Введение к работе
Необходимость систематизации антропонимов в творчестве Ф.М. Достоевского диктуется тем, что они, являясь важнейшей частью словарного состава произведения и активным элементом изобразительности, помогают не только определить художественные вкусы и приемы авторских характеристик, но и раскрыть специфику поэтического языка Ф.М.Достоевскогр.
Предметом исследования является антропонимическая лексика в произведениях Ф.М.Достоевского.1
Материалом для исследования послужила картотека, содержащая около 1000 антропонимов (из них около 600-имен и отчеств, около 400 фамилий), извлеченных из художественных произведений Ф.М. Достоевского. Широко привлекались черновые варианты и наброски к произведениям,дневниковые записи ,письма, записные книжки, воспоминания близких писателей людей его современников.
Это дало возможность проследить, как совершенствовалось мастерство имя творчества Достоевского.
Антропонимическая лексика в произведениях Ф.М.Достоевского играет существенную роль в структурно-семантической организации художественного текста и является результатом освоения и реализации на практике лингвистических законов реального именника.
Мы исследуем антропоним в единстве качественных и количественных характеристик . В работе привлекается большой атропономичес-кий материал из произведений русской классической литературы (Д.И.Фонвизин, А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.Н.Остро-Вский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов и др.), данные "Словаря древнерусских личных собственных имен"Н.М.Тупикова (СПб., 1903), "Словаря русских личных имен" Н.А.Петровского (М.,1966),"Ономас-тикона" С.Б.Веселовского (М.,1974), "Словаря русской ономастической терминологии" Н.В.Подольской (М., 1988), данные толковых, фразео-логических,этимологических словарей русского языка, а также различных источников, посвященных исследованиям русской зарубежной антропонимики.
1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений . В 30-ти тт.- Л.: Наука, 1973 (Далее все ссылки на данное издание с указанием в тексте тома и страницы).
Актуальность темы диссертации определяется неослабевающим интересом к творчеству великого писателя и ко всем компонентам его литературного наследия , а также возросшим интересом к поэти ческой ономастике и теории номинации.
Изучение поэтической антропонимики - одна из актуальнейши; проблем ономастики. В.В.Виноградов писал, что "вопрос о подборі имен, фамилий,прозвищ в художественной литературе,о структурны их своеобразиях в разных жанрах и стилях, об их образных и хараї теристических функциях... не может быть проиллюстрирован немж гими примерами. Это очень большая и сложная тема стилистики ху дожественной литературы".
Антропонимия Ф.М.Достоевского исследована недостаточно . Эт
и обусловило выбор темы диссертационной работы: комплексное и<
следование особенностей отбора и функционирования антропонимо
(имен, отчеств, фамилий) в художественных произведениях Ф.М.Д
стоевского, реализуемых путем:
а) выявления особенностей антропонимической системы Достое ского, связанных с художественным методом отображения действ тельности и мировоззрением писателя;
б) сравнения антропонимической номинации в авторской речево
структуры и в речи персонажей;
в) анализа особенностей фонетической инструментовки, семант
ческого содержания и словообразовательного оформления антроп
нимов;
г) уточнения степени влияния реальной антропонимии и нор
именования на "авторскую антропонимию".
Научная новизна исследования в том, что впервые выявлены описаны в структурно- функциональном плане и в сопоставительно аспекте все антропонимы в художественных произведениях Ф.М.До тоевского, осуществлено их контекстуальное сопоставление с привл чением ближайшего именного фона и сопутствуещего' лексическо окружения.Осуществлена попытка рассмотрения антропонимов в д намике с учетом ситуативно-сюжетной и хронологической эволюць творчества писателя. Впервые анализируется антропонимическая н сыщенность контекста.
Таким образом, научная новизна исследования заключается :
1. Винаградов В.В. Стилистика.Теория поэтической речи. Поэтика.-М.:Изд-во АН СССР,1963.- С.38.
-в комплексном лингвистическом ( семантическом, функциональном , словообразовательном и фонетическом) и экстралингвистическом (в зависимости от концепции автора, от метода, жанра, индивидуально-авторских способов работы с именами) исследовании антропонимов Достоевского;
-в установление тех особенностей, которые, с одной стороны, сближают антропонимическую систему Достоевского с системой предшествующего ему периода, а с другой стороны, отличают ее;
- в анализе функционирования именований персонажей в авторской речевой сруктуре с точки зрения реальной антропонимическои нормы и литературной традиции именования героев.
Теоретическая значимость диссертации в том, что ее результаты могут быть использованы при построении общей теории поэтической ономастики.
Практическая значимость диссертации - в возможности использования наблюдений и выводов работы при подготовке специальных курсов и семинаров по языкознанию, а также при создании словаря личных имен Ф.М.Достоевского.
Полученные результаты могут быть использованы и при изучении дисциплины литературоведческого цикла.
Методы исследования. Специфика нашего исследования, цели и задачи передопределили использование в качестве основных - описательно-сопоставительного и контекстуального методов исследования.
Лингвистической базой диссертации явилось общелингвистические и общеантропонимические исследования.
Антропонимические исследования последнего двадцатилетия развивались в основном, в пяти основных направлениях :
1) общеономастическая (общеантропонимическая) теория; . 2) история русской антропонимики;
-
современная русская антропонимия;'
-
антропонимия в русской художественной литературе и фольклоре;
-
прикладные вопросы антропонимики.
Антропонимия в художественной речи рассматривается в следующих основных аспектах: функциии специфика литературных антропонимов ( работы В.А.Никонова, Н.В.Карпенко, М.И. Черемсиной, Л.И.Андреевой ), связь антропонимическои системы художественного произведения с системой его образов
отыМЗСопорского,П.Я.Черных, М.И.Черемсиной, С.И.Зимина), собы и при мы подачи литературного антропонима (работы В.А.
онс5аМ:Щетинина, В.М.Михайлова, М.В.Карпенко), за висить ономастики художественного произведения от литературного равления (работы СА.Ко-порского, В.А.Никонова, М.САльтмана, це^рюаи-модействие собственных имен и апеллятивов в
жественном теїфвботьі ВА.Никонова, П.Л.Черных), создание мастического словаря писателя и отдельного художественного нро
дения (работы А.В.Федорова, Р.У.Таич).
В ходе исследования были сформулированы и вносятся на зашиту
ующие положения
1. Антропоним в художественном произведении является дейст-ным средством создания образной системы в полном согласовании о жанровыми особенностями) позволяет гово рить об имени
выразителей жангхпмматической специфики произведения.
2. Антропонимическое пространство художественного произведе-
ественная часть словаря писателя неотъемлемый элемент ивидуального стиля\ФДостоевского.
'3. Все многообразие факторов влиявших на выбор Ф.М.Достоев-м именования для персонажациальная дифференциация, семан-ескнйрфологический и фонетический облик именования, -оп-елялись соответствием имени образов и литературной антропони
и антропонимике реальной
-
Антропонимическое творчество Достоевского характеризуется енцией использования определенных устойчивых антропоними их приемов в соответствии с тематической направленностью-про дения
-
Основными особенностями антропонимикона писателя являет-оциальная маркированность именшрокое тяготение к семанти-ппелятивофемление использовать фонетический облик имени, воличность антропонимахшользование протонимов.
6. Имя персонажа согласуется с авторской концепцией произведе-
стую становясь выразителем основного смысла произведения
женной в нем идеи.
Апробация - диссертации. По материалам диссертации под-
влен ряд докладов-орые были прочитаны: 1.На Межвузовской
ной конференцшшсвященной 50-летию АПИ Русского языка
и литературы им. М.Ф.Ахундова "Актуальные проблемы изучения гуманитарных наук" (Баку, 1995). 2. На научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения акад. В.В.Винаградова "Виногра-довские чтения" (Баку,1996). 3. На конференции посвященной памяти М.Т.Тагиева "Тагиевские чтения" (Баку, 1997). 4. На "Тагиевских чтениях" (Баку, 1998). Основные положения диссертации представлены в 5 статьях, опубликованных в различных сборниках.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.Текст диссертации изложен на 143 страницах машинописи.