Введение к работе
Актуальность работы определяется тем, что интерпретация, будучи тесно связана с чтением художественного прожажедеяжя, становится одяжк жз способов его прочтения, в первую очередь на содержательном уровне. С другой сторожа, интерпретация - конечная цель при обучения иностранцев русскому языку, так как только s& уровне интерпретации художественного текста возможен выход в коммуникацию. Выяв -ление сеыатики категории Времени на базе рассмотрения средств ее выражения в характерных типовых ситуациях употребления - одеи из аспектов преподавания РКИ.
В качестве материала исследования избран роман Михаила Булгакова "Белая гвардия". Хроникальный характер ромаяа, концвптуальжость авторской картктгмира, в которой время является одной из главных составляющих, дают ключ к интерпретации.
Предмет исследования - языковые единицы, содержащие семантику темпоральности, а также экстралингвистические факторы, связанные с выражением категории времени. Язык описывает действительность, которая обладает параметром времени, поэтому он располагает богатым и разнообразным арсеналом внутренних средств для обозначения разных аспектов категории времени. Темпоральные признаки входят в семантику многих имен предметов, событий, а также их атрибутов.
Целью исследования является интерпретация романа М.Булгакова "Белая гвардия", понимаемая как единство истолкования содержательной стороны произведения (то есть смысла) и его речевого построе -ния, нашедшая выражение в специфике проявления категориального смысла времени.
Исследовательская задача - филологический анализ текста, позволяющий проникнуть в смысловую глубину текста путем наблюдения за типом его структуры и особенностями функционирования языковых средств, формирующих универсальные категории художественного произведения, среди которых ведущее место отведено времени. Главная задача может быть конкретизирована следующим образом:
-представить семантику художественного слова, передающего идею
времени в контекста произведения с проекцией на его участие в создании целостного смысла произведения;
-проанализировать функционирование слова на фоне других языковых единиц (словосочетание, сверхфразовое единство, текст);
-определить значение категории времени для создания вертикальной линии в структуре романа.
Разнообразие подходов к категории времени обусловливает то, что исследование проведено в рамках описательно-аналитического метода с элементами структурного, семантико-стилистического и концептуального анализа.
Научная новизна работы заключается в том, что
-предложенная интерпретация художественного текста произведена с учетом равной значимости и содержательной и языковой стороны произведения как единой системы, отражающей авторское видение картины мира;
-осуществлен комплексный анализ одного из важнейших романов М.Булгакова, в результате которого выявлен ряд основополагающих принципов организации текста;
-принципы и последовательность филологического анализа обусловлены объективными качествами конкретного произведения, но могут быть использованы в процессе интерпретации других текстов.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут дополнить известные способы комплексного филологического анализа и содержательной интерпретации художественного прозаического произведения. Метариалы к результаты могут быть использованы в курсах стилистики русского языка, в теории и практике обучения РКП, в первую очередь информация о языковых спосо -бах выражения временных отношений к спецдфине их текстового фун -кционирозания.
Апробация работы. Основные теоретические положения и практические выводы отражены в пяти публикациях и обсуадались на межвузовских конференциях молодых ученых "Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы" ( Санкт-Петербург, 1995, 1996), на международно* конференции "Русское художественное слово. Многообразие литературоведческих и лкнгвометодических методов"( Санкт-Петербург 1996)
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы , списка словарей и справочной литературы.