что и текст, но отражает его включенность в речевую ситуацию взаимодействия коммуникантов.

В диссертации исследование функциональной семантнжи ЛЕ ведется от заданной типовой ситуаций к средствам ее обозначения в речи.

Цель работы - исследовать функционально-<;емантические особенности лексических единиц, обозначающих эмоции в художественном тексте (XT), в аспекте общеязыковой и индивидуально-речевой системности.

Конкретные задачи работы:

  1. Выявить основные принципы, обусловливающие особенности лексического обозначения эмоций в текстах В.Шукшина, на основании анализа коммуникативных целеустановок писателя.

  2. Определить место эмотивов в общей системо лексики в художественной речи (ХР) В.Шукшина. Для этого выявить основные парадигматические подсистемы предикатов в конкретных текстах, закономерности их функционирования и смысловые особенности в аспекте реализации целеустановок писателя.

3. Исследовать парадигматические особенности эмотивов.
Обосновав полевую модель организации ЛЕ в художественном тексте,
определить основные структурные типы эмогивных номинаидш и
особенности каждого из них в аспекте общеязыковой и индивидуЕшьно-
стилевой системности.

4. Исследовать смысловую структуру эмотивных высказываний различного уровня сложности -"от предложения до целостного текста - и определить их основные структурные типы; установить когнитивные и коммуникативные закономерности реализации эмотивных высказываний в художественной речи.

Материалом исследования послужили наиболее известные рассказы В.М.Шуклшна 1960 - 1974 гг. - всего 48 текстов общим объемом 379 авторских страниц. Эти произведения объединены в сборнике: Шукшин В.М. Рассказы.- М.,1979. Кроме того, в качестве дополнительного материала используется публицистика писателя. Выбор произведений В.М.Шукшина в качестве материала исследования обусловлен несомненно значительной ролью писателя в культурном процессе второй половины XX в. (Кофанова, Кощей, Чувакин 1998) к, в частности, в развитии языка русской художественной прозы. Художественной речи В.М.Шукшина присущи опора на разговорную речь, отказ от жесткого нормативного канона (Кожевникова, Николина 1991), а также смысловое богатство, глубина подтекста при внешней простоте формы.

~ Круг анализируемых в работе единиц определяется

противопоставлением языковых средств обозначения эмоций, в основе своей имеющих логическую мысль о чувстве, и их непосредственного выражения в экспрессивных языковых единицах (Шаховский 1987). Основным объектом исследования в диссертации являются средства обозначения эмоций: эмотивные лексические и фразеологические единицы, а также содержащие их высказывания. Таким образом, под эмотивными высказываниями мы понимаем речевые единицы, обозначающие ситуацию эмоциональной деятельности (СЭД); под эмотивами - предикаты (в широком понимании) и предикативно ориештгоованные ЛЕ, обозначающие эмоции в речи, независимо от их лексико-семантического и лексико-грамматического "оформления". Общий объем выборки составил около 4 тысяч контекстов с эмотивами. Дополнительным объектом, предназначенным для решения частной исследовательской задачи, послужила сплошная выборка всех семантических предикатов из двух рассказов: "Танцующий Шива" и "Алеша Бесконвойный" - около тысячи контекстов.

Предметом исследования является содержательная сторона эмотивных единиц.

Научная новизна работы:

- впервые эиотнвные номинации и эмотивиые высказывания
рассмотрены в коммуникативном аспекте - как средство реализации
целеустановок В.Шукшина;

- предложена парадигматическая модель организаций эмотивов как
фрагмента языковой картины мира, основанная* '"* на'" принципах
функционального подхода; 1" -

- впервые выделена и исследована подгруппа совмещенных
эмотивов, ранее изучавшаяся лишь фрагментарно, обоснована значимость
таких номинаций в образной речи;

- предложена типология эмотивных высказываний по способу
представления в них ситуации эмоциональной' деятельности, выявлены
закономерности понимания эмотивных высказываний с "позиций
когнитивного подхода;

- осуществлен анализ целостного текста как сложно организованной
ситуации.

Теоретическая значимость работы. В работе получили развитие функциональное, антропоцентрическое и когнитивное направления исследования семантики ЛЕ; расширено представление об эмотивах как средстве реализации целеустановок личности.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в лексикографии - при составлении идеографических словарей, в вузовской практике - при разработке учебных курсов по лексикологии, функциональной лингвистике, лингвостилистике, культуре речи и спецкурсов, посвященных творчеству В.Шукшина, а также в методических разработках курса русского языка как иностранного на продвинутых этапах обучения.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в шести публикациях автора и изложены в виде докладов на Международных студенческих научных конференциях "Студент и научно-техгасческий прогресс'' (Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 1993, 1994, 1995, 1996 гг.), на конференции молодых ученых Сибирского отделения РАН (Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1995 г.), на Международной научно-практической конференции "Методология обумеїшя иностранным языкам в вузах" (Новосибіїрск: Новосибирский государственный университет, 1999 г.). Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях Сектора язмков народов Сибири Института филологии Сибирского отделения РАН /1994, 1996 гг.), на заседаниях кафедры общего и русского языкознания Новосибирского государственного университета (1996, 2000 гг.) на расширенном загаданий

кафедры иностранных языков Новосибирского государственногс
университета (2000 г.). ;.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ коммуникативных целеустановок, .,., В.Шукшина,
эксплицирующихся в его публицистике, позволяет выявить общие принципы
функционирования эмотивов в речи писателя.

2. Эмотивносгь - важная составляющая "возможного мира"
В.Шукшина. Средства ее лексического выражения значительно шире, чем
набор узуальных эмотивных номинаций.

3. В парадигматическом аспекте эиотивы образуют функционально-
семантическое поле (ФСП), внутри которого выделяются области ядра;
ближней и дальней периферии. Структурообразующим принципом данного
ФСП является принцип семантической совмещенности: по мере удаления oi
ядра в семантике эмотивов усиливается яркость неэмотивных семантические
компонентов.

4. Развертывание ФСП эмотивов подтверждает ранее сделанные
вывод о том, что своеобразие текстовых лексических подсистем определяете!
тенденцией к образному изображению мира (Купина 1983). Наиболее ярке
эта тенденция проявляется в периферийных областях ФСП.

  1. Структурные типы эмотивных высказываний микроуровш коррелируют с выделенными типами эмотивных предикатов.

  2. Элементом "разделяемого знания" в смысловой структур* эмотивных высказываний всех уровней является препозиционная основ; СЭД представленная набором основных элементов типовой ситуации. Прі этом связи таких элементов в высказываниях микроуровня определяюта синтаксической структурой предложения, а в тексте-высказывании имею; сложную коммуникативно-смысловую обусловленность.

7. Индивидуальное видение ситуации воплощается і
авторнзирующей компоненте СЭД. В высказываниях микроуровня он;
реализуется в редуцированном виде - как варьирование типовых смыслов; ш
уровне текста-высказывания - в полном объеме, отражающем авторскук
иллокуцию.

Структура работы. Диссертация состоит из .введения, трех глав заключения, списка использованной литературы и трех приложений.