Введение к работе
Актуальность работы обусловлена-не только недостаточной изученностью синтаксической организации художественной речи М.Е.Салтыкова-Щедрина, но и подходом к изучению особенностей синтаксиса писателя, которые выявляются с учётом ключевого характера в его художественно-эстетической системе' конструкции нейтрального синтаксиса.
Ситуация, сложившаяся в литературном языке второй половины XIX в. и связанная с процессами тесного взаимодействия и взаимопроникновения стилей, с влиянием на художественную речь стиля демократической публицистики, где вырабатывается целая система иносказаний, определила специфику изучения языка и стиля И.Е.Салтыкова-Щедрина. Прежде всего, активно исследуются в настоящее время лексико-семантические особенности идиостиля Щедрина, а также особенности индивидуальных авторских новообразований /работы А.И.Ефимова, А.'Г.Лыкова, И.П.Павленко, Т.И.Чернявской, В.Н.Ерохина, Е.Г.Усовик, М.Л.Логунова/. Синтаксис художественных произведений сатирика не был до сих пор предметом специального исследования, хотя в последние годы появилось несколько статей, освещающих отдельные стороны мало освоенной и до конца не раскрытой системы синтаксической изобразительности писателя /статьи Р.Д.Кузнецовой, Г.В.Маркеловой, И.А.Мар-Фуниной, Е.А.Тихомировой, И.Б.Хоменко/.
Целью диссертационного исследования является изучение состава, закономерностей отбора и функциональной значимости одного из важнейших фрагментов синтаксической системы М.Е.Салтыкова-Щедрина - сложноподчинённых предложений изъяснительного типа.
3 соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи;
- описать структурно-семантические признаки ИзСПП , выделен-
х3 работе используются следующие сокращения: СП - сложное предложение, СПП - сложноподчинённое предложение, ИзСПП - сложноподчинённое предложение изъяснительного типа.
ных в изучаемом материале, на ?окв лексической и грамматической системы русского литературного языка второй половины XIX в.;
выявить текстовые функции изъяснительных слокноподчикёиных предложений в художественных произведениях писателя;
определить и объяснить закономерности функционирования пред-локзний данного типа в художественной прозе М.Б.Салтыкова-Щедрина
и их место е эстетической система писателя с учётом жанрово-стилис-тических особенностей его произведений;
- установить индивидуальные особенности синтаксиса М.Е,Салты
кова-Щедрина на фоне системы русского литературного языка второй
половины XIX е.. . .
Материалом для данного исследования послужили художественные произведения, отражающие значительные этапы творческой деятельности М.Е.Салтыкова-Щедрина. Так, "Губернские очерки" -/1856-1857 гг./ .знаменуют начало творческого пути писателя, роман "История одного города" /1869-1870 гг./ является вершиной сатирического мастерства Салтыкова конца 60-х годов, семейная хроника "Господа ГолоЕлёвы" /1880 г./ отражает существенные черты повествовательной манеры "позл него" сатирика и, наконец,"Сказки" - цикл произведений, которые складывался под пером писателя в течение всей его творческой биографии. Для исследования были привлечены не все тексты сказочного цикла, а лкиь девять из них: "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помецик", "Медведь на воеводстве", "Вяленая вобла", "Недреманное око", "Ворон-чолобигчик", "Карась-идеалист", "Премудрый пкскарь", "Добродетели и Пороки". Выбор наиболее известных произведений цикла позволил раскрыть основные особенности его синтаксической системы без привлечения всех тридцати двух сказок писателя.
В исследуемых текстах выделено 4077 МзСПП /41, из всего состава СПП и 23| из состава СП различных гипое/. Ср.данные таблицы:
Тип СПП і 0225!2552Ё35
' :"Губернские:"История:"Господа:"Ска
:очерки" :одного :Голрвлё-:кк"
і LI2№ie:'l-L-- .:-
-
'Изъяснительные 1359 822 1058 318
-
ПрисубстантиЕно-относителььые 810 459 597 71
-
арикомпаративные I о 7 -
-
Местоименко-соогносигельные 450 224 301 55
-
Причинные 395 170 124 34 5. Условные 321 118 198 48 7. Уступительные . 126 72 93 2.Ъ
Хронологический принцип не является единственным критерием при отборе материала: перечисленные произведения сатирика отличаются'и по СЕоей жанровой специфике. Первое крупное создание писателя 'Ту- _ бернские очерки", насыщенное вятскими наблюдениями и переживаниями Салтыкова, представляет собой цикл произведений малой эпической формы, органично вписывавшийся в очеркистику второй половины XIX в., на что указывает заглавие, связывающее его с очерковой литературой. Роман "История одного города" построен на гармоническом единстве нескольких жанровых начал: социально-философского, политического, публицистического, гротесково-фантастического. Роман "Господа Голов-лёвы", написанный в жанре семейной хроники, сочетает в себе особенности социально-философского и семейно-психологического романа. И наконец, жанр литературной сказки помог писателю затронуть множество социальных, политических, моральных проблем его эпохи, запечатлеть в художественных образах жизнь русского общества второй половины XIX е.
Указанные произведения отличаются друг от друга и по своей субъектной организации, под которой нами понимается "система речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками", обусловленная единством авторского отношения к изображаемому . Так, в "Губернских очерках" представлена форма повествования от первого лица, причём повествователь находится в том же пространственно-временном мире, что и остальные персонажи произведения. 3 романе "История одного города" события также излагаются от лица "я", однако повествователь не только является их хроникёром, но и выступает в роли издателя "ГлупоЕского летописца". 3 романе "Господа Головлёвы" представлено повествование от третьего лица, основной семантикой которого является объективность, вымысел и полнота изображения внешнего и внутреннего мира.
цели и задачи работы, специфика исследуемого материала предопределили использование в качестве основного метода исследования
"Виноградов З.В. О теории художественной речи. М., 1971, с.lid.
метод непосредственного'наблюдения над текстом, его конструктивными признаками, доминирующими стилистическими средствами, который связан с описанием этих средств и признаков в их взаимосвязях, т.е. с фиксацией результатов в системном описании. В целях выявления об- -щих и отличительных жанрово-стилистических черт художественных текстов одного и того же автора' используется сравнительно-сопоставительный метод. Вопрос о текстовых функциях синтаксических единиц и тех изменениях, которым подвергаются синтаксические конструкции в художественной речи писателя, позволяет определить метод контекстного анализа. Комплексный подход к исследованию синтаксической системы сатирика способствует.выявлению закономерностей функционирования этой системы и её Фрагментов не только с учётом собственно лингвистических факторов, но и с учётом факторов художественно-эстетического характера /индивидуальный стиль, жанр произведения, тип повествовательной системы/.
Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней впервые на большом фактическом материале выявляется значимость отдельных типов СПП в языке и поэтике М.Е.Салтыкова-Щедрина, вариативные возможности синтаксических единиц с точки зрения их жанрово-функциональных особенностей. Установлены сложные связи синтаксической единицы с другими языковыми уровнями /лексическим, морфологическим/, влияющими на расширение сферы употребления, существенную текстовую роль ИзСПП и их актуализацию. СПП с изъяснительными отношениями, являясь наиболее употребительными в структуре щедринских текстоЕ, приобретают Функционально-синтаксическое значение и становятся элементом целостной и единой художественной системы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нём-раскрываются художественные потенции отдельных типов и разновидностей СПП, взаимодействие жанра художественного произведения с особенностями его синтаксической организации, выявляется общее и индивидуальное в синтаксисе писателя, что может стать составной частью всестороннего описания художественно-эстетических возможностей синтаксиса в текстах произведений Салтыкова-Щедрина.
Практическое значение работы состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы в курсе истории русского литературного языка,.в спецкурсах по сложному предложению, языку художественных произведении и творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина, а также в учебных пособиях по стилистике русского языка и работах по писательское лексикографии.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах на межвузовских конференциях Тверского гос-униЕерситета /1995 г., 1996 г./, на первой конференции филологов
Поволжского региона 13-15 мая 1994 года, на X Щедринских чтениях в мае 1995 года, на международной научной конференции "М.Е.Салтыков-Щедрин в современном мире" /янЕарь 1995 г./. Основные положения работы изложены в трёх публикациях. Диссертация и её фрагменты обсуждались на заседаниях кафедры русского языка Тверского университета.
Структура и композиция работы. Работа состоит из введения, двух глав /Глава I. Структурно-семантические особенности СПП изъяснительного типа в художественных произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина на фоне общего состояния системы русского литературного языка второй половины XIX века; Глава П. Текстовые функции СПП изъяснительного типа в художественных произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина/, заключения и библиографии. В приложении представлены в таблицах конкретные данные, отражающие употребительность СПП различных типов, опорных слов и союзных средств ИзСПП в текстах произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина.