Введение к работе
Изучение языка художественной литературы получило особое развитие в последние десятилетия нашего столетия. Среди проблем, которые интересуют филологов, назовем следующие.
-
Поэтические и прозаические тексты: их особенности и отличия, на что обращал внимание А.Н.Веселовский (Веселовскнй А.Н., 1989, 270-276).
-
Лингвистический и литературоведческий анализы текстов, основные принципы которых подробно рассматриваются в различных учебных пособиях для вузов (Мазилова А.Ю., 1988, Новиков Л.А., 1985, Харченко В.К., 1983,164-173 и др.).
-
Проблема целостного подхода к анализу языка художественных произведений (Щерба Л.В., 1957, 97-110, Воронина Т.Е., Гаврюшенко В.Г., 1979 и др.).
-
Основные критерии оценки художественных текстов (Рождественский Ю.В., 1979,129-132).
Внимание к изучению языка художественной литературы было вызвано необходимостью подъема общей духовной культуры, а также некоторыми достижениями в области лингвистики, определенными достижениями в области литературоведения, общими тенденциями современной науки.
Об интенсивности изучения языка художественной речи говорят прошедшие в 50-60 годы дискуссии: дискуссия о стилях языка (Вопросы языкознания, 1954-1955 г.г.); дискуссия «Слово и образ» (Вопросы литературы, 1958-1960 г.г.), а также появившееся за последние десятилетия значительное количество теоретических статей и монографий (Виноградов В.В., 1971; Винокур Г.О., 1991; Фриндлендер Г.М., 1972, 5-37).
Некоторые вопросы изучения художественных текстов прозаического характера к настоящему времени можно считать достаточно освещенными. В области поэтической речи еще остается ряд недостаточно единообразных или по-разному характеризуемых взглядов.
Актуальность нового обращения к поэтическим текстам связана с отсутствием общепринятой методики лингвосмыслового анализа, необходимостью комплексного подхода к изучению текстов поэтических произведений на базе лингвистики с учетом смежных дисциплин.
Одна из трудностей на пути комплексного исследования поэтических текстов состоит в отсутствии единой терминологии. Отметим, что исследования целого ряда авторов содержат отдельные типы семантических построений поэтического текста (Лузина Л.Г., 1985; Сильмаи Т.И., 1977; Тураева З.Я., 1986 и др.). Однако для использования в иссле-
довательскпх и учебных целях необходимо сделать обобщающее описание подобных типов текста. Вопросу анализа поэтических текстов посвящен ряд монографий и статен (Лотман Ю.М., 1972; Мальцева К.В., 1956; Рез З.Я., 1963; Яковлева Н.В., 1993 и др.).
Отмечаем следующие особенности поэтических текстов.
-
Слово в поэтическом тексте выполняет поэтическую функцию.
-
Слово в поэтическом тексте образно, т.е. выступает как выразительное средство языка.
-
Ритмическая организация стихового текста.
-
Наличие вертикальных рядов слов в поэтическом тексте.
-
Важность роли ключевого слова.
Исходя из этих положений, представляется возможным определить те задачи, которые стоят перед автором, создающим поэтический текст.
-
Определение темы и идеи произведения.
-
Отбор лексики (работа со словом).
-
Определение ключевого слова.
-
Определение степени образности используемой лексики.
-
Определение ритмической организации текста.
-
Выяснение наличия «вторичного моделирования» в тексте. Таким образом, в качестве главного требования к поэтическому
языку выступает тщательная работа автора над словом, отбор возможных языковых средств. «Как показывает опыт Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого и других классиков, высокохудожественные произведения создаются в результате самого внимательного отношения к слову, многочисленных и всесторонне продуманных исправлений, сокращений и замен» (Ефимов А.И., 1957, 173). Художественность, по мнению Н.Г.Чернышевского, заключается в том, чтобы каждое слово «было необходимо, неизбежно и чтоб как можно меньше было слов» (Чернышевский Н.Г., 1950, т.7, 452).
Такой подход к поэтическим (шире - художественным) текстам способствует также становлению индивидуального стиля создателя тек-1 ста.
Индивидуальный стиль автора, по мнению И.М. Подгаецкой, -«способ организации словесного материала, который, отражая художественное видение автора, создает новый, только ему присущий образ мира» (Подгаецкая И.М., 1982, 33).
Эти задачи должны определять в значительной мере и направление лингвистического исследования поэтического текста. Вместе с тем в каждом отдельном случае при работе по каждому из установленных к настоящему времени аспектов необходимо давать логическую оценку результатов реализации каждого аспекта.
В нашем исследовании представлены результаты анализа произведений, созданных местными авторами.
Понятно, что изучение поэтических текстов связано с вниманием к усложнению семантики языковых единиц всех уровней в художественных текстах, что требует поэтапного исследования произведения. В изученном нами материале того, что называется усложнением языковых единиц всех уровней, мы практически не наблюдаем.
Наиболее важным представляется именно логическая квалификация лексических средств текста, ибо она является опорной для всех других аспектов работы. Это приводит к дифференциации значений в толковых и переводных словарях, хотя учитывается специфика каждого языка.
В известных нам публикациях характеристики последовательности подхода к оценке работы над авторским текстом не находим. Предлагаем - в качестве рабочей - схему логико-лингвистического анализа поэтических текстов авторов второй половины XX века.
Тема представляемой работы - Явление избыточности в поэтических текстах малых форм (на материале произведений местных авторов).
Предлагаемое диссертационное исследование посвящено выявлению фактов избыточности в русской поэзии малых форм второй половины XX века.
Тема актуальна в связи с тем, что до настоящего времени существуют весьма разнообразные рекомендации, связанные с изучением языка поэтических произведений без достаточного внимания к соотношению достаточности и избыточности текста.
Объектом исследования послужили тексты (около 1400 произведений) 35 авторов Центрального Черноземья с привлечением текстов поэтов, пользующихся широкой известностью.
Предмет исследования - явление избыточности в поэтических текстах малых форм, созданных в конце XX века.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые
-
представлен фактический материал, свидетельствующий о возможности расхождения в понимании достаточности текста между автором и исследователем текста;
-
представлены рекомендации для выявления одного из отрицательных качеств текста - избыточности;
-
разграничены позиции в понимании смысла сочетания достаточность текста:
а) позиция автора;
б) позиция редактора;
в) позиция читателя;
г) позиция исследователя/
4) выявлены различные виды избыточности: избыточность слова, сочетания слов, строки, избыточность строфы, части текста, целого текста, заглавия.
Тема нашего исследования не предполагает всесторонней квалификации текстов. Но в каждом отдельном случае позволяет определить не только избыточность текста, но и дать более общую его характеристику, что можно использовать в условиях учебного процесса.
Цель предлагаемого исследования - обнаружить факты избыточности в поэтических текстах малых форм в произведениях, созданных местными авторами; конкретизировать и определить понятие избыточности, а также установить критерии определения избыточности. Эта цель связана с решением следующих задач.
-
Отбор поэтического материала определенного региона хронологически ограниченного периода, то есть создание корпуса фактического материала.
-
Установление контакта с отдельными авторами.
-
Выявление возможности работы с редактором и получение соответствующей информации.
-
Выявление возможности количественно-градационной характеристики фактов избыточности, содержащихся в изученных нами текстах, с опорой на основные понятия элементарной логики и указанием совокупности требований к тексту (Федорова М.В., 1989).
Решение этих задач позволяет подойти к достижению цели предлагаемого диссертационного исследования.
Методы исследования - описательный, сравнительно-лексикографический, информационно-контактный; были использованы также методики беседы с информантами и анкетирования.
Теоретическая значимость работы заключается в введении ряда новых рабочих положении, полезных при анализе поэтических текстов малых форм.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы для улучшения рабочей схемы оценки поэтического текста как служебного пособия для редактора и учителя-словесника, ибо таких разработок в издательствах и школах нет.
Апробация работы. Отдельные положения работы были изложены в выступлениях на научных конференциях в Белгородском государственном пединституте им. М.С. Ольминского в 1992-1993 г.г., в Белгородском государственном педуниверситете им. М.С. Ольминского в 1994-
1995 г.г., а также на межрегиональной научно-творческой конференции, посвященной 50-летию Победы и 70-летию со дня рождения В. Фёдорова (Белгородский государственный педуннверситет, 24-26 апреля 1995 г.); на научно-творческой конференции «Проблемы русистики» (сентябрь 1995 года, БГПУ им. М.С. Ольминского); студенческой научно-творческой конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А.Бунина (БГПУ им. М.С. Ольминского, октябрь 1995 года).
Структура работы. Работа состоит из введения, содержащего необходимую информацию о материале, а также общую характеристику диссертации, ее цели и задач, трех глав, заключения, списков использованной литературы и источников, а также приложений.