Введение к работе
Актуальность исследования определяется следующими факторами:
В последние десятилетия в отечественной филологии усилился интерес к поэзии Серебряного века, которая требует комплексного и всестороннего изучения.
Необходимо показать, что эгофутуризм И.-Северянина не сводится к эгоцентрическому эпатажу. В основе образно-эстетической системы поэта лежат лозунги эгофутуризма: 1. Душа - единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отверганья старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со «стереотипами» и «заставками». 7'. Разнообразие метров. Данные лозунги сохраняют актуальность для зрелого творчества И.Северянина и реализуются разнообразными средствами на различных языковых уровнях. Курсивом мы выделили принципы, которые можно считать общефутуристическими.
Корректность анализа и толкования художественного произведения продолжает оставаться одной из сложных проблем лингвоэстетики.
Для отечественной и зарубежной филологии по-прежнему остается актуальным интерес к субъективной сфере художественного произведения, особенно лирического.
Сохраняет актуальность и интертекстуальный аспект, который современными филологами часто понимается произвольно и субъективно. Интертекстовые связи пронизывают весь цикл «Медальоны», в самых разнообразных формах отсылающий к чужим прецедентным текстам.
Остается неопределенным значение цикла сонетов «Медальоны» в творчестве поэта и литературном процессе начала XX в. («Медальоны» как отражение лозунгов эгофутуризма). Такой полной галереи художественных образов, посвященных поэтам, писателям, композиторам, нет ни у классиков, ни у современников И.-Северянина. «Медальоны» - его шедевр, в котором он избегает недостатков своего раннего творчества, стремится писать просто и ясно и находить красоту в творчестве современных ему поэтов. Осмысление
6 образно-эстетической системы И.-Северянина на примере «Медальонов» позволяет понять оригинальность цикла.
Особая причина обращения к И.-Северянину состоит в том, что российское читающее общество в конце 1980-х гг. с энтузиазмом восприняло публикацию его сочинений, но вскоре отношение к нему стало скептическим, если не пренебрежительным, признается его мастерство, но порицается мелкотемье и отсутствие вкуса.
Объектом данного исследования являются языковые особенности идиостиля И.-Северянина, а предметом изучения - лингвоэстетические особенности сонетного цикла И.-Северянина «Медальоны».
Цель работы: произвести разносторонний лингвистический анализ идиостиля И.-Северянина в его наиболее зрелом и репрезентативном произведении.
Цель конкретизируется в задачах:
выявить типичные для сонетов И.-Северянина языковые черты и их лингвоэстетическую значимость;
установить наиболее релевантные стилистические особенности цикла «Медальоны»;
определить типичные для И.-Северянина образы, концепты, ценности, эмоциональный тон его сонетов;
рассмотреть сонеты И.-Северянина в интертекстуальном аспекте, проанализировать соотношение в них собственной и чужой стилистики, характер обыгрывания чужого слова.
Автором использовались следующие методы и приемы работы: эмпирическое (индуктивное) описание и обобщение речевых фактов на различных языковых уровнях; подробное лингвистическое толкование текста на поверхностном и глубинном уровне, анализ микротем и микрообразов; метод вариативной работы; структурный анализ; сравнительно-стилистический анализ; аспектный анализ произведения; элементы статистического анализа в
7 сочетании с функциональным, элементы дистрибутивного и концептуального, а также последовательного текстового анализа.
Научная новизна исследования определяется применением многоаспектного анализа к сонетам И.-Северянина и осознанием художественного значения «Медальонов» в творчестве автора и литературном процессе начала XX в. В исследовании отмечается взаимосвязь между эстетическими установками эгофутуризма и элементами образной системы, фигурами и тропами, доминирующими на различных языковых уровнях, приводятся окказиональные значения и функции речевых единиц.
Теоретически значимость диссертации состоит в выявлении особенностей поэтического языка; в конкретизации понятия «идиостиль»; в понимании индивидуального языка как соотношения узуальных и окказиональных способов словообразования и речевых средств; в выявлении функций новообразований в рамках поэтического творчества одного автора.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы при изучении творчества И.-Северянина, изучении идиостиля писателей, поэтов, а также в учебных курсах по филологическому анализу художественного текста, стилистике, стилистике декодирования.
Материалом исследования является цикл сонетов «Медальоны» и др. художественные тексты И.-Северянина, в том числе «Очаровательные разочарования» - цикл из 14 неопубликованных биографических сонетов, не вошедших в канонический текст «Медальонов».
Гипотеза исследования: сонетный цикл «Медальоны» сохраняет преемственность с каноническим творчеством И.-Северянина и отражает его эгофутуристическую, а также общефутуристическую эстетику.
Положения, выносимые на защиту:
1) «Медальоны» - наиболее зрелое произведение И.-Северянина. В этом цикле изживаются или ослабляются крайности эгофутуризма (прежде всего эпатажность и салонность), но автор сохраняет верность своим
8 фундаментальным художественным принципам - общефутуристическим и эгофутуристическим.
2) «Медальоны» представляют особый интерес в стилистическом и
интертекстуальном отношении. С одной стороны, автор создает широкую
литературную панораму, которая неизбежно оказывается и панорамой чужих
стилей, с другой - И.-Северянин преломляет чужую эстетику через свою
собственную, в том числе эгофутуристическую.
Творчество И.-Северянина полистилистично и в другом отношении: в «Медальонах» сочетаются классика и модерн, архаика и эксперимент.
Индивидуальный стиль И.-Северянина отличается комплексностью и сложностью, что, в частности, проявляется в синестезии (образности, совмещающей разные ощущения: одновременно звуковые и цветовые и т.д.) и особенно - в конвергенции художественных приемов (прежде всего на разных языковых уровнях).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.