Введение к работе
Актуальность диссертационной работы обусловлена особым вниманием современного языкознания к проблемам лингвистики текста, необходимостью дальнейшей разработки ономапоэтики, значимостью ономастической лексики для понимания и интерпретации художественного текста, отсутствием лексикографического описания оиомастикона художественного текста Достоевского, необходимостью рассматривания оннмов как особого, недостаточно изученного пласта лексики, передающего коммуникативно значимую информацию в литературном произведении и приобретающего новые значения в прб-цессе функционирования в тексте и восприятия текста читателем.
Цель исследования состоит в определении специфики семантики и функций онимов в художественном тексте, в выявлении их роли в смысловой и структурной организации текста, обеспечении его информативности и целостности, в установлении возможностей вариативности онимов и рассмотрении их прагматических характеристик.
Задачи, решаемые в исследовании, для достижения указанной цели:
— выделение функций онимов, рассмотрение их в лигвостили-
стическом, семантико - эстетическом, прагматическом и лексикогра
фическом аспектах, их классификация;
~ анализ имен собственных по выполняемым ими функциям, соотнесение их с образами иосителей имен и с системой образоо всего произведения;
— определение своеобразия состава ониыической лексики d
произведениях Ф.М Достоевского;
— описание семантико - эстетических характеристик и функций
имен собственных в художественном тексте вообще, в частности в ро
мане "Братья Карамазовы" Ф.МДостоевского.
Методологическая основа диссертации определяется системным и синтетическим (филологическим) характером работы и основывается на базовых положениях науки о языке художественной литературы, а также комплексным многоуровневым подходом к лингвистическому анализу художественного текста как эстетически организованной системы. С этой точки зрения она в какой-то мере имеет духовную связь с той особой методологией филологической науки, которая была предложена В.В.Виноградовым. В нашей работе как основной метод использован именно метод исследования языка художественной литературы, разработанный в его трудах.
Методика исследования включает комплекс и другій методов: метод языковой атрибуции собранного материала, контекстологический анализ (в том числе — стилистический), этимологический, структурный, семантико - эстетический.
Гипотеза — многопланова и состоит из следующих положений:
литературная ономастика является существенным компонентом стилистики художественного текста Достоевского. Имена собственные образуют в художественном тексте семантико - стилистическую систему, которая в свою очередь, является элементом образной системы произведения;
онимы в художественном тексте обладают некоторой изначальной стилистической значимостью, которая трансформируется и обогащается в контексте;
стилистический и семантико - эстетический потенциал они-мов в художественном тексте обусловлен всем так называемым "вертикальным контекстом";
— спецификой онимов является наличие в их семантической
структуре прагматического компонента значения, основывающегося
на их референциальных свойствах;
— особо важной функцией онимов является образно - характе
ризующая, представляющая собой систему взаимодействующих функ
ций - элементов: эстетической, эвфонической, экспрессивно - эмоцио
нальной, аллюзивной и характерологической;
— для художественного текста романа Ф.М.Достоевского
"Братья Карамазовы" характерна нерегулярная аллюзивность;
— в художественном тексте анализируемого произведения До
стоевского малочастотны "говорящие" имена.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дали основу для дальнейшей разработки ономапоэтики и
теории имени собственного, способствующей более глубокому пониманию и интерпретации стиля и языка произведений, углубляют представление о литературной ономастике н ее специфике, о стилистических функциях оинмои в художественном тексте в зависимости от их отнесенности к той или иной сфере ономастического пространства, позволяют уточнить соотношение между некоторыми аспектами номинации в литературном языке и выявить те свойства онимов, которые при обычном употреблении присутствуют в этих номинативных единицах лишь потенциально.
Практическая ценность заключается d возможности использования данного исследования дли изучения художественного текста, анализа и интерпретации их в курсах ономастики, лексикологии, лингвостилистики, этнографии, страноведения.
Изучение стилистических функций имен собственных способ-сгнуст более глубокому проникновению в идейно - художественный замысел писателя, познанию сущности художественного слова.
Привлечение результатов в работы в вузовскую практику преподавания лексикологии и стилистики будет содействовать расширению кругозора и повышению уровня языковой подготовки студентов.
Кроме того, данная работа может быть использована в процессе преподавания русского языка школьникам и нерусским учащимся, слушателям, аспирантам в аспекте лингвосграноведения.
Научная новизна диссертационной работы состоит а следующем:
впервые онимы рассматриваются как текстообразующис единицы, стилистический и концелтоформнругощин потенциал которых выявляется через взаимодействие их формальных репрезентантов л функций в художественном тексте;
впервые выявляется функциональное взаимодействие ономастических единиц с элементами текста, показывается их роль в обеспечении более полной информативности и целостности литературного произведения и в формировании эстетической значимости художественного текста;
в рассмотрении онима как некоторого "свернутого текста" (определение М.В.Горбаневского), развертывание которого и представляет собой основу как собственно лингвистической информации об ониме, так и экстралннгвнетических знаний о назваїшях объектов и люден, за которыми закреплены те или иные онимы;
в выявлении до счх пор не выделенных и обобщении специфических особенностей, существенным образом отличающих оннмы
общенародного языка, являющиеся прежде всего номинативной единицей, от онимов художественного текста;
в обнаружении зависимости употребления онимов различных групп от типа художественного контекста и от авторских задач;
в выявлении способов актуализации семантико - эстешческнх средств, а также разновидностей трансформации их общеязыкового коннотатшшого состава и семной структуры;
в том, что впервые предпринимается попытка лингвостили-стического анализа онимов в художественном тексте Достоевского и, в частности, лексикографического описания проприальной лексики романа "Братья Карамазовы", выявления структуры речевого значения имени собственного, механизма его семантического развития посредством актуализации в пределах одного романа.
Предметом исследования представляемой работы являегся система литературной онимии и особенности ее функционирования в художественном тексте вообще на частном примере анализа ономасти-кона романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы", рассматриваемого как отдельная категория предметной лексики.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли свое отражение в 4-х статьях и докладах, прочитанных на научных конференциях молодых ученых и преподавателей, проводимых ежегодно в РУДН. Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры общего и русского языкознания РУДН.
Объем и струїстура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, одного приложения. Список использованной литературы включает 184 библиографические отсылки. Объем текста диссертации (включая приложение и библиографию) составил 271 страницу стандартного компьютерно - машинописного текста. Особенностью диссертации является ее высокая насыщенность конкретным лингвистическим (ономастическим) материалом, который ввиду ограниченности объема текста автореферата не может быть представлен в последнем хотя бы частично.
Введение. Во введении также обосновываются актуальность и научная новизна диссертации, ее теоретическая значимость, принципы отбора материала, определяются цели и задачи исследования, характеризуются методы и методология исследования и структура работы.
В первой главе "Оним как структурно - семантическая единица
языка и речи" обосновываются теоретические предпосылки лингво-
,;стшшстического анализа онимической лексики в языке и речи и мето-
дологическая основа настоящего исследования, дается критический обзор теории имени собственного в языке и речи, рассматриваются спорные вопросы теории онимических единиц.
Вторая глава "Оним как специфическая семантико - прагматическая единица структуры художественного текста" посвящена особенностям онимической лексики как элементов макроструктуры целого художественного текста, актуализирующих категории ономацентрич-ности, связности, модальности, системности; подчеркивается роль литературных онимов в создании и раскрытии художественного образа, заключенного в его формальной структуре.
В третьей главе "Функционирование литературных онимов в художественном тексте Ф.М.Достоевского" исследуются функциональная системность литературных онимов и их функции в целом художественном тексте Достоевского на примере романа "Братья Карамазовы", ставшего лебединой песнью именитого автора.
В четвертой главе "Лексикографическое описание ономастической лексики" дастся краткая история онимической лексики в русской лексикографии, предлагаются как обоснование словаря-справочника литературных ошшов и его проект, так и материалы самого словаря-справочника.
В заключении излагаются основные выводы, обобщаются результаты исследования, намечаются пути разработки поставленных проблем.