Содержание к диссертации
-
Введение 4 с.
-
Гл. 1. Исследование фамилий православного духовенства: общий ас-
пект 16 с.
1. Место фамилий духовенства в лексической системе языка 16 с.
2. Специфические аспекты образования фамилий православного
духовенства 24 с.
3. Фамилии православного духовенства как компонент ономасти
ческого пространства 49 с.
-
Регионально-культурологический комментарий изучаемого явления 49 с.
-
Основные характеристики понятия «искусственная фамилия». 54 с.
III. Гл. 2. Системный анализ фамильных прозваний духовенства с 1600
по 1920 г. г ;.. 62 с.
1. Структура фамилий православного духовенства на -ов /-ев, -ин,
-ский 63 с.
-
Особенности словообразования антропонимов духовенства 63 с.
-
Антропонимические модели духовенства 68 с.
IV. Гл. 3. Типовая классификация фамилий православного духовенства 91 с.
1. Классификационные критерии отбора материала 91с.
-
Семантические признаки фамилий православного духовенства 91 с.
-
Формальные (грамматические) признаки антропонимов 94 с.
2. Типы лексико-семантических антропооснов духовенства 97 с.
2.1. Традиционный тип 101 с.
-
Отыменная модель образования 102 с.
-
Топоантропонимическая модель 133 с.
2.2. Специфический тип 146 с.
2.2.1. Фамилии духовных лиц 146 с.
а) образованные от названий церковных праздников; 146 с.
б) основанные на библейских и христианских традициях 147 с.
2.2.2. Фамилии, возникшие под влиянием латинских и греческих
языков 150 с.
2.2.3. Фамилии с церковнославянскими элементами 155 с.
2.2.4. Окказиональные явления в антропонимии духовенства 160 с.
-
Заключение 168 с.
-
Библиография 175 с.
VII. Приложение № 1
Список принятых сокращений 193 с.
Приложение № 2
Список антрополексем Тамбовской и Рязанской областей 195 с.
Приложение №3
Список фамилий, имеющих семантически неясную базу 206 с.
Введение к работе
Проблемы, связанные с ономастикой, принадлежат к числу всегда актуальных для человечества. Философы, историки, лингвисты издавна рассуждали о происхождении и значении фамилии. Ономастика, как один из разделов лингвистики, вносит свой вклад в эти науки, предавая им особое своеобразие и направленность.
Что нас, россиян, связывает с глубочайшей древностью нашей культуры? Единственное, что уцелело после жерновов истории - памятники устного народного творчества: былины, пословицы, песни, предания, а также общенациональное достояние, знак привязанности каждого из нас в древности -это имя, отчество, а главное - фамилия. Человека всегда интересовало и будет интересовать, что означает его собственная фамилия, когда и откуда она произошла.
Сегодня ономастика явно испытывает исчерпанность проблематики и теоретические трудности. В связи с этим в последнее время отмечается возросший интерес исследователей к изучению антропонимов разных эпох, зафиксированных в архивных источниках. Так, работы Л. Ф. Михина [93], Е. Н. Поляковой [128], М. В. Бирюкова [14], Е. А. Шерстенниковой [215], В. И. Супруна [172] посвящены разнообразным по проблематике и охвату материала исследованиям, описывающим становление, расширение антропонимических пластов прошлых веков. Прежде всего, в этих исследованиях поражает углубленное изучение этимологии имен собственных с использованием архивных материалов, летописей, способствующих раскрытию исторической и социально-экономической связи в изучении актуальных проблем, интересных не только для ономастики в целом, но и для лингвистики в частности. Поэтому обращение к выявлению закономерностей возникновения и функционирования фамилий духовенства с учетом ареального распространения приобретает сегодня особое, актуальное значение.
Это в полной мере относится и к фамилиям православного духовенства, которые резко выделяются на общеславянском ономастическом фоне, поскольку представляют собой сложную систему именования. Следует также указать на немаловажную характеристику антропонимов священнослужителей: на их «неизвестность», потому что в процессе коммуникации принято обращаться к лицам духовного сословия по именам (отец Владимир, батюшка).
Фамилии духовенства - созвучие нескольких букв, облеченных символическим значением. Выбор фамилии в среде духовенства всегда был делом серьезным, о чем свидетельствуют принятые ими традиции. Поэтому руководство духовных семинарий предпочитало создавать фамилии своим выпускникам с привлечением религиозно-культовой тематики, а также греко-латинских элементов в надежде на то, фамилия, став символом личности, будет содержать в себе некоторое представление о качествах ее носителя. Это представление очень специфично для абсолютного большинства православного духовенства. Отсюда, естественно, вытекает положение о том, что социальная среда диктует свои законы номинации, в которых особенно видна новизна номинативных единиц.
Между тем антропонимикой духовенства никогда не был объектом специального исследования. Тенденции в ономастической литературе в отношении фамилий православного духовенства таковы: русские и зарубежные языковеды ономатисты обратили внимание на антропонимы священнослужителей еще в начале XX века. Но кроме В. В. Шереметевского [214], который описал семантику фамилий с учетом психологического фактора, все остальные исследователи привлекали номинативные единицы духовенства только в качестве дополнительного материала, чтобы сделать ономастические изыскания более полными.
В начале XX в. В. В. Шереметевский, раскрывая специфику создания и функционирования фамилий православного духовенства, пытался разрешить социальные и психологические аспекты проблемы. Трудно переоценить значение исследования В. В. Шереметевского, поскольку он первым в отечественной и зарубежной ономастике остановил свое внимание на прозвищности антропонимов священнослужителей, приводя конкретные примеры.
Вместе с тем данное направление достигло значительных успехов в зарубежной науке. Несомненно, огромную пользу принесла работа английского исследователя Б. О. Унбегауна [191], который, выделяя фамилии священнослужителей от основной массы русских фамилий, приводит четкую классификацию антропонимов духовенства. В основу классификации им положен морфологический принцип образования фамилий.
Из числа исследователей советского времени стойкий интерес к русским фамилиям, а попутно, и к фамилиям духовенства, наблюдается у А. В. Супер-анской [162, 164, 170], А. В. Сусловой [160], В. А. Никонов [103, 106], Ю. А. Федосюка [200]. А. В. Суперанская и А. В. Суслова [166, с.121] в своей работе обращаются к истории возникновения фамилий православного духовенства, сопровождая документальными справками, что позволяет им раскрыть специфику номинативных единиц, а именно их искусственное создание. Очевидно, что А. В. Суперанской и А. В. Сусловой, занимающимся уже на протяжение трех десятилетий рассмотрением широкого спектра ономастических задач, отводится колоссальное место в русской ономастике.
В. А. Никонов и Ю. А. Федосюк в своих работах описывают проблемы частного характера. В своих индивидуальных исследованиях они занимаются разработкой вопросов, связанных с использованием лексикографического описания имен собственных.
Вопроса классификации фамилий православного духовенства в своей работе касается М. Э. Рут [140]. Но классификационные типы М. Э. Рут не повлияли на уже сложившиеся традиции, связанные с решением практических задач в исследовании антропонимов священнослужителей.
В связи с этим трудно говорить о систематическом изучении фамилий священнослужителей. Понятно, что в таких условиях вопрос о специфике образования, функционирования, семантике приобретает особую актуальность. Ее- тественно, что углубленное изучение лингвистических и экстралингвистических аспектов фамилий духовенства с опорой на архивную констатацию стало возможным только в последнее десятилетие.
Фамилии духовенства представляют собой результат длительного развития традиционных предпочтений социальной среды. Анализ исторических данных необходим при изучении последовательностей ступеней номинации, поскольку традиции прошлого способствуют лучшему пониманию образования новых имен. Следовательно, с появлением любой общности людей антропонимы среди других видов имен собственных играют особую роль, поскольку служат для обязательного индивидуального обозначения каждого члена коллектива. Выделение огромного числа индивидов и относительно ограниченного количества имен влечет появление системы личных именований, которая включает все виды и формы личных имен, соответствующих уровню общественного менталитета данного социума на определенном этапе его развития. С этой точкой зрения имена собственные рассматриваются в диалектической связи с другими явлениями [162, с. 141], в конкретных исторических и социальных условиях, что в свою очередь позволяет изучить фамилии не только как единицы языка, но и как социальные знаки, историко-культурные ориентиры. В силу такого специфического статуса фамилий православного духовенства возник интерес исследователей к поиску новых черт антропонимов священнослужителей, послуживших выделению их из общей системы именования. Тем самым преимущественное значение фамилий духовенства, подчеркиваемое многими исследователями, позволяет признать возможность описания на современном научном уровне специфическое своеобразие антропонимов, чем определяется новизна проблематики. Кроме того, в результате влияния объективных причин сложилась ситуация, характеризующая своеобразие фамилий священнослужителей как социально обусловленной номинативной единицы, как в сфере отбора лексем, так и в реализации специфической семантики. При этом качестве источника изучения актуальность предпринятого исследования определя- ется теоретическим и практическим интересом к фамилиям духовных лиц как одной из основных культуросодержащих номинативных единиц.
Научная новизна исследования
Настоящая работа является одной из первых попыток описания регионального словаря тамбовских и рязанских фамилий православного духовенства, поскольку они до сих пор не были предметом специального научного исследования. Однако в русской ономастике уже имеется опыт исследования региональных антропонимов, но без социальной привязки (см. работы Л. И. Дмитриевой [197], Е. Н. Поляковой [129], Ю. И. Чайкиной [206]. Кроме того, не потеряли своей ценности списки фамилий, в составе которых немало тамбовских и рязанских антропонимов, составленные на основе памятников письменности Н. М. Тупиковым [190], В. В. Веселовским [26], В. В. Шереметевским [214]. Укажем, что из перечисленных работ заслуживает внимание Словарь-справочник сотрудника кафедры языкознания Тамбовского Государственного университета им. Г. Р. Державина Л. И. Дмитриевой, в котором автор обращается к рассмотрению семантики в этимологическом аспекте фамилий Тамбовской области. В этой работе весьма разнообразные и специфические по семантике базовых основ антропонимы снабжены дополнительными лингвистическими сведениями, многосторонне раскрывающими исследуемый материал.
Изучением рязанских фамилий в 80-х г. XX в. занимался В. А. Никонов [103], [105]. Исследования ономастического материала, проводимые В. А. Никоновым, весьма ценны, однако не многочисленны, поскольку изыскания талантливого ономатиста оборвала смерть. В опубликованных им работах фамилии священнослужителей не подвергаются специальному рассмотрению.
В связи с этим научная новизна предложенного исследования определяется тем, что изучение антропонимических единиц духовенства отдельного региона продолжает оставаться одной из нераскрытых проблем. Такое положение дел в отечественной ономастике постепенно изменяется в связи с возрож- дением в России духовных ценностей и поисков культурных истоков. Поэтому в своем исследовании мы стремимся подчеркнуть самобытность духовенства, сумевшего с помощью широких возможностей русского языка создать свою именную (в данном случае фамильную) систему с определенными закономерностями.
Хотелось бы надеется, что изучение фамилий православного духовенства в региональном аспекте получит свое развитие. В свете сказанного объектом настоящего исследования является антропонимическая лексика духовенства Тамбовской и Рязанской епархий. Подчеркивая новизну исследования, хотелось бы отметить, что впервые в силу объективных причин только сейчас стало возможным посвятить исследовательскую работу фамилиям священнослужителей; впервые для сбора фактического материала автор использовал архивные источники; впервые предпринята попытка через семантику с учетом структурных и формантных признаков очертить лексико-семантические типы фамилий священнослужителей Тамбовской и Рязанской областей и сопоставить с уже имеющимися предшествующими описаниями; впервые путем комплексного анализа был выявлен и описан типичный фамильный именник духовенства Тамбовской и Рязанской областей, что в свою очередь позволило точно установить его специфику как объекта лингвистики, так и ономастики.
Предметом исследования выступает структурное устройство фамилий, их семантические особенности, обусловленные факторами культуры и традиций среды, которая их создавала и в которой они функционировали.
Материалами исследования послужили фамилии выпускников Тамбовской духовной семинарии с 1798 по 1864 годы, собранные по источникам ГОТА (Государственный областной тамбовский архив), а также фамилии рязанского духовенства, взятые из книги св. И. В. Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» [40]. Кар- тотека фамилий духовенства двух областей насчитывает около 2600 единиц номинации. Наряду с этим к работе привлекаются материалы публикаций «Тамбовских епархиальных вестей» последних лет [178], в которых мы находим дополнительные сведения о тех или иных священнослужителях, возглавлявших Тамбовскую епархию в разные века. Кроме того, в работе использовалась значительная часть краеведческой литературы [83], [84], а для получения исторических сведений о лицах, носивших данные антропонимические единицы, нами извлекался вспомогательный материал из публикаций местных авторов [179], [180].Также широко привлеклись к исследованию и другие виды документов разных лет написания, хранящиеся в фондах РГБ [63], [89], [155]. При восстановлении семантики антропонимов для сопоставления использовались материалы словарей фамилий XX в. [34], [129], [205].
Цель исследования заключается в том, чтобы, используя материалы и наблюдения лингвистов, психологов, философов, всесторонне показать специфику фамилий духовенства как объекта лингвистики, ономастики и социальной среды. Это, в свою очередь, позволит проследить и описать структурное и семантическое устройство номинативных единиц священнослужителей Тамбовской и Рязанской областей.
Достижение поставленной цели повлекло за собой необходимость решения следующих задач: составление систематической картотеки фамилий священнослужителей Тамбовской и Рязанской областей с 1769 по 1921 годы; определить и описать причины, истоки и механизмы образования фамилий священнослужителей, способствовавшие их возникновению. При этом важной предпосылкой в работе является определение понятия «искусственные фамилии». - обосновать лингвистическое и ономастическое своеобразие номинативных единиц духовенства; - обобщить собранный материал и представить классификацию фамилий по характеру семантики базовых основ, снабдив их по возможности историческими комментариями; выявить и установить наиболее продуктивные модели антропообразова-ния духовенства, способные служить целям номинации; проследить, как культура социальной среды влияет на семантику и структуру номинаций священнослужителей; показать динамику процессов, происходящих в антропонимических системах духовентсва.
Все вышеперечисленные задачи продиктованы растущим интересом к такому явлению в нашей жизни, как православное духовенство, поскольку эти страницы отечественной истории в недалеком прошлом были забыты.
Многоплановость задач имеет своей целью выбор методов исследования. Исследование выполнено на основе методов и традиций, отработанных отечественной ономастикой. В ходе работы использовались методы как лингвистические, так и собственно ономастические, а именно: метод этимологизирования, метод синхронного среза, типологический метод, дескриптивный метод, сравнительно-сопоставительный метод лингвистики, ареальный метод, структурный метод.
Среди ономастических методов предпочтение отводится дескриптивному методу, заключающемуся в последовательном описании ономастических единиц рассматриваемого социума.
Применение сравнительно-сопоставительного метода лингвистики заключается в сопоставлении антропонимического пространства духовенства близлежащих регионов. Сравнение осуществляется на основе единой системы возникновения и образования, а сопоставление - на основе типологически сходных явлений. Результаты сопоставления естественным образом выражаются в количественных и качественных характеристиках, точнее в применении методов элементарной статистики. Статистический метод используется при со- поставлений отдельных типов фамилий в разные исторические отрезки времени, помогая проследить эволюционные тенденции антропонимической системы. Кроме того, статистические данные способствуют раскрытию динамики развития антропонимов духовенства двух регионов.
Для выявления корневых лексем и словообразовательных формантов антропонимической модели нами используется структурный метод.
Таким образом, система изучения антропонимического материала базируется на исторически оправданных средствах. Наиболее результативному изучению многообразного ономастического материала способствуют ареаль-ный и исторический методы: первый - помогает успешному изучению ономастического явления с желаемыми объемами сравнительно-сопоставительного анализа, второй - содействует успешному изучению ономастического явления или процесса во времени [67, с.52].
Основным для нашей работы является метод лингвистического описания, представленный рядом конкретных приемов, таких как сбор, обработка и интерпретация материала.
Таким образом, при рассмотрении антропонимической системы духовенства отдельно взятой территории требуется применение различных методов и приемов ономастических исследований.
Гипотеза
Выдвигаемая в диссертации рабочая гипотеза заключается в следующем: фамилии духовенства составляют особую номинативную систему, отличающуюся способами антропообразования и свообразной семантикой, которая запечатлела в номинациях образы религиозно-нравственной сферы, характеризующие (номинации) денотат как представителя православного мира.
Практическое значение
Вполне очевидно, что работа такого плана в значительной степени об- легчит работу при составлении региональных ономастических словарей. Материалы исследования могут быть включены в региональный словарь Л. И. Дмитриевой. Кроме того, собранный материал можно использовать при чтении спецкурса по проблемам ономастики для студентов, а также во внеклассной работе со школьниками как в воспитательной, так и в познавательной целях.
Теоретическая значимость Рассмотрение фамилий православного духовенства в лингво-ономастическом аспекте позволяют понять их значение в языковой системе в целом. Представленный в работе структурно-семантический анализ номинативной системы священнослужителей способствовал объяснению не только языковых фактов русского языка, нашедших преломление в антропонимиконах, но и помог раскрыть языковые традиции и психологию номинаторов данной социальной среды. Созданная нами типовая классификация фамилий духовенства дала возможность отразить поэтапное становление антропонимической системы священнослужителей Тамбовской и Рязанской епархий и выявить специфический тип антропооснов, затрагивающих уровень языковой имятворче-ской деятельности служителей культа. А также исследование, многосторонне описывающие антропонимический материал представителей православного мира, вносит вклад в изучение ареального ономастического пространства.
Цели и задачи работы определили ее структуру: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, насчитывающий 222 наименования, приложение 1, 2 и 3.
Во «Введении» обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются методы и приемы исследования, даются краткие сведения из истории вопроса, указывается теоретическое и практическое значение работы, а также ее новизна.
В первой главе раскрывается лингвистический и ономастический статус фамилий православного духовенства, их специфические черты, искусствен- ность возникновения и мотивы образования.
Во второй главе фамилии священнослужителей подвергаются системному анализу, а именно, раскрывается их структура и модели образования.
В третьей главе, исходя из формальных и семантических признаков антропонимов духовенства, нами осуществляется подробная лексико-семантическая классификация фамилий с описанием семантики базовых основ.
В «Заключении» подводятся итоги проделанному исследованию, делаются выводы о своеобразии номинативной системы духовенства Тамбовской и Рязанской епархий, ее (системы) месте в общеславянском ономастическом пространстве.
В приложении 1 помещен список принятых в диссертационном исследовании сокращений.
В приложении 2 приводится ономастикой духовенства Тамбовской и Рязанской областей в алфавитном порядке.
В приложении 3 даются фамилии, имеющие семантически неясную базу.
Основные положения работы, вынесенные на защиту:
Фамилии православного духовенства характеризуются наличием определенных признаков, способствующих признанию их (номинаций) как единиц лингвистики и ономастики.
Специфика фамилий священнослужителей базируется на четырех взаимосвязанных элементах: социальных, лингвистических, культурно-исторических и психологических.
Фамилии духовенства, являясь языковыми единицами, имеют свой план выражения. Это непосредственно нашло свое отражение в структуре фамилий, а также в их формантной оформленности.
Фамилии священнослужителей как особый тип «искусственных фамилий» имеют свой план содержания, отвечающий потребностям среды, формирование которого (плана содержания) осуществляется по двум направлениям: а) с опорой на соотнесение с образами и реалиями социальной среды; б) на основе общеупотребительной лексики.
5. Семантическая структура фамилий духовенства в соответствии с традициями среды приобретает коннотативные значения. Компоненты лексического значения социально обусловленных единиц номинации находят свое отражение в словообразовательной структуре.