Введение к работе
Актуальность исследования. Ввиду выдвижения семантики на передний план лингвистического исследования в последнее врем ' категория коннотации не может быть обойдена ни в одном ваде семантического разыскания. В 70-90-е годы появилось немага р бот,освещающих различнне аспекты проблемы коннотации: иеслед вания И.В;»Арн(Ш.дД.Г.Шбенко,В.й.ІЬвердовского,В.Н.Іридшіа, О.В,ЗагоровскойіН.А.І!упиной,Н.А.%кьяновой,И.А.Стернина,В.Н. і лии,В»Е.Харченко,В.й.іаховского и др.
Тем не менее некоторые вопросы не получили пока глубокого всестороннего освещения: недостаточно изучено соотношение ко; негативного и денотативного содержания,соотношение коннотатлз них сея в лексическом значении экспрессивных лексических едш разных грамматических классов,не определен статус стнлястичеч кой окраски и т.д. Чрезвычайно широкое толкование имеет б лш генетической литературе и сам термин "коннотация" - от сянош ма "экспрессивности" или отдельных ее составляющих /в работаз Н.А;Лукьяновой,Е.В.Скворепкой,В.К.Харченко,В,Й.Шаховского и др./ до всей "непрямой информации" в слове /Г.В.Колшанский,А! Филиппов и др./.
В данной работ коннотация исследуется как сущность семавч ко-етилистическая,как "дополнительное содержание слова /или выражения/,его сопутствующие семантические или стилистические оттенки,которые накладываются на его основное значение,служаї для выражения разного рода экспрессивно-эмоционально~оценочнн . обертонов и могут придавать высказыванию торжественность ,нгра вость,непринужденность,фамильярность и т.п. .
Незнание коннотации,по мнении В.Й.ІЬвердовского, "приводит к нарушению или недостаточному уровню взаимопонимания" между адресантом и адресатом вообще и автором произведения и читате лем в частности.
Все это и обусловило выбор проблематики данного исследован
Ахманова 0.С. Словарь лингвистических терминов,- 2-е изд., стер.- М.:Сов.энциклопедия, 1969,- С.203-204. Говердовский В.й. О предпосылках создания коннотационного словаря // Теоретические проблемы семантики и ее отражение в одноязычных словарях.- Кишинев, 1982.- С.214.
Внбор объекта исследования - коннотативно окрашенной лексики в художественном тексте - определил тот факт,что до настоящего времени лингвистов привлекали либо отдельные тематические грушш внутри какой-нибудь части речи /например,существительня со значением, лица или глаголы психического-воздействия в иссле дованиях Т»А|Трипольской и Е.В.Єкворецкой/,либо отдельна компонента коннотации /образность - в работах О.й.Блиновой.С.М.Ме зенжна.А.й. Федорова и др; ,эмотивность - в исследованиях I. Г.Ба бенко,В.И.Шаховского и дрг,интенсивность - в работах І.ИіШей-гала и т.д;/,либо коннотативно окрашенная лексика одного из стилистических пластов /разговорного - в работах HJU Лукьяновой, "високого" - в исследованиях Н.Н.йвановой и т^дг/^яибо тол ко узуально.закрепленная лексика /в работах І.Г.Бабенко.Ф.ЩФв лина и др;/,тогда как для современного уровня разработки проблеми коннотации,на наш взгляд .необходим системный подход, привлечение к анализу не только отдельных групп,но я делах классо лексических единиц,раесмотрение фактического материала всисте ме текстов .в первую очередь - художественннх,поэтических,как наиболее экспрессивных,обладающих максимальной "сгущенностью материала",допускающих широкие возможности ассоциативного развития и обогащения в читательском восприятии,а значит и реализации коннотативннх компонентов в семантике слова;
Основанием для включения стихотворений в материал исследова ния и объединения их в некоторую подсистему внутри системы поэтических текстов в целой являлось наличие в произведении тако го формально-и содержательно организующего элемента,как эпи-гтзаФ.который.будучи одной из"силышх позиций'' текста .часто оказнвается ключом, к его интерпретации,обеспечивая адекватное авторскому замыслу восприятие произведения. В последние годы отчетливо наметилась тенденция к тому,чтобн признавать такие "дополнительные" компонента произведения, как эпиграфы, посвяще-ния,авторские предисловия и т.п; не служебными дополнениями к основному тексту,а "равноправными составляющими произведения, находящимися в сложном и неоднозначном соотношении с текстом". Часто именно эпиграф проясняет коннотацию слова в тексте,"высвечивая" различные оттенки значения.
Арнольд Й.В. Значение сильной позиции для интерпретации худо жественного текста //иностранный язык в школе.-1978.-Д4.-С.2 Мильчина В..Поэтика примечаний //Вопросы литературы,- 1978;-*И,- С.229.
Таким образом,матерналеи исследования в нашей работе является система поэтических текстов /400 стихотворений 65 совре-меяннх русскоязычных авторов/,организованных зшграфаш,в результате анализа которых была составлена картотека, содержащая более 3,5 тысяч употреблений коянотативно окрашенных лексических единиц;
Цель работа - изучить коянотативно окрашенную /экспрессивно и стилистически маркированную/ лексику в поэтическом тексте, организованном эпиграфш^в семантяхо-стилистическш аспекте.
Задачи исследования: I/ выявить закономерности /тенденции/ соотношения коннотативяых сен в лексическом значении экспрессивов,принадлежащих к разным частям речи;
2/ проанализировать связь экспрессивных компонентов коннотации /образности,эмоциональной оценки,интенсивности/ со стилистической окраской слов;
3/ выявить особенности функционирования не-нейтральной лексжки в эпиграфе и тексте под эпиграфом.
Методы исследования. Для выявления и описания коннотативного значения не-нейтрального слова ш применяли комплексну!) методи-ку,вклвчаюцую контекстный анализ .метод ндентифакации.де^шшщ-оннай анализ.вероятностно-статистический метод,причем роль каждой части этой методики оказывается различной при анализе коянотативно окрашенных единиц разных типов.Так,контекстннй анализ на наи взгляд,является ведущим при рассмотрении метафорических ЖВ /пятерня самолета.зареве!. кредитов,мятая, аизнь. ослепнуть памятью .cMgpjcaejcsa разум и т.п./ и лексических единиц,содержащих адгерентную оценку /"Как угодно по воздуху может плыть /Самолет - продувная бестия;».."."... бессильна ... перед Фрейдом,/ жоторый,хоть и слал антинаучным,/но действовал.метеавеп.безот-казно..;" и т;п./,тогда как для выявления коннотативного компонента /КК/ *интенсивность* и ингерентной оценки эффективен дефиниционный анализ -/наш?.- ггромаяа - огромный предает,4<экь большое сооружение; бредни '/разг.пренебв../ - нелепые,страннне ннсли и т. ні/.
Научная новизна работы определяется как рассматриваемым материалом,до сих пор не подвергавшимся системному исследования), так и подходом к его изучению,поскольку предпринимается попытка выявления всех, коянотативно окрашенных лексических единиц в некоторой систеие текстов и устанавливаются /на этом материале/ определенные закономерности сочетаемости КК в семантике
экспрессивно и сишютичеега маркированных ЛЕ разных грамматических классов, обнаруживаются тенденции в употреблении и-функционировании не-нейтральной лексики в поэтическом тексте,организованном эпиграфом.
Практическая ценность работы; Материала и вывода реферируемой диссертации могут быть использована при дальнейшей разработке теории коннотации,в лексикографической практике при составлении коннотационного словаря или словарей экспрессивной лексики,при подготовке вузовеких лекционных курсов по лексикологии, стилистике .лингвистическому анализу художественного текста, специальных курсов и семинаров.
Апробация работе. Диссертация обсуждалась на кафедре русско го языка Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова /1996г./ и на кафедр русского и иностранных языков Омского областного ЙПКРО /1996г./*
Структура диссертации. Диссертация состоит из введеяия,двух глав,заключения,списка использованной научной литературы /188 наименованийДсписка источников /эпиграфированннх стихотворений 65 авторов/,таблиц.отрахавдих соотношение коннотативно окрашенных частей речи в разных стилистических пластах и соотношение коннотативннх компонентов в ЛЕ разных частей речи?