Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экспозиционно-речевой уровень как основа смысловой структуры художественного текста (опыт лингвостилистического толкования "малой прозы" А.П. Чехова) Левчив, Мария Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Левчив, Мария Николаевна. Экспозиционно-речевой уровень как основа смысловой структуры художественного текста (опыт лингвостилистического толкования "малой прозы" А.П. Чехова) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Одесса, 1990.- 19 с.: ил.

Введение к работе

На данном этапе развития лингвистики заметно актизизиро-ались творческие поиски в области лингвостилистики. -Обращение : целому тексту позволяет рассматривать стиль как категорию дн- -іїіінчоскуо, как способ использования языковых ресурсов-в соот-ізтствуодих высказываниях в зависимости как от конкретного'на3-' їачения, так и от индивидуальной ориентации говорящего или-пишу-;его. Коммуникативно-прагматическая функция художественного сло->а и контекста обусловлена, в порву» очередь, изданием автора іапазить читателя своими мыслями и чувствами, быть максимально ;онятым. Поэтому возникает необходимость целенаправленного и оду-:отворенного эмоционально-творческого диалога читателя и автора. ;то одна из наиболее конструктивных предпосылок для воспитания гнтательского мастерства, воздействия на ямсля и чувства-(а отвода - воспитания культуры чувств), для самовоспитания и еамо-тверг.ления "/тателя. Обеспечивается она, на нагл взгляд, целе-'.зг.разленним поэтапным освоение» композиционно-речевого уровня енста, осмыслением закономерностей его порождения.

Аксиоматично, что развертывания текста на композкцискко-іечевсм уровне происходит не путем механического нанизывания іреалочени?, их объединения в более крупные синтансическиз едини-гы (сверх'Їразов-:е единства), а путем развертывания деминирузде-о смыслового ядра. Ведущая роль при зтон отводится авторской їнтекции (коммуникативному намерение )4 Линейная посяедователь-юсть текста яоэточу не мочет слуяить основой анализа его скысло-;ой с. руитуры. Единство содержания и форш "удобнее, анализировать 'сверху-', а не "снизу", идя от высших проявлений формы, а не от :изших, захватывая как можно больпз объединенных э этом единст-л форчы и содержания явлений .

3 связи с указанными положениями представляется актуальным [эстоящее исследование, связанное с постижением композиционно-іече.зого уровня текста, более высокого, чем собственно-языковой і даже сятатно-рочевой, поскольку именно на упомянутом уровне ;росле.нва'отся и осязаются динамические и иерархические смысло-

Носкальская 0. Грамматика текста. - М.: Выетая скола, І98І.-С.55. ' Лихачев Д.С. О филологии. - М.: Еысиая скопа, 1989. - С. 50.

- d. -

вые связи и авторский замысел - первооснова целостности художественного произведения.

Основная цель работы состоит в выявлении и описании особенностей стилистико-смысяавой организации ранних рассказов А.П.Чехова с опорой на композиционно-речевой уровень.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач: I). осмыслить существенные аспекты, связанные с углубленны!.' прочтением произведений, выявлением индивидуализированного художественно-образного смысла, а тактке существуо'дий спектр принципов и приемов стилистического анализа с позиций целостности;

  1. определить конструктивное терминополе в русле едлнонап-равленного освоения композиционно-речевого уровня, образа автора и его речевой структуры;

  2. показать смыслообразуюцую роль композиционно-речевого уровня' в "малой прозе" А.П.Чехова путем выявления системных отношений между такими-речевыми единицами (контактными и дистантными), которые являются наиболее существенными на уровне идейно-худокественного контекста, отракачт авторский замысел.

Материалом исследования послужили 300 рассказов А.П.Чехова, в основном раннего-периода творчества (I880-I8S6 гг.). Для сравнения и выявления этапов становления творческой стилнстико-смысловой системы использовались и тексты, принадлежащие к позднему периоду. Выбор текстов мотивирован, во-первых, тем положением, что творческое наследие А.П.Чехова отличается богатством форіш и -содержания. Во-вторых, короткие рассказы являются удобны.; материалом для установления закономерностей текстообразовани и с.чысяообразования.

В работе используется комплексная, методика, которая вклччл. ет элементы лингвистического описания, систс.*.*но-структурного ана визе, с привлечением дефиниііконного и сопоставительного анализа.

Научная новизна к теоретическое значение исследования опре делящтся тем5 что s диссертационной работе впервые осуществлена попытка комплексного лннгвоетилистичсского анализа к пос;пг.сния кдейно-худойественно-образного сшела "малой прозы" А.П.Чехова, которая до этого не была объектом специального исследования. Дна лиз производится с опорой на композиционно-речевой уробєііь и его oeocya единицу - контекетєму. В процессе исследования было еыявл но два типа комлоэйционно-речезого развертывания скисла в рас-

- 3 - '

сказах А.П.Чехова - экстенсивный и интенсивный, что составляет определенный вклад в создание типологии художественной речи, а также в разработку с позиций целостности, динамичности и xspa-!-хичности принципов конструирования и-понимания художественно? речи.

Практическая ценность работы заключена прэяде всего з Заработке лингвостилистических ориентиров, позволяющих читателе пройти по пути, намеченному автором, в совершенствовании культуи-но-речевых навыков,, в изыскании более эффективных путей воспитания читательского мастерстза. Результаты исследования имеют непосредственный выход в вузовскую и школьную "практику преподавай,:'! курсов стилистики, лингвистического анализа художественного текста, культуры речи.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Основой смысловой структуры рассказов А.П.Чехова является композиционно-речевой-уровень, интегрирующий разнообъемные и разнодистанткые смысловые единицы в одно смысловое целое.

с. В начальны"/ период творчества А.П.Чехова формирование яаейно-худоязственно-образного смысла опирается на сюгетно-ре-зевой (лкнеРкыР) уровень повествования. 3 дальнейшем субъекти-зировакность и объемность смысла создается прегсде всего за счет іабиринта песекрецизаттихся ассоциативно-смысловых сцеплений.

3. В формально-смысловой текстовой организации рассказов і Л.Чехова выделяется два типа композиционно-речевого развертывания: экстенсивны!': и интенсивный. Часто наблюдается сочетание '.вух ти:, о в с одним ссминирующим.

Апробация patera проводилась в виде докладов и сообщений :а науиьо-практичесчих Гоголевских конференциях І98В-І989 гг. г.Нежин}, на межвузовских чтениях, посвягаенкых 190-летиэ со дня 'мения А.С.Путника (г.Кирозоград), на областных межвузовских т.-чнз-теоретическкх конференциях (г.Одесса, 1989 г.). Экспериментальная апробация результатов работы осуществлялась в школах УЗ' и № 207 г. Одессы.

Пооблематика, иель и задачи обусловили структуру работы. ;:ссерт"ация состоит из введения, трех глав, заключения и списка ^пользованной литературу.

Бо введении обосновывается актуальность работы, определи-'

отся цель, задачи и метода исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту..

В первой главе "К вопросу о сшслообразуощей роли композиционно-речевого уровня" в русле главной проблемы исследования предпринята попытка систематизации и уточнения ведущих положения лингвостилистики текста. В обобщенном виде рассматривается проблема смысла в. логико-философском и лингвистическом аспектах, формально-смысловая организация текста и пути его постижения и речевая структура "образа автора" в соотношении с композиционно-речевой организацией текста. Во второй главе "Основные типы композицион-но-речетворческой деятельности" предпринята попытка выделения и описания двух типов смысловой организации "малой прозы" А.П.Чехова: экстенсивного и интенсивного. Указанные типы рассматриваются на материале - ранних.рассказов А.П.Чехова с привлечением для сравнения произведений позднего периода. В третьей главе "Опыт лкнг-востилистического анализа рассказа А.П.Чехова "Ионыч" представлен целостный анализ позднего рассказа А.П.Чехова "Ионыч" с опорой на.композиционно-речевой уровень. В.заключении подводится итог работы и обобщаются основные результаты проведенного исследования, подробно изложенные в выводах после каждой главы.