Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фигура умолчания, её типы и функции в языке русской прозы Груздева, Елена Феликовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Груздева, Елена Феликовна. Фигура умолчания, её типы и функции в языке русской прозы : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Москва, 1993.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Объектом исследования в диссертации является фигура умолчания (ФУ) в науке о языке художественной литературы, ее роль в тексте, а также типы и способы синтаксической реализации. Термин Фигура умолчания взят наш из риторики, но вкладываемое в него содержание значительно шире риторического: это - смысловые обрывы, лакуны, сопровождающиеся незавершенностью синтаксических конструкций, допускающие интерпретации с той или иной степенью вероятности при обращении к микро- или макроконтексту, создающие таким образом эстетический эффект "колеблющегося семантичесюто прианака" (КХН. Тынянов) и многозначность, которые способствуют возбуждению интереса у читателя, вовлечению его в сотворчество с автором.

История изучения ФУ продолжительна. Эта проблема в разных ее аспектах являлась предметом интересов нескольких областей энания: риторики, а затем поэтики и стилистики ( в качестве образного средства, фигуры). синтаксиса С как неполные, эллиптические и прерванные предложения), обцего языкознания ( как часть обшей проблемы молчания в рамках теории речевых актов и элемент теории нуля). Нужно отметить, что исследования умолчания с различных точек зрения ведутся параллельно и практически не пересекается. Все это обусловило актуальность диссертации - обобщить накопленные знания о фигуре умолчания, создав таким образом основы общей теории фигуры умолчания как поэтического приема, активно применяемого в художественном письменном творчестве примерно с середины XIX века.

Цель настоящего исследования заключается в осуществлении попытки определить фигуру умолчания как конструктивный компонент художественного текста.

Задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:

дать определение ФУ. выявив характерные черты и особенности, отличающие ее от других изобразительных средств художественного текста;

рассмотреть способы конструирования исследуемого приема в синтаксисе текста и на основании этого установить варианты его возможной структуры.

определить место ФУ в системе образных средств языка, которое, безусловно, будет необычным, так как умолчание обладает свойствами как фигуры, так и тропа, занимая промежуточное положение между ними;

определить, в каких типах речи ФУ наиболее активно функционирует, установить причины неравномерного ее использования в художественном тексте;

охарактеризовать разновидности фигуры умолчания в зависимости от ее роли в текете и участия в композиции произведения;

выявить основные функции, выполняемые ФУ в художественное тексте, а также частные функции, проявляющиеся в формирования устной речи персонажа и его внутренних монологов.

Но в и з н а диссертационного исследования определяется поставленными целями и задачами и заключается в том, что в неї впервые феномен умолчания рассматривается комплексно, как поэтический прием в в языке художественной литературы, для чего проводится анализ художественных текстов XIX-XX вв. с целью построения типологии и выявления эволюции ФУ в этот период времени.

В качестве методов исследования используются:

описательно-логический (индуктивный н дедуктивный), сопоставление различных толкований фигуры.умолчания в разных областях науки и в различные эпохи;

системный и компонентный анализ, служащий длі установления различных синтаксических моделей ФУ;

метод семантической и модальной экспликации (толкования) фигуры умолчания с точки зрения выявления или интерпретацш смысловых лакун;

непосредственный анализ текста с целью обнаружения примеров ФУ.

В качестве материала исследования привлечены прозаические произведения авторов XIX века: Н. Лескова, Н. В. Гоголя и Ф.М. Достоевского - в силу своеобычности и психологизма повествования).

Среди литературных произведений XX века самую плодородную почву для работы представили тексты произведений Андрея Белого, основоположника "новой прозы", отличительной особенностью которой является так называемая орнаыентальность, заключающаяся в повышенной образности текста, его ритшчности, музыкальности, приблитетости прозы к стссотзорноиу тексту. Кроме їого. характер прозы Андрея Белого очень близок, а порой тождественен характеру литературы "потока сознания" и является одним из убедительных доказательств общей тенденции проникновения в искусство внутренней речи как явления, качественно отличающегося от , речи устной, что обусловило наличие в произведениях большого количества неизведанных приемов, среди которых и исследуемая в данной работе фигура Анализируются таютз произведения Е. Замятина, Б. Пильняка, А. Ремизова.

Г е о р е т и ч о с к а я и л р а кт и чесная значимость диссертационного исследования состоит в том, что ь нем дано полное и подробное определение фигуры умолчания, описаны выявленные разновидности, охарактеризованы функции, выполняемые в художественном тексте и варианты синтаксической реализации.

Полученные результаты могут быть использованы:

при исследованиях поэтического языка авторов-орнамента-листов;

при написании теоретических трудов по риторике с целью воссоздания культурно-риторической традиции;

при чтении теоретических курсов стилистики, лингвистической поэтики, риторики и культуры речи;

при написании учебников, пособия, учебных программ по риторике, стилистике, поэтике и культуре речи.

Структура диссертации определена поставленными в ней задачами. Диссертация состоит кз введения,трек глав и заключения.

- б -Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании отдела стилистики и языка художественной литературы Института русского языка Российской академии наук. Отдельные.положения диссертационного исследования были излояены в докладах, прочитанных автором на.-

  1. XXIV Научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов историко-филологического факультета Университета Дружбы народов им. Патриса ЛУмумбы в 1990 году;

  2. Ежегодной традиционной научно-исследовательской конференции в г.Астрахани (секция общего языкознания и стилистики) в 1991 году.