Введение к работе
На современном этапе интенсивное развитие когнитивной и коммуникативной лингвистики обусловливает возрастающий интерес к эпистолярному наследию художников слова, значительное место в котором занимают письма А.С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Н.В.Гоголя, Ф.М. Достоевского и других великих писателей земли Русской. Эти письма – фрагмент литературного творчества, своеобразные произведения искусства, где изложение событий отражает ситуацию, события и обстановку XIX века. «Письма писателей – важный источник, представляющий большое и разностороннее значение для изучения личности и творчества их авторов, времени, в которое они жили, людей, которые их окружали и входили с ними в непосредственное общение. Но писательское письмо – не только историческое свидетельство, оно имеет свои отличия от любого другого бытового письменного памятника, архивной записи или даже прочих других эпистолярных текстов; письмо находится в непосредственной близости к художественной литературе» [Алексеев 1982: 9].
Частные письма содержат наблюдения и размышления, выражают эмоции, и чувства, раскрывают бытовые и автобиографические сведения. «В письмах проявляется непосредственность мироощущения, ставящего читателя лицом к лицу с мыслью, чувствами, настроениями пишущего. Письма позволяют шаг за шагом пройти с автором жизненный путь, воссоздают черты характера, широкий круг интересов, его личные отношения к событиям. Они отражают изменения в судьбе, взглядах, душевной настроенности автора. В письме пишущая личность выдвигается на первый план, объективное представление уступает месту субъективному» [Кохтев 1997: 640].
Творчество И.С. Тургенева неисчерпаемо и многообразно. Он начинает свой путь в литературе как поэт – создатель стихотворений и поэм, в работе над которыми постепенно совершенствовалось его мастерство как писателя. «В раннем творчестве проявляет Тургенев интерес и к театру. На рубеже 1840-50-х годов, задолго до Чехова, он в своих пьесах предвосхищает поэтику новой драмы. Знакомит писатель русскую литературу и с новым жанром – «Стихотворениями в прозе», предсказывая интерес к лирической прозе, который возник в России в начале XX века. Безусловно, самым значительным является наследие Тургенева-прозаика, однако жанровый «полифонизм», многообразие – одна из основных черт его творчества» [Беляева 2002: 134].
В сознании современного читателя И.С. Тургенев выступает прежде всего прозаиком, автором бессмертных романов: «Отцы и дети», «Накануне», «Дворянское гнездо» и др. «Проза Тургенева звучала как музыка, как глубокая музыка Бетховена», – оценка князя – москвича, передающего впечатления свои и людей своего поколения» [Бродский 1923: 194].
Не менее важным является изучение писем великого писателя. «Среди шестисот с лишним корреспондентов, к которым обращено его огромное эпистолярное наследие, насчитывающее около семи тысяч писем, едва ли не половину составляют те, кто так или иначе был причастен к литературе: писатели, критики, журналисты, переводчики, издатели, – от великих до безвестных или забытых ныне ее представителей» [Переписка И.С.Тургенева 1986: 7]. Исследование эпистоляриев И.С. Тургенева предполагает рассмотрение его писем разных лет, начиная с текстов раннего периода и заканчивая последними годами жизни писателя; в его письмах ощущается индивидуальный стиль и неповторимая манера письма художника слова.
В настоящей диссертации рассматриваются частные письма Ивана Сергеевича Тургенева (30-ые-80-ые годы XIX века), содержащие богатейший материал для выявления параметризации частного письма как литературного наследия, композиции и языковых особенностей его эпистоляриев.
Частное письмо И.С. Тургенева – «почтовая проза» (А.С. Пушкин) не получило своего надлежащего рассмотрения в когнитивно-коммуникативном и лингвокультурном аспектах. Между тем текст тургеневского письма отражает филологические, лингвистические и культурные тенденции не только в частном письме в 30 – 80 гг., но и в литературном и жанровом обозрении XIX века. Биографическое наследие писем И.С. Тургенева позволяет приблизиться к личности писателя. Коммуникативно-когнитивные параметры адресанта и адресата в эпистолярной коммуникации дают возможность рассмотреть личность писателя в разных аспектах – как повествователя, критика, философа, психолога и западника. Эпистолярий представляет собой особый тип композита, где традиционная рамка расширена обращением и подписью.
Имеющиеся исследования в XX-XXI вв. писем И.С. Тургенева: Балакай А.Г.(1978), Ковалёва Н.А.(2002), Кокунина Е.В.(2005),Карантеева И.Л. (2010) включают наблюдения над лингвосоциальными и культурно-философскими свойствами писем И.С. Тургенева, коммуникативным жанром речевой структуры письма, содержанием концепта «русский европеец», перепиской как опосредованным диалогом. В основу последнего исследования положена повесть И.С. Тургенева «Переписка» (1856).
Актуальность исследования частного письма И.С. Тургенева обусловлена необходимостью изучения тенденций в русском языке и литературе XIX века, параметризации частного письма и анализа когнитивно-коммуникативных и лингвокультурных признаков эпистолярия в литературном наследии художника слова.
Предметом настоящего исследования выступают категориальные признаки, специфика адресантно-адресатной структуры письма и совокупность языковых значений, соотнесённых с персональным преобразованием этих значений.
Объектом диссертационного исследования является частное письмо как «почтовая проза» писателя в адресантно-адресатных, личностных и биографических ракурсах рассмотрения.
Целью исследования является представление параметризации адресантно-адресатной структуры эпистолярия как многоаспектной структуры и рассмотрение литературного наследия эпистолярий И.С.Тургенева.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Представить текст тургеневского письма и его специфику в рамках когнитивно-коммуникативных, лингвосоциальных и лингвокультурных тенденций 30 – 80 гг. XIX века.
2.Выявить специфику параметризации частного письма как авторско- читательской коммуникации.
3. Проанализировать личность писателя в семантике эпистолярия.
4. Определить эпистолярий как особый тип рамочного композита.
5.Исследовать биографический состав эпистолярия (переписка с родственниками и друзьями, русскими и зарубежными литераторами).
Положения, выносимые на защиту:
1.Частное письмо И.С. Тургенева как его «почтовая проза» представляет эксплицитно и имплицитно личность И.С. Тургенева как писателя.
2.Тургеневское письмо относится к «речевому тексту» (М.М. Бахтин), который отражает специфику коммуникативной природы эпистолярия и авторского Я.
3.Параметризация частного письма раскрывает природу и специфику коммуникативного общения писателя со своими читателями, структуру коммуникативно-когнитивных параметров адресанта и адресата, а также авторские проекции – эмоциональный и образный мир в субъективно-объективном представлении.
4.Эпистолярное произведение представляет собой камерное сочинение, представленное определённой свободой изложения содержания, своеобразием обращений к конкретному адресату и особенностями формы письменной речи.
5. Эпистолярии И.С. Тургенева являются частью его литературного художественного наследия: они входят в состав автобиографической литературы как письменные свидетельства о фактах, событиях и явлениях в жизни И.С.Тургенева.
6. Эпистолярий представляет особый тип рамочного композита, который включает обращение и подпись автора письма.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые проведён комплексный, многоаспектный анализ частного письма с учётом функционально-коммуникативного, структурно-семантического и личностного аспектов. Новизну работы составляет типология наследия писем И.С.Тургенева: адресантно-адресатная структура письма, коммуникативно-когнитивные параметры адресанта и адресата письма и отражение в текстах тургеневского письма лингвистических, лингвокультурных и социокультурных тенденций 30 – 80гг. XIX века. Впервые эпистолярий рассмотрен как особый тип композита, где его рамку дополняют обращение, подпись и дата написания письма. Новизну диссертации составляет рассмотрение личности писателя как повествователя, критика, философа, психолога и «русского европейца».
Теоретическая значимость исследования состоит в комплексной разработке и научном анализе частного письма И.С.Тургенева. В работе рассматриваются: общая параметризация частного письма, включающая структуру эпистолярия; специфика структуры и содержания письма как особого типа композита; лингвокультурные компоненты в эпистоляриях; биографическое наследие писем. Эпистолярные свойства частного письма раскрывают этическую и эстетическую позицию художника слова по отношению к реальности; поэтическое в тексте эпистолярия выражается авторским фразеотворчеством и трансформацией фразеологических единиц.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения теории и практики исследования эпистолярия в вузовском и школьном преподавании. Языковой материал, извлечённый из текстов тургеневских писем, может быть использован при чтении курсов: «Современный русский язык», «Культура речи», «Стилистика», чтении спецкурсов и проведении специальных семинаров при обучении бакалавра и магистра. Результаты исследования могут быть использованы при создании учебников нового поколения по русскому языку, истории русского языка и культурологии.
Материалом исследования явились частные письма, помещенные в Первом собрании писем И.С. Тургенева 1840-1883гг. Изданiе Общества для пособiя нуждающимся литераторамъ и учёнымъ. С.-Петербургъ, 1884г., в Собрании сочинений в 12 томах. М., 1958г., в Полном собрании сочинений И.С. Тургенева в 28 томах (тт.1- 13. Письма). М.–Л., 1961–1968г. Из Cобраний сочинений выбрано 5347 писем для исследования.
Методы исследования проводились при помощи традиционного описания, структурно-семантического рассмотрения частного письма, параметрического анализа коммуникативно-когнитивного рассмотрения адресантно-адресатной основы эпистолярия; использованы лингвосоциальный, композитный и биографический аспекты осмысления.
Теоретической базой исследования послужили методологические положения структурно-семантического направления (В.В. Виноградов, Ю.Н.Караулов, Д.С.Лихачёв, Г.Я Солганик, В.Н Телия, Е.И.Диброва) и функционально-стилистического (В.В. Виноградов, М.М.Бахтин, Г.Я.Солганик). Адресантно-адресатная структура опиралась на исследования Ш.Балли, Н.Д.Арутюновой, Ю.М.Лотмана, Б.А. Успенского, А.Ф.Лосева, Е.И. Дибровой, Н.А. Ковалёвой.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русского языка, аспирантском и диссертантском объединении Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова (2005, 2007, 2008гг.). Автор (Т.Г. Петухова) выступила с докладом «Фразеологические единицы как средство реализации коммуникативных установок в письмах И.С.Тургенева» на XII Международной научной конференции «Текст. Структура и семантика» (апрель 2009 г.), которая проводилась Московским государственным гуманитарным университетом имени М.А. Шолохова.
Основные положения диссертации отражены в семи публикациях по теме исследования.
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.