Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Богатейшее литературное наследие выдающегося русского поэта Игоря Северянина изучено крайне мало. Это связано с тем, что его произведения долгое время не издавались. Сорокалетний перерыв разделяет книги «Рояль Леандра» 1935 года издания и сборник стихов, выпущенный в малой серии «Библиотеки поэта» в 1975 году. Вместе с тем необходимо отметить стремление широкого круга читателей и исследователей к освоению художественных текстов, созданных поэтами и писателями серебряного века, в то же время еще только открываемых.
Язык произведений Игоря Северянина еще не был объектом специального лингвистического исследования, на сегодняшний день можно констатировать отсутствие современных монографических и диссертационных работ, посвященных данной теме.
Тема исследования непосредственно связана со сравнительно молодой областью лингвистики - неологией, в которой не очень давно стали изучаться индивидуально-авторские неологизмы как специфические единицы лексической системы русского языка.
Данная работа в то же время предоставляет существенный материал для выявления отдельных сторон, связанных со словообразовательными потенциями русского языка, вопрос о которых также является весьма актуальным в лингвистике.
Кроме того, важными и значительными проблемами стилистики и поэтики являются проблемы особенностей поэтического текстообразования и идиостиля писателя, которые также нашли отражение в диссертации.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - поэтическая неологическая лексика, представленная в произведениях Игоря Северянина.
ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ является деривационно-семантический анализ окказиональной лексики в произведениях Игоря Северянина; опреде-
ление ее функций и стилистических характеристик; выявление особенностей функционирования индивидуально-авторских неологизмов в поэтических текстах; установление связи между функциями авторских новообразований и особенностями идиостиля поэта.
ЗАДАЧИ диссертации в связи с поставленной целью формулируются следующим образом:
-
Описание процесса образования каждого авторского неологизма поэта, выделенного в результате выборки.
-
Определение лексико-семантических значений анализируемых авторских неологизмов.
-
Выявление закономерностей функционирования поэтических неологизмов в тексте с точки зрения выполнения ими функций средств внутритекстовых связей.
-
Установление условий реализации эстетической функции индивидуально-авторских неологизмов как элементов системы изобразительно-выразительных средств языка.
ВЕДУЩАЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ основана на утверждении, что индивидуально-авторские неологизмы являются специфическими единицами лексики. Эта специфика находит свое выражение и в словообразовательном плане (создаются новые слова, отсутствующие в общелитературном языке, образование которых идет в соответствии с существующим в языке словообразовательными типами или по окказиональным моделям, и тогда авторские неологизмы служат демонстрацией словообразовательных потенций языка); и в лексико-семантическом плане (каждый индивидуально-авторский неологизм имеет собственное лексико-семантическое значение, которое не закреплено за другими узуальными единицами, или определенным образом перекликается со значениями общеязыковых слов); и в стилистическом плане (индивидуально-авторские неологизмы выполняют особые стилистические функции в тексте художественного произведения). В силу своей специфики
поэтические неологизмы являются единицами чрезвычайно высокого уровня художественной выразительности и экспрессивности, что делает их средством создания яркого, нетривиального художественного образа, отражающего индивидуальное авторское видение мира.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в комплексном подходе к проблемам образования и функционирования авторскігх неологизмов в поэтической речи, а также в выделении и дифференциации статуса функций поэтических неологизмов: некоторые из них реализуются в речи вообще (номинативная и деривационная функции), а другие связаны непосредственно с закономерностями построения художественного (поэтического) текста (текстообразующая и образно-художественная функции), а также частично рассматривается окказиональное формообразование.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ связано с дальнейшим изучением закономерностей использования художниками слова окказиональной лексики в текстах художественных произведений. Четкое обозначение и разграничение функций индивидуально-авторских неологизмов помогает определить их место в лексической системе языка, продемонстрировать номинативные и словообразовательные потенции литературного языка. Кроме того, анализ функционирования авторских новообразований в рамках поэтического контекста способствует развитию вопроса о текстообразовании вообще и особенностей построения поэтических текстов в частности. Такой анализ помогает также установить закономерности использования поэтических неологизмов в качестве изобразительно-выразительных средств поэтической речи. НА ЗАЩИТУ выносятся следующие ПОЛОЖЕНИЯ :
1 .Лексико-семантичесое своеобразие индивидуально-авторских неологизмов связано со словообразовательным. Образуются новые слова и в деривационном, и в семантическом плане. Их новизна всегда ощущается, даже вне контекста. И при наличии в языке однокоренных узу-
альных слов авторские окказионализмы чаще всего отличаются от них оттенками значения или стилистически.
2.Индивидуально-авторские неологизмы демонстрируют потенциальные возможности словообразовательной системы русского языка, заполняя в ней «валентные» места: включаясь в состав отдельных словообразовательных цепочек в словообразовательном гнезде или образуя целые словообразовательные гнезда с исходными словами, являющимися в литературном языке одиночными (не имеющими однокорен-ных).
3 .Поэтические неологизмы способны осуществлять текстовые связи, благодаря своей модельной, лексической или семантической системности в условиях организации поэтического текста.
4.Авторские поэтические неологизмы, включаясь в систему изобразительно-выразительных средств языка, становятся единицами чрезвычайно высокого уровня художественной выразительности. АПРОБАЦИЯ диссертации проводилась в течение трех лет. Основные положения и результаты исследования изложены автором в докладах и сообщениях: на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы подготовки учителя русского языка и литературы для национальной школы» в 1995 году (г.Самара), на методико-практическом семинаре «Методика преподавания литературы в вузе и школе» в 1998 году (г.Самара), на ежегодных внутривузовских научных конференциях: в публикациях, в лекциях и практических занятиях по университетскому курсу культуры речи.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения (Словника поэтических неологизмов Игоря Северянина).