Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕ.ІІІ реферируемой диссертации обусловливается позы~епным интересом лингвистической науки к проблемам категории модальности, "субъективности" языка, "субъекта речи" и ого'роли в формировании смысловой структури предложения;неразработанностью понятия "авторизация"; малоизучекностью в лингвистическом отношении исторических романов А.Ллдммаяова; необходимостью дальнейшей разработки и конкретизации теории "образа автора!' 13.В.Виноградова, в частности, в семантико-спнтаксическом аспекте функционирования языковых средств в художественном контексте. Исследование указанных разделоз представляет интерес, так как такой подход к интерпретации различных средств выражения авторизации подсказан самой стилистической системой писателя, основным принципом которой является ориентация на чктатехя, способного к творческому восприятию текста на историческую тему.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить и описать языковые средства выражения авторизации ла синтаксическом урозне в исторических . произведениях А.Алим;::анова, показать своеобразие их стилистических функций в авторской и персонажной речи, установить особенности их употребления в речи повествователя, близкого автору, и в речи носителя казахского языка вообще.
Цель работы определила следующие ЗАДАЧИ:
-
анализируя специальную литературу, поезяценную категория модальности, определить наиболее перспективные напразлешш и подход к изучению проблемы авторизации;
-
выявить па конкретном материале особенности употребления эксплицитных средстз выражения авторизации и обосновать явление авторизация как один из объективных способов выражения образа автора в худоестве;шом произзедендл: а) установить способы проявления "лиха" образа автора'и тем самым ахтузлнзярозать авторское ыировяделле, мяроозудение и т.п.; б) пронаблвдать особенности употребления'' языковых средстз выражения авторизации в речи повествователя л-'персонажей; в) указать своеобразие стилистических .г.уихцлЯ данных единиц;
-
показать необходимость комплексного филологического подхода к''анализу художественного произведения;
4) систематизировать языковые средства выражения авторизации на синтаксическом уровне в исторических романах А.Алим-кэнова и определить их специфику.
ОБЪЕКТОМ для исследования послужили исторические романы АлимжаноЕа А. "Гонец" (1974), "Стрела ї.'ахамбега" (1969),"Возвращение учителя, или Повесть о скитаниях Абу Касра Муххамеда кбн Тархана ибн Узлег аль-Фараби ат-Турки" (IS79) , "Дорога людей: Вчера.Сегодня.Завтра." (IS37) и др.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в следующем: сам материал исгоричосклх произведений А.Алимжаноза до сих пор не являлся объектом специального лингвосгилисгнческого анализа. Дается новое толкование термину "авторизация". Впервые вставные конструкции рассматриваются уяк средство авторизации,в связи с чем понятии "вставки" дается широкое понимание; такие грамматические явления как приложение, определение выступают в качестве синкретичных фактов языка. Средством выражения авторизации признается модально-дикталъная структура сложноподчиненного предложения изьяснигельного типа. Отдельные вопросы решаются по-новому: представлены схема модусного выражения авторизации,классификация вводно-модальных слов и схема их функционирования,система вставных конструкции, градация информации в плано достоверности/недостоверности ее.