Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы, связанные с проблемой исследования .9
1.1. Основные особенности богословских взглядов А. Меня и отношение к ним представителей традиционного православия 9
1.2. Лингвокультурология и ее понятийный аппарат 13
1.3. Разнообразие подходов к пониманию термина «концепт» в современной лингвокультурологии 19
1.4. Структура культурного концепта и вопрос о классификации культурных концептов 29
1. 5. Понятие «концептосфера» 34
1. 6. Прецедентные тексты как единицы текстовой концептосферы 37
Выводы 43
ГЛАВА 2. Общехристианские концепты в традиционном православии и в богословских трудах А. Меня 46
2.1. Концепт Бог 50
2.2. Концепт вера 81
2.3. Концепт христианство 92
2.4. Концепт церковь 100
Выводы ПО
ГЛАВА 3. Нетипичные для традиционного православия концепты в богословских трудах А. Меня 112
3.1. Концепты Абсолют, Абсолютное; Запредельный, Голос; причинность; принцип причинности; Первопринцип, Первопричина, Первоначало; Воля 112
3.2. Сравнительный анализ концептов, нетипичных для традиционного православия, с концептами типичными 121
Выводы 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125
- Основные особенности богословских взглядов А. Меня и отношение к ним представителей традиционного православия
- Концепт Бог
- Концепты Абсолют, Абсолютное; Запредельный, Голос; причинность; принцип причинности; Первопринцип, Первопричина, Первоначало; Воля
Введение к работе
Наследие А. Меня, которое представляет собой очень значимый компонент современной духовной культуры нашего общества, изучено еще мало Внимание исследователей в основном привлекали его общие мировоззренческие установки, но детального и комплексного лингвокультурологического анализа концептосферы этого уникального богослова пока еще нет. В настоящее время, когда так изменилась роль церкви как социального института, когда изменился концептуальный, культурный фон жизни нашего общества и появился большой интерес к религиозным верованиям, появилась потребность осмысления обширного и глубокого наследия А. Меня не только с собственно богословских позиций, но и с позиций лингвокультурологии, ибо именно в религии и в языке коренятся все начала человеческой культуры. Объектом исследования являются концепты в богословских произведениях А. Меня и в трудах, относящихся к традиционному православному богословию. Предметом исследования является сравнительный лингвокультуроло-гический анализ ряда ведущих общерелигиозных концептов в трудах А. Меня и в традиционном богословии, а также концептов, которые используются А. Менем, но которые для традиционной догматики не типичны. На основании лингвокультурологического подхода богословское наследие А. Меня изучению еще не подвергалось. Этим определяется актуальность и новизна данного исследования.
Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать ведущие концепты богословских трудов А. Меня и выяснить специфику его концептосферы по сравнению с традиционным православием.
Целью исследования определяются его задачи:
1. Обосновать исходные теоретические положения исследования.
2. Собрать материал для изучения.
3. Выработать принципы собственного подхода к анализу изучаемого объекта.
4. На основе этого подхода проанализировать весь собранный фактический материал, выделить в нем ведущие концепты и проанализировать их на основании выработанного подхода.
5. Сопоставить концептуальное пространство А. Меня с концептуальным пространством православной традиции.
6. В результате выполненного анализа выяснить особенности мировоззрения А. Меня по сравнению с православной традицией.
7. Наметить перспективы дальнейшего изучения концептов, имеющих религиозную и общекультурную значимость, в избранном направлении.
Решение поставленных задач позволяет вынести на защиту следующие положения:
1. Мировоззрение А. Меня представляет особый интерес, ибо в нем отразилась длительная эволюция мирового религиозного сознания и стремление осмыслить проблемы богословия с учетом общенаучных положений и духовных запросов, возможностей современного человека. В результате этого в произведениях А. Меня сложилась очень своеобразная индивидуальная концептосфера.
2. В настоящее время понятие «концепт» привлекает большое внимание ученых. Сформировался ряд подходов к изучению концептов - психолингвистический, логический, лингвокультурологический, антропоцентрический. В связи с тем, что концепт многогранен, к его изучению плодотворно применение каждого из этих подходов. В данной диссертационной работе для исследования избран подход лингвокультурологический, который основан на понимании концепта как посредника между человеком и культурой. Этот подход плодотворен с разных точек зрения, в том числе и с той точки зрения, что позволяет достаточно убедительно и в деталях показать, в чем конкретно заключается связь мировоззрения А. Меня с традиционным православием, а в чем - отличие от него.
3. При лингвокультурологическом подходе концепты, функционирующие в изучаемом тексте, анализируются на базе прецедентных текстов. Ряд концептов из числа тех, которые лежат в основе мировоззрения А. Меня, анализируются на базе богословских трудов его предшественников и современников, т.е. анализ осуществляется на основе принципа от текста - к концепту.
4. Представилось целесообразным выделить концепты двух типов - общехристианские концепты и концепты, не являющиеся типичными для традиционного православия, ибо это дает возможность сопоставить его мировоззрение с положениями традиционного православия. В качестве общехристианских были проанализированы концепты Бог, вера, христианство, церковь, а в качестве тех, которые не являются типичными для традиционного православия, концепты Абсолют, Абсолютное; Запредельный, Голос; причинность, принцип причинности; Первопринцип, Первопричина, Первоначало; Воля.
5. Основной результат выполненного лингвокультурологического сравнительного анализа избранных для изучения концептов заключается в том, что А. Мень, несмотря на то, что он внес в понимание каждого из концептов, включая и ведущие общехристианские концепты, элементы своего собственного понимания их, оставался, несомненно, в рамках православия.
6. Основная специфика концептосферы А. Меня:
•Наиболее широко в трудах А. Меня представлены концепты Бог, вера и христианство. Концепт церковь у А. Меня оказался менее ёмким, чем в православной традиции. У А. Меня более отчетливо просматривается тенденция не отождествлять церковь с верой.
• Расхождения в семантике концептов Бог, вера и христианство у А. Меня и в традиционном православии в основном заключаются в том, на чем делается основной акцент. Так, например, у А. Меня делается акцент на том, что Бог познаваем, постижим в определенном смысле и в определенных условиях, и гораздо меньше используются компоненты концепта непознаваемый, непостижи 7 мый, ибо связь человека с Богом у него характеризуется более тонко, разносторонне и явственно (см, с. 57-59), хотя и в традиционном православии можно найти использование компонентов познаваем, постижим в семантике этого концепта (см. с. 59). В содержании концепта вера акцент делается на том, что «внешнее исполнение обрядов - далеко не всегда показатель благополучия веры» [А. Мень, История религии, с. 8], хотя и у представителей догматического православия говорится о том, что «христианство, православие - это не только обряд» [А. Кураев, Вызов экуменизма, с. 225]. • Семантика нетипичных для традиционного православия концептов, используемых А. Менем, практически почти полностью совпадает с семантикой типичных для православия концептов Бог, вера, христианство, так что в богословских трудах А. Меня эти концепты в силу своей емкости и многокомпонентности выступают как религиозные и общекультурные константы. 7. Критика мировоззрения А. Меня обусловлена, с одной стороны, тем, что его труды еще очень мало изучены, а с другой - тем, что есть противоречия у самих представителей догматического православия. Это отчетливо обнаруживается, например, в отрицательном их отношении к экуменистическим воззрениям А. Меня, ибо, когда дело касается прошлого, представители традиционного православия отмечали прогрессивную, объединяющую силу христианства по отношению к другим религиозным взглядам.
Теоретическая значимость выполненного исследования заключается в том, что его результаты в целом способствуют дальнейшему развитию лингвокультурологического подхода к изучению концептосфер ЯЗЫКОВЫХ личностей, дальнейшему развитию лингвокультурологии и антропоцентрической лингвистики.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для подготовки учебных пособий по лингвокультурологическому анализу текста, а также при продолжении де тального изучения концептосферы А. Меня, что имеет значение для объективного осмысления его места и роли в развитии религиозной мысли, в духовной жизни нашего общества.
Материалом для исследования послужили проповеди, эссе, публицистические труды, очерки, религиозно-философские размышления и курсы лекций по основам богословия А. Меня; православная богословская литература; толковые словари русского языка, философские словари.
Методологической основой исследования является системный подход к объектам изучения, а также достижения последних лет в области лин-гвокультурологии и когнитивной лингвистики, лингвистики текста (работы Д.С. Лихачева, А. Вежбицкой, Н.Д. Арутюновой, Ю.С. Степанова, З.Д. Поповой и И.А. Стернина, Е.С. Кубряковой, Г.Г. Слышкина, В.И. Карасика, О.Н. Селиверстовой).
Методы и приемы исследования. При анализе объекта исследования и для решения поставленных задач использовались следующие основные методы: метод лингвистического наблюдения и описания, метод компонентного анализа, сравнительно-сопоставительный метод на основе элементов системного подхода к объекту изучения.
Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в докладах на Международной научно-практической конференции «Текст в системе высшего профессионального образования» (ТГПИ, г. Таганрог, 2004); на Межвузовской научно-теоретической конференции «Речь. Речевая деятельность. Текст» (ТГПИ, г. Таганрог, 2004); на Международной научной конференции «Русская философия и Православие в контексте мировой культуры» (Куб-ГУ, г. Краснодар, 2004), а также на ежегодной научно-практической конференции преподавателей ТГПИ в 2005 г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка условных сокращений, списка проанализированных трудов А. Меня, библиографии и двух приложений.
Основные особенности богословских взглядов А. Меня и отношение к ним представителей традиционного православия
Для каждого, кому близки и дороги вопросы духовной культуры, личность А. Меня должна представлять особый интерес. Во взглядах А. Меня отражена длительная эволюция мирового религиозного сознания, конец которой — христианство. «На протяжении веков люди исходили несметное множество дорог и тропинок; они испытали и взвесили почти все, что в состоянии был охватить человеческий дух, - от мироотрицающей мистики, до богоотрицающего материализма. И лишь тогда, когда пути эти были пройдены и поиски исчерпаны, наступила, выражаясь библейским языком, полнота времени» [Мень, 1994, 7]. Мир оказался перед Откровением величайших тайн, и человеку были указаны пути к совершенной жизни. С грехопадением прародителей человеческого рода произошел сначала разрыв с Творцом и человечество впало в самые грубые формы идолопоклонства, но впоследствии под действием Промысла Божия человечество в результате длительной религиозной эволюции постепенно возвращалось к Творцу и к истинному богопо-знанию. Восхождение - такова история человечества, а христианство - вершина этой горы.
Человеческому существу, чтобы жить... необходимы система координат, философия жизни, религия (или заменитель религии), причем они нужны ему почти в той же мере, что и солнечный свет, кальций или любовь [Маслоу, 250].
Отношение А. Меня к многообразию религиозного опыта во многом не совпадает с официальным мнением Ортодоксальной Церкви. Так, в учении А. Меня отчетливо прослеживается то обстоятельство, что во всех религиях он видит искры единого огня. И это отношение к другим религиям оказывается более веротерпимым, чем в традиции. Допустим, в Основном богословии религиозный опыт многих святых Католической Церкви рассматри вается как «прелесть» (то есть обман чувств), а отношение к этому опыту в
трудах А. Меня обычно положительное. Важно отметить и то, что он являлся сторонником экуменизма по отношению к разным течениям христианства.
А. Меня обвиняли в «собственной научной недобросовестности (проявляющейся в умышленном искажении первоисточников)» [Антиминсов, 6]. Но он писал, что в его книгах «нет ничего такого, что не опиралось бы на первоисточники и на выводы современных исследователей». А. Мень считал, что его библейские комментарии и применяемые методы исследования Библии не посягают на духовный авторитет священной книги [Мень, 1971, 15-16], а духовный авторитет Библии состоит в том, что она содержит непогрешимое, безупречно верное учение б спасении человека. Воззрения А. Меня в этом отношении отличаются тем, что в осмыслении Библии и библейских персонажей ему в большей степени свойствен исторический подход, причем конкретные образы имеют для него многоплановый смысл.
В чем конкретно состоят расхождения А. Меня с традицией, «многочисленные и серьезные уклонения от православного вероучения»? [Антиминсов, 6].
Одно из главных расхождений - вопрос о достоверности Священного Писания. Церковное понимание достоверности Библии хорошо отражено в словах святого Иоанна Кронштадтского: «...все Священное Писание бого-вдохновенно есть, как говорит Апостол, значит - истинно, и в нем нет вымышленных лиц, басен и сказок, хотя есть притча, а не собственное сказание, где всякий видит, что речь идет приточная. Все Слово Божие есть единая истина, целостная, нераздельная, и если ты признаешь за ложь одно какое-нибудь сказание, изречение, слово, ты погрешишь против истины всего Священного Писания, а первоначальная истина его есть Сам Бог» [Кронштадтский, 102]. Для А. Меня в Библии (особенно в Ветхом Завете) далеко не все достоверно. А. Мень считал, что в основе библейских повествований лежат реальные сказания богодухновенного характера - откровения пророков. Но впоследствии, по прошествии веков, эти первоначальные пророчества обрастали разнообразными легендами и вымыслами (сравни - русские народные былины). Таким образом, необходимо отделить историческую основу библейских повествований от фантастического элемента, так как повествования исторического характера переплетаются здесь с легендами и мифами.
А. Меню ставят в вину смешение понятий «природа» и «ипостась»; понятий «зло», «смерть», «несовершенство», однако признают, что «нельзя сказать, что отец Александр следует какому-то определенному лжеучению» [Антиминсов, 16-17]. В трудах отца Александра можно встретить идеи арианства - о тварном боге-посреднике в создании мира, являвшемся в теофани-ях Ветхого Завета [Мень, 1971, 335]; манихейства - о том, что мир сотворен в результате борьбы сил добра и зла [Мень, 1971, 594; Мень, 1981, 30-31]; пе-лагианства - о том, что грехопадение не изменило природы человека [Мень, 1971, 548-549]; несторианства - о том, что Христос был подвержен греху [Мень, 1983, 70] и страдал на кресте как простой человек [Мень, 1983, 294]. Очень опасными (и менее приметными) считаются расхождения А. Меня с Православной Церковью в области нравоучения.
Концепт Бог
«Гибель отца Александра чрезвычайно затрудняет выработку нормального отношения к его письменному наследию: посмертно отец Александр был лишен права на диалог,... светское и церковное общественное мнение разошлись в восприятии отца Александра» [Кураев, 178]. По мнению А. Кураєва, основная причина этого кроется в самом А. Мене, в его личности и в том пути церковного служения, по которому он шел. «Отец Александр был миссионером по всему складу своей души. А быть миссионером - это очень опасно. Миссионер, ушедший к язычникам, может потеряться среди них. Миссионер всегда немного вне Церкви. Он обращается к людям, далеким от Церкви, ...кроме языка, миссионер заимствует у своих собеседников еще и некоторые их представления. Но иногда степень неизбежного приспосабливания миссионера к его потенциальной пастве становится угрожающей» [Кураев, 179]. «Как о потерявшемся миссионере приходится говорить об отце Александре Мене потому, что он не смог ощутить ту грань, за которой уже нельзя идти ни на какие уступки ради сиюминутной эйфории всеобщего единомыслия и ради аплодисментов публики» [Кураев, 183]. Основной проблемой А. Меня как священника православной церкви, проповедника-миссионера, писателя, общественного деятеля было, как считает А.Кураев то, что он был «батюшкой да», то есть не умел говорить пастве слово «нет». В результате этого в его взглядах (особенно в публичных выступлениях) зачастую находили поддержку модные религиозно-философские течения, не одобряемые ортодоксальной церковью: оккультизм (теософия, антропософия, Агни Йога, уфология, парапсихология, труды Даниила Андреева, НЛО, нетрадиционная медицина и психолечение, спиритизм и др.). Кроме того, А. Мень был униатом, экуменистом, сторонником объединения Западной и Восточной Церквей, глубоко симпатизировал протестантизму, в своей писательской деятельности высказывал прокатолические взгляды.
Впрочем, А. Кураев во многом оправдывает А. Меня. Дело в том, что идеи экуменизма витали в церковных кругах в период деятельности А. Меня, ежемесячно проходили братские встечи представителей Церквей-сестер. Идея объединения христиан - общее настроение той поры. Основополагающим направлением в 60-70 годы была борьба с атеизмом, стремление привить атеистам веру, интерес к религии любыми путями, не спугнуть зарождающееся религиозное сознание. Именно в это время А. Мень пишет свои книги. На современном этапе на первый план выходят борьба с ересями, сектами, засилием инославия, антихристианскими течениями. В свое время А. Мень много сделал, чтобы привести людей в православную церковь и ко Христу. Нельзя судить его посмертно только за то, что ситуация в стране и в церковной жизни изменилась. Многие критики А. Меня просто не утруждают себя подобными вопросами. Принципиально важно выяснить, как все это отразилось (и отразилось ли вообще) на понимании основных концептов общехристианского характера, и прежде всего на понимании самого ведущего концепта - концепта Бог. Компонентный анализ концепта Бог проводился в такой последовательности: I. Место Бога в мироздании. П. Качества и проявления Божества: 1)качества, представленные в виде наименований, касающиеся Божественной сущности; 2) разнородные качества как свойства Божественного естества. III. Связь Бога с человеком и отношение человека к Богу. В кратком варианте таблицы, в которой отражена основа, стержень концепта Бог (более полный см. в приложении), дан вариант разграничения этих групп компонентов концепта Бог, но следует учитывать, что переход между группами очень плавный, так как с семантической точки зрения концепт имеет континуальный характер. Кроме того, некоторые контексты содержат не один компонент семантики концепта из числа включенных в таблицу, так что могут быть помещены в разные ее разделы.
Концепты Абсолют, Абсолютное; Запредельный, Голос; причинность; принцип причинности; Первопринцип, Первопричина, Первоначало; Воля
Как видно из таблицы, для традиционного православия очень характерна тенденция к выделению разновидностей церкви на различных основаниях. А. Меню такое дробление не свойственно. То обстоятельство, что в таблице всего четыре наименования церкви разных типов, не значит, конечно, что в его обширном наследии нельзя найти еще каких-либо хронологических, географических и других наименований церкви, конфессий. Но значим сам факт такого соотношения, которое сделала наглядным таблица, основанная на проанализированном материале. Для этого есть объяснения, основанные на особенностях мировоззрения А. Меня. Его упрекали в чрезмерной открытости, в экуменизме. Но он считал, что долг каждого христианина избежать разъединения, и, в особенности, разделения христиан. Он был глубоко уверен в чистоте оптинской православной традиции, но не переставал мыслить церковь во вселенском масштабе. Для А. Меня традиция - дело второстепенное; он не видел особой разницы между католичеством и православием, так как в церкви будущего эти различия исчезнут. Экуменизм был для него не только потребностью, а и условием выживания рода человеческого. Религиозное единство может быть основой единства политического. Духовный сепаратизм в наше время не столько архаичен, сколько смертельно опасен. Он понимал, что разделение конфессий - факт исторически и весьма условный.
В целом же, подводя итоги этого раздела, следует отметить, что хотя сравнительно небольшая представленность в трудах А. Меня компонентов концепта церковь и обусловлена тем, что он не связывал служение Богу непосредственно с церковью так жестко, как это характерно для традиционного православия, но он и не противоречил традиции в основных положениях, касающихся этого концепта.
1. Выяснение содержания концептов, образующих концептосферу А. Меня, в том числе и концептов общехристианских - Бог, вера, христиан ство, церковь производилось методом компонентного анализа, что позволи ло осуществить сопоставление этих концептов с концептами традиционной догматики.
2. Компонентный анализ, выполненный на основе принципа «от текста - к концепту» с учетом их понятийных, оценочных и образных составляющих, позволил дать достаточно полное представление о содержании сопоставляемых концептов, вскрыть их многокомпонентность, многомерность.
3. Концепты Бог, вера, христианство, церковь носят цивилизацион-ный, универсальный характер, их осмыслению посвящено такое количество богословских трудов, охватить которое не представляется возможным даже в самых общих чертах. Но и то количество материала, которое было использовано в данном исследовании, позволяет сделать вывод, что трактовка самых ведущих концептов в трудах А. Меня в своей основе находится в русле православных традиций.
4. Однако широкий кругозор А. Меня, его всесторонняя образованность и особый склад ума дали возможность внести в содержание каждого из концептов индивидуальные черты, отражающие особенности его мировоззрения в целом.
Наиболее яркая специфика в понимании концепта «Бог» заключается в том, что Бог у него в принципе познаваем. Так, А. Мень говорит об озарении, о «мистической Встрече» [7,с.63], которая происходит в жизни почти каждого (часто - в экстремальной ситуации). Связь Бога и человека у А. Меня понимается более тонко и явственно, чем в православной традиции, хотя покров таинственности при этом, что сближает его взгляды с взглядами традиционными, у него сохранен. Связи Бога и человека уделяется большое внимание и при осмыслении других концептов.
Специфика в понимании концепта «вера» заключается прежде всего в том, что А. Мень подчеркивает роль веры как стержня любой культуры, ее динамичность, значимость для церковности, которая без веры мертва, и уделял особое внимание вопросу о постижении Бога.
При осмыслении концепта «христианство» А. Мень особое внимание уделял дальнейшим перспективам его развития и отмечал, что превращение христианства в официальную религию уродует его.
Специфика концепта «церковь» у А. Меня связана в тем, что роль церкви в жизни общества он представлял себе шире, чем представители православной догматики (церковь - творческое начало, культурный очаг), и придавал гораздо меньше значения церковной обрядности, чем они; характеризуя разные церкви, конфессии, уделял больше внимания тому, что их сближает, а не тому, что разъединяет.