Введение к работе
Актуальность диссертации определяется тем, что ее проблематика вводится в круг вопросов коммуникативно-прагматического синтаксиса, связанных с выявлением коммуникативно-прагматического потенциала языковых форм и его реализации в коммуникативно-речевом общении, в частности, в условиях репрезентации в ху-
дожественном драматическом тексте, актуализирующих жанрово-ком-гозиционные ориентиры анализа речевого взаимодействия.
Особое внимание уделено рассмотрению специфики функционирования повествовательного предложения-высказывания, поиск ключа коммуникативности которого обнаруживает, как известно, определенные сложности.
Цель диссертации состоит в исследовании особенностей осуществления говорящими речевого общения в плане выбора и употребления предложений-высказываний определенных КТП-В (в представлении дихотомической организации парадигмы КТП-В) при выявлении специфики художественной репрезентации речевого общения в драматическом диалоге.
Задачами исследования являются:
раскрытие коммуникативно-прагматического потенциала вопросительного, побудительного / повествовательного предложений-высказываний как КТП-В, позволяющего говорящим соответствующим их выбором не только эксплицировать коммуникативно-речевое намерение, но и реализовать определенное коммуникативно-речевое состояние;
выявление специфики репрезентации процесса коммуникативно-речевого взаимодействия говорящих-и-действующих лиц художественного драматического текста обнаружением параметров развертывания диалога;
выявление типов реплик говорящих-и-действующих лиц пьес Чехова как наиболее выразительных репрезентаторов взаимосвязи параметров развертывания диалога;
выявление составляющих коммуникативно-прагматического контекста выбора и употребления вопросительных, побудительных / повествовательных предложений-высказываний как означающих реализации коммуникативно-речевого поведения говорящих-и-действующих лиц в данный актуальный (зафиксированный) момент коммуникативно-речевого общения.
Теоретически значшым является определение места повествовательного предложения-высказывания в парадигме КТП-В, связанного с выявлением специфики коммуникативно-прагматического потенциала формы повествовательного предложения как КТП-В. названной в работе "вакуумной" (имеется в виду современное понимание вакуума как "живой пустоты").
Важным в теоретическом плане является также поворот тради-
ционной темы "коммуникативные типы предложений-высказываний в языке-речи" к говорящей личности с точки зрения выявления особенностей причинной мотивации выбора и употребления предложений-высказываний определенных КТП-В.
Важным является определение "материальных" показателей развертывания процесса речевого взаимодействия, фиксирующих динамику коммуникативно-речевого поведения говорящих.
Новизна работы состоит в том. что в ней осуществляется ранее не встречавшийся в специальной литературе подход к рассмотрению функционирования предложений-.-высказываний определенных КТП-В с точки зрения репрезентации коммуникативно-речевых состояний говорящих.
Кроме того, обнаруаен ряд коммуникативно-содержательных закономерностей развертывания художественного драматического диалога, который до сих пор исследовался главным образом в стилистическом и лексической плане, в сопоставлении с устно-речевой формой диалогического бытования, а также с точки зрения собственно-синтаксического структурирования.
Практическая значимость работы связана с представлением коммуникативно-прагматических, композиционно-жанровых, собственно содержательных ориентиров в рассмотрении предложений-высказываний определенных КТП-В, а также метода (способа) их взаимной "адаптации", позволяющего обнаружить ту сторону построения худоаественного драматического диалога, которая соотносится с развертыванием его собственно "текстовой" (читаемой, отстраненной от сценической) организации и формы. Основные положения, материалы и выводы работы могут быть использованы в курсе современного русского языка, ориентированном на проблемы коммуникативного синтаксиса, а также на занятиях по лингвистическому анализу художественного текста.