Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Автоматический анализ метрики русского стиха Брейдо, Евгений Маркович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Брейдо, Евгений Маркович. Автоматический анализ метрики русского стиха : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Ин-т русского языка.- Москва, 1996.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-3/2907-0

Введение к работе

Основная задача данной работы - дать систематическое формальное описание русской метрики, пригодное для компьютерного анализа текста. Предлагаемый подход подразумевает детальное рассмотрение всех характерных черт и особенностей метрической структуры, с учетом того, что понимается человеком, тем более стиховедом-исследователем, носителем профессионального языка и культуры, по умолчанию, и, следовательно, не становится вовсе предметом научного анализа. Лингвистическое описание в идеале должно охватывать языковую систему полностью, с максимальной степенью подробности, не ограничиваясь разбором отдельных интересных случаев или, наоборот, рассмотрением наиболее типичных явлений. В этом отношении компьютерная модель, сделанная не с инженерной точки зрения, а исходя из логики данной науки, - редкая возможность строгого, точного и полного описания метрической системы. Постановка такой задачи вкупе с построением модели кажутся не только правомерными, но абсолютно необходимыми при нынешнем состоянии стиховедческих исследований, и определяют мошпщ подхода, предлагаемого в реферируемой работе. Таким образом, наша цель заключается в том, чтобы соединить стиховедение (или, по крайней мере, некоторую его часть) с computer science и заложить основы попой дисциплины на стыке стиховедческих проблем с традиционными задачами компьютерной лингвистики, информатики и искусственного интеллекта.

Актуальность. Две веши в современном мире оказали колоссальное влияние на сближение филологии и информатики: появление глобальной мировой сети INTERNET и электронной полиграфии. Информатика реально меняет облик культуры, и это определяется в основном двумя простими вешами: тем, что базы данных по различным отраслям знаний, в том числе по филологии, стали доступны всем в режиме "on-line", И II еще большей степени тем, что СП-ГЮМные издания практически везде тесня г бумажную полиграфию (по средним статистическим оценкам сейчас примерно треть мировой печатной продукции выпускается на CD-ROMax). Значение этих вещей трудно переоценить: они означают выход информационных технологий за пределы традиционных областей инженерии, техники, и начало завоевания ими мирового культурного пространства, проникновение во все и вся, изменение самой структуры, внутреннего строения культуры. Началось это, разумеется, с развлекательной сферы, как наиболее динамичной, но сегодня уже захватило и самые консервативные, фундаментальные области. Носители традиционной книжной культуры - филологи (и в первую очередь не лингвисты, а литературоведы, текстологи, по роду занятий едва ли не дальше всех отстоящие от новых технических веяниіі) оказались вынуждены вместе с программистами и разного рода специалистами по

информатике трансформировать нашу книжную культуру в электронный вид. Если раньше только лексикография и некоторые узкие области лингвистики были слиты с информатикой и один клубок, то теперь ЭТО можно уже отнести к филологии в целом, и надо думать, взаимовлияние будет сказываться не только в сфере современных информационных технологий, но и в изменении фундаментальных научных представлений. Тема данной работы приобретает особую актуальность в связи с появлением электронной полиграфии и надобностью в моделях и методах, позволяющих работать с новыми аналогами книги и осмыслить само явление электронного текста, который вовсе не тождествен тексту бумажному (но это предмет специальных исследований). Теоретическая значимость. В реферируемой диссертации построена формальная модель (названная интервальной), описывающая русскую метрику от силлабо-тоники до границы с прозой, чего не делалось рапсе. Эта модель позволяет открывать новые формы стиха непосредственно в тексте без привлечения дополнительной информации. В результате ее применения к русскому акцентному стиху (на примере Маяковского), было открыто два новых типа стиха - строгий и многоинтервальный акцентный стих. Основанные на интервальной модели алюри і мы компьютерного анализа метрики позволяют автоматически и полуавтоматически распознавать любые метрические формы русского стиха и определять основные понятия метрики, исходя из алгоритмов анализа. Наконец, принцип, положенный в основу интервальной модели, позволяет сформулировать новую гипотезу о ритмической организации прозаических текстов.

Практическое значение. Разработанные алгоритмы и программы могут быть использованы при создании электронных метрических справочников поэтов (как это сделано в диссертации для Пастернака), что крайне важно при современном развитии электронных изданий на CD - ROMax, при разработке баз данных и знаний по стиховедению в ближайшем будущем, при написании компьютерных обучающих программ по русскому стиху, а также при подготовке обычных учебных курсов.

Апробация работы. Результаты апробировались на семинаре по искусственному интеллекту Диалог (1990), на Всесоюзных конференциях в Тарту (Компьютерная лингвистика, 1990), Симферополе (Проблемы обучения языкам, 1991) и Киеве (Проблеми створення машинних фондів мов, 1991), научных докладах и курсе лекций, прочитанных в Поиском университете (Германия) (1992, 1993, 1994), на семинаре кафедры русской литературы Московского государственного педагогического университета (1994), на Международном семинаре Диалог-95 (1995) и на семинаре в отделе стилистики и языка художественной литературы Института русского языка РАН (1995)

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав (Компьютерный подход к описанию метрики стиха, Интервальная модель

русской метрики, Акцептный стих Маякопского и Алгоритмы компьютерного анализа поэтического текста), заключения, приложения п списка использованной литературы.