Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви Иванова Татьяна Александровна

Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви
<
Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванова Татьяна Александровна. Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 : Москва, 2004 201 c. РГБ ОД, 61:05-10/273

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I ЯЗЫК ЖИЗНЕОПИСАНИЙ НОВОПРОСЛАВЛЕННЫХ

СВЯТЫХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13

1. О языке церковной литературы 13

1. 1. Православие и филология: некоторые направления 13

1.2.0 религиозно-проповедническом стиле 14

1. 3. Православный социолект и подъязык православия 17

1.4. Церковный стиль 26

2. Жизнеописания новопрославленных святых РПЦ 28

2. 1. Состав источников 28

2. 2. Структура и язык жизнеописаний 30

2. 3. Особенности жизнеописаний на разных языковых уровнях 32

2.3.1. Фонетика 32

2.3.2. Графика и орфография 33

2.3. 3. Морфемика и словообразование 34

2. 3. 4. Морфология 36

2.3. 5. Лексика 36

2.3.6. Вкрапления из церковнославянского языка 39

2. 4. Отражение церковной лексики в словарях русского языка 40

2.4. 1. Словари советского периода 41

2.4.2. Словари последних лет 42

Выводы 45

ГЛАВА II НАИМЕНОВАНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ,МОНАШЕСТВУЮЩИХ И МИРЯН 47

1. Нарицательные наименования 48

1.1. Наименования священнослужителей 48

1.1.1. Наименования, зависящие от степени священной и правительственной иерархии 49

1. 1.2. Наименования священнослужителей,

прославленных в лике святых 53

1.1.3. Наименования, зависящие от должности 54

1. 2. Наименования монашествующих 57

1.2. 1. Наименования, зависящие от степени монашества

и некоторые общие наименования 57

1. 2. 2. Наименования монашествующих,

прославленных в лике святых 60

1.2. 3. Наименования, связанные с видом послушания 60

1.3. Наименования не имеющих сана священства и монашества 62

1. 3. 1. Общие наименования 62

1. 3. 2. Наименования церковнослужителей 63

1. 3. 3. Наименования, связанные с церковной деятельностью 65

1. 3. 4. Наименования, связанные с социальным положением 65

1. 3. 5. Наименования мирян, прославленных в лике святых 68

1. 4. Характеризующие наименования 71

1. 4.1. Структурное деление 71

1. 4. 2. Семантическое деление 71

2. Антропонимы 74

2.1. Мирские имена 75

2.2. Монашеские имена 79

2. 3. Особенности употребления личных имен 82

2. 3. 1. Смена имени 82

2. 3. 2. Соотносительные пары мужских и женских имен 86

2. 3. 3. Каноническая форма имени 87

2. 3. 4. Употребление уменьшительных имен 90

2.4. Формула имени 91

3. Функционирование наименований лиц в текстах жизнеописаний 94

3.1. Причины, влияющие на количество наименований 94

3. 2. Причины, влияющие на выбор наименования 96

3. 3. Авторские наименования лиц 97

3. 3. 1. Заголовочная номинация 97

3. 3. 2. Наименования в тексте: «горизонтальные» и «вертикальные» ряды 98

3. 3. 3. Причины многообразия наименований 100

3. 3. 4. Варьирование составных наименований лиц 101

3. 3. 5. Синонимические ряды номинаций 104

3. 4. Наименования лиц в интертексте 105

3.4. 1. Положительные наименования 106

3. 4. 2. Отрицательные наименования 107

3. 5. Номинационный ряд архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) 108

Выводы 110

ГЛАВА III ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПРЕДМЕТНОЙ ЛЕКСИКИ 112

1. Храм и его убранство. Монастырь 112

1. 1. Названия мест для богослужения 112

1.1. 1. Храм 113

1.1.2. Церковь 114

1.1.3. Собор 118

1. 1.4. Употребление слов храм — церковь — собор в текстах 119

1. 1. 5. Другие названия мест для богослужения 121

1.1. 6. Собственные имена храмов 122

1.2. Устройство и внутреннее убранство храма 124

1.3. Монастырь 127

1.3.1. Нарицательные наименования монастырей 127

1. 3. 2. Собственные имена монастырей 130

1. 3. 3. Номинации, связанные с устройством монастыря 130

2. Богослужение Православной Церкви 132

2.1. Общие положения 133

2. 2. Виды богослужений в Русской Православной Церкви 134

2. 2.1. Службы суточного круга 135

2. 2. 2. Седмичный и годичный круги 136

2. 2.3. Требы 137

2.2.4. Части и элементы богослужений 140

2. 2. 5. Келейная молитва 145

2. 3. Праздники и посты 145

2.4. Предметы, использующиеся во время богослужения ...149

2. 5. Действия при богослужении 151

2. 5. 1. Совершение богослужения 152

2. 5. 2. Действия во время богослужения 154

2. 6. Богослужебные книги 156

2. 6. 1. Книги, содержащие неизменяемые песнопения 156

2. 6. 2. Книги, содержащие изменяемые песнопения 157

2. 6. 3. Книги Священного Писания 158

2. 6. 4. Книги для совершения треб 159

2. 6. 5. Книги для келейной молитвы 159

2. 7. Церковные одежды 160

2. 7. 1. Внебогослужебные и богослужебные одежды 160

2. 7. 2. Особенности употребления названий одежд в текстах жизнеописаний 162

3. Лексика, описывающая духовную жизнь христианина 164

Выводы 169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 176

БИБЛИОГРАФИЯ 177

ПРИЛОЖЕНИЕ 190

Введение к работе

«Область религиозного составляет значительную часть жизни общества, всей истории человечества. Это огромный и сложный мир особой человеческой деятельности — религиозных чувств, религиозных или относящихся к религии мыслей, речей, желаний, поступков, взаимоотношений людей, социальных институций». [81, с. 40] Многие ученые изучают этот мир с разных точек зрения, филологи пытаются изучить язык этого мира, ибо в языке, выполняющем функцию общения и сообщения, в первую очередь отражаются различия между мировоззрениями. Не случайно один из духовных писателей XX века Н. Е. Пестов писал: «По существу близкое, душевное общение между людьми, живущими вне Бога и живущими в Боге, вообще невозможно. Различие их миросозерцания, взглядов, чувств, интересов и направления воли настолько велико, что исключает взаимное понимание и сближение». [91, с. 264-265]

Действительно, даже за одним и тем же словом для людей разных мировоззрений могут стоять разные понятия. Ср. замечание Н. Е. Пестова относительно слова искушение1: «Понятие об искушении чуждо светскому миру, и если здесь употребляется это слово, то только в очень узком смысле — в смысле искушения плоти.

Между тем значение психологического феномена — искушения, настолько важно для нашей духовной жизни, что всякому христианину необходимо иметь о нем глубокое познание и применять это познание на опыте жизни...

В лексиконе духовной литературы словом "искушение" обозначают два понятия.

Во-первых, искушением называют все тяжелые, неприятные для души переживания, приходящие к человеку извне, по Божию попустительству — в

1 MAC: Искушение — 1. Действие по глаголу искушать 'соблазнять, прельщать'; 2. Соблазн; 3. Устар. Испытание, искус. [152.1, с. 680]

7 наказание, для исправления, для испытания в вере и т. д. Сюда будут

относиться болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от

людей...

Во-вторых, искушением называется состояние души, когда ей непосредственно темной силой или через слова людей навязываются мысли, а сердцу чувства или пожелания, нарушающие душевный мир или влекущие к нарушению Божественных заповедей, требований совести и разума». [91, с. 216]

Поэтому для того, чтобы понять того или иного человека, необходимо знать, какое понятие он вкладывает в то или иное слово.

Возросшим интересом к православию и, в частности, к языку православной культуры после прекращения гонений на Русскую Православную Церковь (РПЦ), с одной стороны, и развитием социальной лингвистики, с другой стороны, определяется актуальность исследования.

Научная новизна данной работы заключается в том, что в работе впервые вводится понятие подъязык православия, анализируются до сих пор не исследованные тексты жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви, написанные на данном подъязыке (который является подсистемой современного русского литературного языка), подробно анализируется лексика этих текстов, пока еще не достаточно изученная с лингвистической точки зрения. Особое внимание уделено семантической стороне анализируемых слов, что позволяет углубить представление об этом круге лексики русского языка и может служить базой для совершенствования лексикографического описания церковной лексики.

Жизнеописания новопрославленных святых РПЦ были выбраны по двум причинам. Первой причиной — экстралингвистической — является недавнее прославление Русской Православной Церковью большого количества русских святых, главным образом новомучеников и исповедников Российских, в связи с чем появилось множество жизнеописаний, еще не подвергавшихся филологическому анализу. Вторая

8 причина — языковая: жизнеописания содержат элементы разных жанров (воспоминания, письма, протоколы и т. д.), поэтому, анализируя жизнеописания, мы можем охватить большой круг лексики и представить значительную часть словарного состава языка православия.

Цель настоящего исследования — описать лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви как текстов церковной литературы.

Поставленная цель определила следующие задачи работы:

  1. рассмотреть вопрос о месте языка церковной литературы в системе современного русского литературного языка и его стилей;

  2. описать общие особенности структуры текстов жизнеописаний и исследовать особенности языка жизнеописаний на разных языковых уровнях;

  3. выявить лексические особенности этих текстов;

  4. проанализировать наименования лиц в священническом, монашеском чине и мирян;

  1. рассмотреть лексику, описывающую реалии церковной жизни (названия и устройство православных храмов; виды богослужений, предметы, использующиеся при богослужении и т. п.);

  2. сравнить значения рассматриваемых слов в общелитературном языке и в подъязыке православия;

  3. дать представление о том, как лексика жизнеописаний толкуется в словарях современного русского литературного языка.

Объектом настоящего исследования является современный русский язык православной литературы.

Предмет исследования — лексика жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной Церкви.

Поскольку детально описать все лексические особенности жизнеописаний в одной работе невозможно, для анализа отобраны

9 тематические группы1 лексики, наиболее характерной для церковной жизни (храм, богослужение, священно-церковнослужители). Рассматривается как апеллятивная лексика, так и онимы, особое внимание уделено антропонимам.

Всего проанализировано около 130 жизнеописаний разного объема: от нескольких предложений до нескольких сотен страниц. Составлены две картотеки: первая включает в себя более 500 карточек с цитатами, вторая содержит более 1000 карточек с личными именами.

Методика исследования обусловлена поставленными задачами. При анализе материала были использованы такие методы, как описательный, статистический, сопоставительный, методы наблюдения, сплошной выборки и классификации; использовались элементы компонентного анализа, контекстуальный анализ и анализ словарных дефиниций.

Теоретической основой исследования послужили работы (монографии, сборники статей, учебные пособия) по семантике, лексикологии, ономастике и некоторым другим разделам языкознания; активно использовались лексикографические источники. Привлекалась также церковная литература разной тематики: богословские труды, пособия для тех, кто только начинает ходить в церковь и/или желает познакомиться с устройством церковной жизни, и т. д.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут послужить углублению научных представлений о языковой картине мира православных людей, а также могут найти применение в теоретических исследованиях в области лексикологии и социолингвистики.

Практическая значимость заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в курсах лекций по различным разделам русского языка (в первую очередь по лексикологии), при чтении факультативов, спецкурсов и спецсеминаров, на уроках русского языка и литературы в

1 Под тематической группой мы понимаем «ряд слов, более или менее близко совпадающих по своему основному семантическому полю» [30, с. 118].

10 средней школе; могут найти применение в лексикографической практике.

Рассмотренная в диссертационном исследовании лексика характерна не

только для жизнеописаний, но и для других жанров церковной литературы;

присутствует эта лексика и в художественной литературе ХГХ-ХХ вв.

(Н. С. Лесков, И. С. Шмелев, В. А. Никифоров-Волгин и др.) Поэтому данная

работа может быть также использована при чтении и изучении русской

светской и церковной литературы.

Апробация результатов исследования. Работа обсуждалась на

аспирантском объединении (февраль 2004 г.) и заседании кафедры русского

языка филологического факультета Ml 11У (июнь 2004 г.). По теме

диссертации были прочитаны доклады на следующих конференциях:

I Межвузовская научная студенческая конференция (Москва, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ), май 2001 г.);

XII Ежегодная Богословская конференция (Москва, ПСТБИ, январь 2002 г.);

I межвузовская конференция молодых ученых (Москва, Mill У, ноябрь 2002 г.);

всероссийская научная конференция «Первые Пасхальные чтения» (Москва, Mill У, апрель 2003 г.);

III Межвузовская научная студенческая конференция (Москва, ПСТБИ, май 2003 г.);

XTV Ежегодная Богословская конференция (Москва, ПСТБИ, январь 2004 г.);

международная научная конференция «Социальные варианты языка-Ill» (Нижний Новгород, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, апрель 2004 г.). Основные положения работы отражены в пяти публикациях.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, библиографического раздела и приложения.

Во Введении обосновывается актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются цель и задачи работы.

Первая глава посвящена языку, функционирующему в православной среде, и характеристике источников. В 1 рассматриваются взгляды на проблемы, связанные с понятиями религиозно-проповеднический стиль, православный социолект и подъязык православия. 2 посвящен описанию состава анализируемых источников, кратко охарактеризована их структура; рассмотрены особенности жизнеописаний на разных языковых уровнях (особое внимание уделено лексическому уровню), проанализировано отражение лексики православной культуры в лексикографических изданиях ХХ-ХХІ веков.

Во второй и третьей главах описаны тематические группы лексики, характерной для православного общества и активно употребляющейся в жизнеописаниях.

Вторая глава содержит анализ наименований священнослужителей, монашествующих и мирян. В 1 рассматриваются нарицательные наименования этих лиц; 2 посвящен особенностям антропонимов; в 3 показывается, каким образом рассмотренные наименования функционируют в текстах жизнеописаний.

Третья глава представляет собой описание главным образом предметной лексики, описывающей реалии церковной жизни: названия, устройство и внутреннее убранство православных храмов и монастырей ( 1); виды богослужений РПЦ и предметы, использующиеся при богослужении (священные сосуды, книги, облачения), особенности названий праздников и постов ( 2). В 3 данной главы кратко рассматривается лексика, описывающая духовную жизнь православного христианина.

12 В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются

выводы, намечаются дальнейшие пути исследования.

Список сокращений содержит аббревиатуры и другие сокращения, использованные в данной работе.

Библиография состоит из трех разделов: в раздел Источники включены источники, анализируемые в диссертационной работе; раздел Литература состоит из научной, учебной, справочной и другой литературы, использованной при написании настоящего исследования; в отдельный раздел — Словари — вынесены лексикографические источники.

Приложение представляет собой алфавитный список лексических единиц, в той или иной степени рассмотренных в диссертационной работе. Для каждого слова указана страница, на которой оно употреблено в исследовании, а также отмечено, как данное слово толкуется в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, в «Словаре русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой, в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой и в «Словаре православной церковной культуры» Г. Н. Скляревской.

class1 ЯЗЫК ЖИЗНЕОПИСАНИЙ НОВОПРОСЛАВЛЕННЫХ

СВЯТЫХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ class1

О языке церковной литературы

В последние десятилетия, когда прекратились гонения на Русскую Православную Церковь и началось возрождение духовной жизни, в гуманитарной науке возрос интерес к религиозной сфере. Появляются лингвистические и литературоведческие работы, посвященные церковной тематике (см. [55] ). В литературоведении активно разрабатывается тема «Православие и русская литература», напр., «Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков» [60], И. А. Есаулов «Категория соборности в русской литературе» [62], (см. также [59; 73; 125] ). В области лингвистики появляются работы, посвященные общей теме «Язык и религия» [81], языку некоторых церковных жанров: проповеди, послания, молитвы [67; 99]; изучается и получает лексикографическое описание словарный состав языка церковной культуры и литературы [34; 51; 52; 64; 65; 105; 150], выделяется даже особый религиозно-проповеднический стиль [44; 50; 53; 76].

Однако часто недостаточное знание церковного богослужения, устава и вообще церковной жизни приводит к неадекватному анализу описываемых явлений, вследствие чего появляются такие фразы, как «Состав текстов суточного цикла, а также чинопоследования, т. е. порядок следования молитв, песнопений и чтений, был определен отцами Церкви. При этом особой сложностью отличается чин литургии1» [81, с. 190], «дьяконы / диаконы ... прислуживают2 епископам и пресвитерам, но сами таинств не совершают; провозглашают Ектеньи, читают Евангелия1, подготавливают2 на алтаре3 все необходимое для литургии... Дьякон, принявший монашество,4 называется иеродиаконом» [51, с. 86]; «Так, для религиозно-проповеднического стиля ... характерны лексические единицы, а также сочетания слов, представленные только в данной подсистеме. К этой категории относятся ... наименования богослужебных текстов5 (Триоди, Общая минея, Служебник, Октоих) ... детали облачения священнослужителя (омофор, поручи, полукафтанье ...), священные предметы (пожица, дискос...)» [50, с. 34] и т. д. Отдельно остановимся на понятті религиозно-проповеднический стиль.

Нарицательные наименования

Клир Русской Православной Церкви включает в себя высших клириков — священнослужителей, и низших — церковнослужителей, но чаще номинация клирик относится только к священнослужителям, то есть к лицам, носящим священный сан: «Эта благочестивая традиция сохраняется в Свято-Троицком соборе и доныне, когда на богослужениях поминаются имена усопших клириков, монахов и монахинь давно разоренных и уничтоженных монастырей». [6, с. 65] Употребляется в текстах и сама номинация священнослужитель: «Архиепископ видел — дело может дойти до того, что будут арестованы все священнослужители епархии и некому будет совершать таинства». [7. 5, с. 14]

Основными собирательными существительными, обозначающими совокупность священнослужителей, являются слова священство, духовенство, клир: «Погребение тел новомучениц совершил Патриарх Дамиан в сослужении многочисленного духовенства» [8, с. 47]; «В отце Зосиме владыка нашел твердого и мужественного защитника православия, и в 1925 году направил его служить в Введенский храм в Иванове, так как ... многие из клира храма склонялись к переходу к обновленцам» [7. 5, с. 66].

Различия в наименованиях священнослужителей зависят от ряда факторов, основные из которых таковы: 1. степень священства;

Храм и его убранство. Монастырь

Помимо наименований лиц в церковной литературе можно выделить еще несколько тематических групп, отражающих разные стороны церковной жизни: храм и его убранство; иконы; богослужения и требы; священнические облачения; посты и праздники и др.: «На Маросейку я пришла совершенно случайно приложиться к Плащанице в Великую Пятницу и впервые ощутила, что это Сам Господь умерший»; «На солее против северной двери левого придела, как раз напротив жертвенника, Батюшка благословил двум сестрам читать помянники и записки, пока идет литургия оглашенных» [1, с. 226, 200].

В жизнеописаниях новопрославленных святых каждая из групп представлена разным объемом номинаций, мы рассмотрим те, которые представлены большим количеством.

Помимо конкретной лексики, распределяющейся по тематическим группам, будет проанализирована и абстрактная лексика, характеризующая внутреннее устроение жизни человека.

1. Храм и его убранство. Монастырь

В данной тематической группе мы рассмотрим следующие подгруппы:

1. названия мест для богослужения;

2. устройство храма;

3. элементы внутреннего убранства храма;

4. названия монастырей и их устройство.

1.1. Названия мест для богослужения

Именования мест для богослужений зависят от структуры помещения и вероисповедания. Поскольку мы анализируем жизнеописания святых Русской Православной Церкви, в текстах чаще всего будут встречаться наименования мест для православного богослужения. Православное богослужение совершается, как правило, в особых зданиях, имеющих названия храм, церковь или собор. Рассмотрим значения данных слов, а также и производных от них, в современном русском языке и сравним их с теми значениями, которые эти существительные имеют в жизнеописаниях новопрославленных святых РПЦ.