Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фонические структуры в поэтической речи А. Яшина и Н. Рубцова Гибадуллина, Ольга Генриховна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гибадуллина, Ольга Генриховна. Фонические структуры в поэтической речи А. Яшина и Н. Рубцова : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Каз. гос. ун-т.- Казань, 1995.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-1/2034-9

Введение к работе

Актуальность нашей работы обусловлена неослабевающим со времен ОПОЯЗа интересом лингвистов к поэтическому языку, его выразительным возможностям. Представление о субстанции поэтического языка связано с понятием* поэтической речи, которая рассматривается как форма реализации языка в его эстетической функции. По мнеяию В.В.Виноградова, наиболее "благодарным и наглядным материалом для освещения или объяснения своеобразия поэтической речи... признается сфера стихового творчества" (Виноградов 1963: 131). Иными словами, объектом изучения поэтической речи чаще всего выступает стихотворный текст, в котором наиболее полно выражаются принципы эстетики Я8ыка, специфика поэтического построения и изображения.

Стихотворный текст является частным проявлением поэтического (художественного) текста, который формулируется как "эстетически обусловленная речевая структура" (Векшин 1987: 9). В любом определении текста одним из важных моментов является представление целостности. Р.О.Якобсон в этом смысле указывает на его "сложное неделимое единство, где все значимо, взаимосвязано, обратимо, пронизано соответствиями" (Якобсон 1987: 81). Концепция текста как структурного целого активно разрабатывается в трудах Ю.М.Лотмана (Лотман 1.964, 1970, 1972).

Понимание целостности художественного текста (в данном случае стихотворного) обуславливает необходимость изучения отдельных составляющих элементов, особенностей их функционирования. Это важно не только для полноценного осознания "сложного единства" стиха, но и для лучшего представления текстовых механизмов, осуществляющих реализацию языка в его эстетической функции.

Одним из компонентов поэтической речевой структуры является специфическая организация языкового материала на уровне звуков. Устройство фонетической формы далеко не случайно и определяется не только законами звукового построения поэтической речи, но и специальными звуковыми приемами, которые так или иначе влияют на смысл высказывания и оказывают давление на подтекст.

Объектом нашего исследования являются фонические структуры, особенности их функционирования в стихотворных текстах А.Яшина и Н.Рубцова. Под фоническими структурами мы понимаем

звуковые повторы, способные передавать смысловую и (или) эстетическую информацию в пределах такого отрывка, где нарушаются нормы незаметности данного звукового комплекса (термин "фонические структуры" принадлежит С.Ф.Гончаренко - см. Гончаренко 1988: 86). Следует подчеркнуть, что мы рассматриваем те звуко-Бые повторы, которые не имеют строго определенного места в тексте, а появление их нерегулярно. Эффект неожиданности порождает дополнительные смыслы, которые не были предуказаны. На основе функционирования нерегулярных (окказиональных - см. Гончаренко 1988: 86) фонических структур наиболее отчетливо прослеживается корреляция звучания и значения в стихе.

Изучение специфики звуков поэзии, особенностей звуковой организации стиха имеет давнюю традицию, которая берет начало в исследованиях ОПОЯЗа (Якубинский 1916; 1919 а, б; Кушнер 1916; Брик 1919; Поливанов 1919; Выгодский 1922; Бернштейн 1924). Анализ звуковой стороны поэтического текста продолжается в следующих работах: Жирмунский 1921, 1923, 1975;Тимофеев 1958; То-машевский 1959, Шенгели 1960; Эйхенбаум 1969; Журавлев 1972, 1974 а, б; Гончаров 1973; Григорьев 1975, 1977, 1979; Пузырев 1979; Вороник 1982, 1990; Кожевникова 1981, 1982, 1983; Зубкова 1985, 1986; Векшин 1987; Камбаров 1987; Северская 1983; Мерлин 1989 и др.

В основе нашей теоретической концепции лежат идеи признанных классиков отечественной лингвопоэтики, разработавших принципы аналива поэтической речи - А.А.Потебни (Потебня 1905, 1990), В.В.Виноградова (Виноградов 1925, 1958, 1963, 1971), Г.0.Винокура (Винокур 1924, 1925, 1927, 1959, 1990), Р.О.Якобсона (Якобсон 1921, 1987), Ю.Н.Тынянова (Тынянов 1977, 1993). Интерес представляли исследования поэтов - Белый 1910, 1922; Брюсов 1919, І955; Хлебников 1933; Маяковский 1941; Мандельштам 1928. Также необходимым теоретическим источником послужили работы филологов, вышедшие в последние десятилетия - Леонтьев 1968, 1969, 1973; Лотман 1970, 1972; Степанов 1971; Храпченко 1971, 1873, Гаспаров 1974; Григорьев 1975, 1979; Шаламоз 1975; Кадимов 1985; Гончаренко 1988 и другие.

Говоря о звуках поэтической речи, мы имеем в виду не только акустический образ, но и графическую форму. Языковая сущ-

эсть звука как членораздельной единица неотделима от его спорности получать буквенное выражение.

Функциональный вес графики в поэтической речи высок. В гом можно увидеть две причины: 1) литературно-поэтическая речь речь, в основном, книжная и находит наибольшее воплощение в ;ксте, одна ип основных характеристик которого - графическая [юрмленность; 2) графика вовлекает в системные отношения вне-ютемные с точки зрения практической речи факторы, подчиняя их зтетико-коммуникативным задачам (см. Векшин 1987: 37, 41).

И все-таки мы не иохеч говорить о безусловном преобладании fKBbi над ввуком. Например, в большинстве звуковых повторов со-гношение графической и акустической точности весьма подвижно и эиблизителъно; отдельные виды фонических структур могут тяго-5ть к орфографическому подобию (паронимия), другие - к акустичному (рифма) (см. Гончаренко 1988: 60).

Таким образом, поэтический текст - это не просто речевое, письменно-речевое явление (данное положение, в свое время, гстаивали Л.В.Щерба (Щерба 1923) и В.В.Виноградов (Виноградов 358)). Употребляя термин "звук", мы будем иметь в виду его зукографическую сущность (см. Гончаренко 1988: 61). Хотя ряд ^следователей вводят для этой цели специальные понятия - "зву-эбуква" (Журавлев 1974 б: 36), "квазифонема" и "графофонема" Григорьев 1979; 291). Некоторые авторы (Сомова 1991: 41) пред-эчитают говорить о графеме, мотивируя это тем, что речь идет о эстоте их встречаемости в письменном тексте, а не в звучащей эчи. Таким образом, все работы о фонетическом строе стиха изу-зют не столько звуковой, сколько звукобуквенный облик поэти-гской речи.

Материалом нашего исследования послужили стихотворные эксты А.Яшина и Н.Рубцова, относящиеся к периоду 60-х годов. зк отмечает М.В.Панов, "в 60-е годы выступило новое поколение ээтов, с которым вернулось в наше искусство внимание к слову зк звуковой и смысловой эстетической целостности; к звуку, к чэ выразительным возможностям" (Панов 1990: 58). Причем, в по-зии присутствуют две тенденции: художественное произведение гроится на энергичной деятельности согласных (что уже было в гихах В.Маяковского, Н.Осеева, П.Антокольского и продолжилось

у А.Вознесенского, Р.Рождественского, Е.Доиматовскбго); друга* же проявляется в стремлении уравновесить вокальный и консонантный элементы, дать их в выразительном, пластическом единстве (см. Панов 1990: 56). Именно вторая тенденция присуща в цело» "тихой лирике".

При анализе специфики звуковой формы "тихой лирики" мк обратились к поэтическим системам А.Яшина и Н.Рубцова, которые являются яркими представителями данного направления в поэзии. Это выражено в использовании поэтических тем, форм, характерны) Для русской лирической традиции. В частности, Н.Рубцов писаі А.Яшину (Рубцов 1990: 358): "Я использую слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до на< сотни лет и столько же будут жить после нас. По-моему, СОВСЄ! не обязательно употреблять в лирике современные слова".

Нас интересует, как звуковые средства, приемы, используе мые авторами, формируют общий эмоциональный настрой стиха и по могают ближе подойти к пониманию замысла произведения. При ана лизе звуковой инструментовки стихотворений А.Яшина и Н.Рубцов следует учесть то, что на нее оказали влияние особенности род ной для поэтов северной речи (см. Симонов 1972: 6-7; Рулев 1980: 30-31).

Анализу был подвергнут ряд стихотворений о природе (обще количество - 60 стихов, объем которых составляет примерно 120 строк). Выбор тематики обусловлен тем, что в данных поэтически текстах на первый план выходит не логический, смысловой, а эмо ционально-коннотативный аспект, и поэтому именно здесь ожидает ся наиболее яркое соответствие звукового оформления общему ее держанию. В пантеистической лирике наблюдается повышенное bhv мание к звуку; ярко проявляются особенности техники, мастерстг поэтов. Кроме того, поэзию А.Яшина и Н.Рубцова роднит.это л природное начало, которое выражается в одинаково чутком воспр* ятии окружающего мира.

Научная новизна. Принципы лингвопоэтического анализа ре» дают возможность проекции художественного видения ПОЭТОВ ! сложную мозаику звуковых средств, формализующих художественні замысел. В этом ракурсе поэтический язык А.Яшина и Н.Рубцова і был предметом научного изучения. До сих пор представлена Л№

литературоведческая экспозиция их творчества, и фактически не освещены аспекты лингвопоэтической интерпретации языка. Мы пытаемся с лингвистической точки зрения рассмотреть звуковые приемы поэтической техники авторов, выявить специфику их поэтического языка в плане звуковой формализации текстов.

Целью исследования является изучение и' систематизация фонических структур как одного из приемов эстетической организации стихотворных текстов А.Яшина и Н.Рубцова.

Данная цель делает необходимой постановку следующих задач:

дать освещение тех аспектов лингвопоэтики, которые являются принципиально важными в создании методологической базы для проводимого исследования;

рассмотреть работы ОПОЯЗа как основополагающие по изучению звуковой стороны поэтической речи;

обосновать понимание повтора как главного принципа организации фонетического материала в стихе;

показать роль звукового повтора в актуализации смысла текста;

выделить и описать виды фонических структур в поэтической речи А.Яшина и Н.Рубцова;

рассмотреть характерные особенности их функционирования;

сопоставить использование данных структур у обоих поэтов;

выявить индивидуально-стилевые особенности автороз на уровне звуковой организации текста.

В число основных защищаемых положений входит:

  1. признание звуковой организации поэтической речи (основанной на принципе повторяемости элементов) характерным маркером в системе идиолекта поэта;

  2. выявление сложной корреляции между звуковой формой стиха и его смысловой заданностью;

  3. прагматическая характеристика фонических структур.

Метод. Основываясь на методологическом аппарате лингвопоэтики, мы предприняли комплексный подход к изучению поэтического материала и использовали описательный, сопоставительный, структурный приемы исследования, а также метод исследовательской интроспекции.

Теоретическое значение заключается в том, что полученные

результаты и выводы способствуют уточнению дефиниций поэтического языка и поэтической речи; помогают понять принципы, эстетики языка на уровне звуковой организации стихотворных текстов.

Практическая ценность. Результаты анализа звуковой стороні поэтической речи А.Яшина и Н.Рубцова помогают по-новому осветить специфику поэтического мира авторов; уточнить узловые моменты художественной техники поэта через дешифровку звуковоі формы его текстов. Фактический материал может быть использоваї в курсах лекций по стилистике русского языка, основам лингвопо-этики; в спецкурсах по изучению звукоассоциативного мышленш носителей русского явыка, фонопрагматики художественной речи, содержательности звуковой организации поэтической речи.

Апробация. Некоторые аспекты теоретической части, а таюк практические результаты проведенного исследования:

были представлены в 6 докладах, прочитанных на научны) конференциях (Казань. 1985; Казань, 1986; Ленинград, 1987; Казань, 1990), на Всесоюзном семинаре молодых ученых и аспиранто] (УДН им. П.Лумумбы. 1988) и международной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения Г.Р.Державина (Казань, 1993);

отражены в 3 научных публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, основной части, содержащей 2 главы, заключения и библиографии.