Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого Вологова Татьяна Сергеевна

Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого
<
Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вологова Татьяна Сергеевна. Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. - Санкт-Петербург, 2005. - 215 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования антонимичных номинаций в поэзии B.C. Высоцкого 14

1.1. Язык поэзии В.С.Высоцкого как отражение его философско-эстетического идеала 14

1.2. Понятийный аппарат исследования 23

1.3. Эстетическая природа поэтического текста 42

1.4. Особенности антонимичной номинации в поэтическом тексте 46

Выводы по первой главе 58

Глава 2. Выражение противоположности в поэтическом языке В.С.Высоцкого 60

2.1. Описание корпуса антонимичных номинаций в поэзии В.С.Высоцкого. Критерии классификации 60

2.2. Системные и авторские антонимичные номинации в поэтических текстах В.С.Высоцкого 78

2.3. Типы антонимичных номинаций в произведениях В.С.Высоцкого 80

2.4. Фразеологизированные антонимичные номинации в поэтических произведениях В.С.Высоцкого 84

2.5. Антонимичные номинации на уровне синтаксической конструкции 94

2.6. Межчастеречные антонимичные номинации в поэзии В.С.Высоцкого 96

2.7. Основные текстовые тематические группы антонимичных номинаций в поэзии В.С.Высоцкого как фрагмент языковой картины мира поэта 98

2.8. Текстовые модификации идиом в поэзии В.С.Высоцкого 113

Выводы по второй главе 122

Заключение 125

Список литературы 129

Список словарей 141

Приложение 1. «Список антонимичных номинаций в поэтических произведениях В.С.Высоцкого» 143

Приложение 2. «Текстовые тематические группы антонимичных номинаций в поэзии В.С.Высоцкого» 182

Приложение 3. «Случаи антонимии в поэзии В.С.Высоцкого» 210

Введение к работе

Антропоцентризм, относимый сегодня к числу приоритетных принципов научного исследования, знаменует, по выражению Е.С.Кубряковой, «тенденцию поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках»; человек оказался не просто вовлеченным в анализ тех или иных явлений, но определяет «перспективы этого анализа и его конечные цели» [175, с. 212]. Одной из основных задач современной лингвистики является создание целостной концепции соотношения языка и мышления, исследование способов выражения в языке знаний о мире, законов организации «языковой картины мира», тезауруса отдельной личности. Толчком к формированию антропоцентрической парадигмы в лингвистике послужило осознание необходимости разграничения двух аспектов рассмотрения фактов языка, обозначенных В.А.Звегинцевым как «язык в его состоянии и язык в его деятельности» [49, с. 164]. Новый ракурс рассмотрения языковых явлений — изучение языка в процессе его реализации - был обозначен как «субъективность в языке» (Э.Бенвенист), или «антропоцентрический принцип» (Ю.С.Степанов). Исходным постулатом антропоцентрической парадигмы в лингвистических исследованиях является признание «способности говорящего присваивать себе язык в процессе его применения» [144, с. 50].

Реализация антропоцентрического принципа в исследовании лексической структуры художественного текста также предполагает внимание к особенностям функционирования слова, но в «пространстве», ограниченном рамками замкнутой системы, каковой является текст. Предлагаемый подход основан на рассмотрении текста как продукта речевой деятельности человека, отражающего действительность через ее преломление в сознании индивидуума (ср. определение художественного текста, предложенное К.Ф.Седовым: «художественный текст есть оформленная в соответствии с эстетическими канонами программа восприятия, в которой очеловеченная, одушевленная модель действительности дана созерцателю через призму аксиологического

5 видения автора» [128, с. 13]. Художественный текст представляет собой

продукт самого сложного вида коммуникации - коммуникации литературной.

Наиболее верным представляется подход, согласно которому текст - «это

словесное художественное произведение, представляющее реализацию

концепции автора, созданную его творческим воображением индивидуальную

картину мира, воплощенную в ткани художественного текста при помощи

целенаправленно отобранных в соответствии с замыслом языковых средств (в

свою очередь, также интерпретирующих действительность), и адресованное

читателю, который интерпретирует его в соответствии с собственной

социально-культурной компетенцией» [10, с. 45].

Обилие филологических исследований, посвященных системным отношениям лексических единиц в целом и антонимии в частности, указывает на высокую степень интереса лингвистов к данной языковой категории. Однако отдельные аспекты антонимии до сих пор остаются мало изученными или не получили однозначного толкования в трудах ученых. Вклад в изучение общих и частных вопросов антонимии внесли А.А.Киреев (1954), В.Н.Комиссаров (1954), Л.А.Введенская (1971), Н.П.Колесников (1972), Л.А.Новиков (1973), Ю.Д.Апресян (1974), В.М.Морозова (1974), Э.И.Родичева (1976), Р.Л.Львов (1978), В.А.Иванова (1982), Л.В.Балахонская (1987), А.Е.Краснов (1987), Р.Н.Сафин (1989), Е.А.Бурская (1990), Е.Н.Миллер (1990), А.Пандох (1990), А.СПардаев (1991), В.Ю.Козлова (1992), Н.Ф.Ермакова (1993), А.К.Жумабекова (1995), М.Е.Новичихина (1995), М.В.Ягодкина (2000), М.Н.Маликова (2001), Ян Бо (2004) и другие лингвисты.

Современные исследования по антонимии характеризуются поиском приемов, позволяющих сделать анализ антонимов более эффективным. Наблюдается смещение акцентов от общеязыкового плана к конкретно-речевому воплощению антонимии, в связи с чем расширяется предметная область исследований: анализируются конкретные свойства антонимичных единиц языка и речи, антонимия начинает рассматриваться в связи с синонимией, с выходом в более крупные семантические объединения

(антонимические блоки, поля). Таким образом, в изучении антонимии открываются новые перспективы, круг вопросов, вовлекаемых в область исследования антонимии, постоянно расширяется. Становится очевидным, что явление антонимии не укладывается в предназначенные для нее большинством ученых рамки (антонимические оппозиции исключительно на уровне слова и фразеологических сочетаний), поэтому необходимо новое, расширенное понимание антонимии или выявление новых категорий в исследовании явления антонимии.

В современной лингвистике существует широкий подход к характеристике семантических отношений. При таком подходе сеть семантических отношений в лексике расширяется, и к ним, кроме синонимии, антонимии, родовидовых связей, полисемии и других, могут быть причислены и ассоциативные и тематические отношения вместе с их богатыми разновидностями. В разработке вопроса о видах семантических отношений будем опираться на тезис о том, что словарное значение слова не исчерпывает действительных семантических реальностей функционирующего в речи слова. Семантические связи могут существовать на парадигматическом, синтагматическом и ассоциативно-деривационном уровнях, что создает ориентиры для анализа этих связей слов в тексте. Внимание исследователей переключилось на целый текст, целое речевое произведение — высшую коммуникативную единицу, не поддающуюся однозначному определению в понятиях грамматики. Еще Л.В.Щерба писал, что «индивидуальная речевая система является лишь конкретным проявлением языковой системы, а потому исследование первой для познания второй вполне закономерно». Ориентация современной лингвистики на изучение языка «для более глубокого понимания и объяснения человека и того мира, в котором он обитает» (Е.С.Кубрякова), определяет общую теоретическую направленность и содержание диссертации.

Актуальность исследования заключается в обращении к вопросам, которые в свое время оказались за пределами внимания ученых, и определяется неизученностью вербального выражения противоположности в совокупности

7 единиц номинации, востребованностью новых аспектов исследования

текстообразующей роли различных компонентов текста. Данная диссертация

представляет собой анализ одного из таких компонентов - выражения

противоположности, реализуемого посредством антонимичных номинаций.

Обращение к рассмотрению лексической и синтаксической антонимии в поэзии

В.С.Высоцкого, позволяющей выявить фрагмент языковой картины мира поэта,

сопоставить коллективное и индивидуальное, вызвано и включенностью темы в

круг интегральных (лингвокультурных, социолингвистических,

филологических) проблем, связанных с утверждением общечеловеческих

ценностей, обращением к духовно-историческому контексту отечественной

культуры. Сложность природы антонимии, существование противоречащих

точек зрения на проблему антонимии и отсутствие комплексного описания

этого явления с учетом новейших достижений филологической науки также

определяет актуальность данного диссертационного исследования.

Анализ системы антонимичных номинаций, характерных для произведений Высоцкого, выявление особенностей данных единиц в художественных текстах позволит более глубоко понять идейно-художественный замысел автора и показать их роль в изображении им современного мира. Таким образом, цель работы - структурное и тематическое описание антонимичных номинаций в поэзии В.С.Высоцкого, выявление специфических особенностей их употребления, классификация исследуемых единиц. Цель исследования определила постановку следующих задач:

  1. Разработка теоретической базы диссертационного исследования, выработка рабочей терминологии, практически востребованной в ходе анализа антонимичных номинаций.

  2. Извлечение методом сплошной выборки из поэтических произведений В.С.Высоцкого всех антонимичных номинаций (лексических и синтаксических) и составление их репрезентативного корпуса.

3. Выработка способов анализа и критериев классификации антонимичных

номинаций в поэтических произведениях В.С.Высоцкого.

  1. Анализ и классификация антонимичных номинаций — структурное описание антонимичных номинаций разных типов, составление текстовых тематических групп.

  2. Раскрытие сущности антонимичной номинации (на материале поэзии В.С.Высоцкого) на разных уровнях поэтического текста (слова, словосочетания, предложения, текста целого художественного произведения) в творчестве одного автора.

  3. Определение места антонимичных номинаций в системе поэтических произведений В.С.Высоцкого и описание фрагмента языковой картины мира поэта, репрезентированного антонимичными номинациями.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы и
приемы:
теоретического исследования, структурно-семантического описания с
применением приемов наблюдения, интерпретации, обобщения и
типологизации при классификации антонимических единиц и способов их
преобразования, сравнительно-сопоставительного анализа языкового
материала, которые позволили классифицировать рассматриваемые в работе
антонимические единицы, определить их общие и специфические структурные
и лексико-семантические особенности. Сбор материала осуществлялся методом
сплошной выборки из поэтических произведений В.С.Высоцкого. В
диссертации использовались и такие конкретные методы научного
исследования, как компонентный анализ с опорой на синтагматические
отношения слов и дефиниционный анализ, а также контекстологический
метод. Отправной точкой при этом явился анализ отдельных лексических
единиц (при определении границ и состава антонимичных номинаций). Также
использовался метод статистического анализа (при обработке и оценке данных
о количестве разных типов антонимичных номинаций). Кроме того, в
исследовании уделяется большое внимание экстралингвистической

информации, включающей характеристику личности автора, на её основе

9 представляется возможным восстановить актуальный для данной работы

фрагмент языковой картины мира поэта.

Объектом исследования стали антонимичные номинации в поэтических произведениях В.С.Высоцкого, которые включают все слова, словосочетания, фразеологизмы, предложения, выражающие в отдельно взятом произведении противоположные смыслы. Выбор антонимичных номинаций в поэзии В.С.Высоцкого в качестве объекта настоящей работы объясняется тем, что исследователи не обращались к изучению творчества поэта в данном аспекте.

Предмет исследования — текстовые фрагменты поэтических произведений В.С.Высоцкого, организованные антонимичными номинациями, а также функционально-семантические особенности антонимичных номинаций, выявляющиеся на уровне связного художественного текста.

Научная новизна работы заключается в комплексном анализе поэзии В.С.Высоцкого в аспекте выражения противоположности. В работе впервые исследуется текстообразующая функция антонимичных номинаций в поэтических произведениях В.С.Высоцкого, которые рассматриваются в рамках единого функционально-семантического подхода в связи с тематической и художественной направленностью поэтических произведений В.С.Высоцкого. Для уточнения методики анализа исследуемых единиц была выработана рабочая терминология, в частности, дано определение антонимичной номинации.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методики анализа противоположности в произведениях одного автора, В.С.Высоцкого, что может быть распространено на тексты других художников слова и в этом плане способствовать развитию общей теории номинации, расширению знаний об антонимии с позиций современной лингвистики. Теоретические положения исследования связаны с выявлением специфики структурной организации противоположности на уровне антонимичной номинации через слово, словосочетание, предложение, что позволило раскрыть функциональную роль

10 антонимичных номинаций в организации поэтического текста. Выделение и

терминирование антонимичных номинаций, изучение их системы, разработка

их типичности и уникальности, принципов построения на материале

произведений одного автора - поэзии В.С.Высоцкого - позволит более полно

изучить явление антонимии, показать, каким образом языковые средства

используются и преображаются в художественных произведениях, установить

взаимосвязь между индивидуальной речевой системой писателя и языковой

системой в целом. Кроме того, работа вносит самостоятельный вклад в

изучение проблемы антонимичных номинаций в русском языке, включается в

круг работ по теоретическому исследованию смысловой структуры текста,

позволяет по-новому представить проблематику антонимии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы могут быть использованы при создании учебных пособий для вузов, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по лексикологии, на занятиях по русскому языку в вузе при анализе поэтического текста, в ходе изучения лексики, а также в качестве базы для дальнейшего изучения проблемы антонимичных номинаций. Анализ структуры антонимичных номинаций, формальных и семантических отношений входящих в них слов важен для лексикографических целей - пополнения данных статей ассоциативного словаря, словаря антонимов, словаря крылатых выражений, создания словаря антонимов.

В творчестве В.С.Высоцкого нашло отражение романтическое стремление соединить в единое целое трагически разорванные представления о мире и человеке, поэтому изучение антонимичных номинаций на материале его произведений представляется перспективным. Источниками для изучения антонимичных номинаций стали поэтические произведения В.С.Высоцкого (в количестве 614), опубликованные в издании: Высоцкий B.C. Собрание сочинений в 5-ти тт./ Составл. и коммент. С.Жильцова. - Тула: Тулица, 1993-1997. Количественно произведения распределяются следующим образом: 1960 г. - 1, 1961 г. - 10, 1962 г. - 11, 1963 г. - 16, 1964 г. - 27, 1965 г. - 32, 1966 г. -

48, 1967 г. - 39, 1968 г. - 38, 1969 г. - 51, 1970 г. - 27, 1971 г. - 47, 1972 г. - 47, 1973 г. - 73, 1974 г. - 34, 1975 г. - 25, 1976 г. - 26, 1977 г. - 22, 1978 г. - 10, 1979 г.-15, 1980 г.-15.

Языковым материалом диссертации послужила картотека текстовых фрагментов, содержащих антонимичные номинации, составленная автором исследования методом сплошной выборки из поэтических произведений В.С.Высоцкого.

Для определения содержания значения в работе широко привлекались данные словарных статей словарей различных типов (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов, Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова, Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка, Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок, Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка, Караулов Ю.Н. Ассоциативный словарь, Лингвистический энциклопедический словарь, Львов Р.Л. Словарь антонимов русского языка, Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, Крысин Л.П. Словарь иностранных слов и др.). Для уточнения семного состава антонимов привлекался Словарь современного русского литературного языка в 17-ти томах.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Антонимичные номинации занимают значительное место в поэтических текстах В.С.Высоцкого, а их структурные и семантические особенности разнообразны.

  2. Антонимичные номинации, реализуемые В.С.Высоцким, входят в различные текстовые тематические группы (ТТГ), охватывая значимые сферы человеческой деятельности, но наиболее важными являются «Человек», «Пространство», «Время», которые выступают в текстах В.С.Высоцкого хранителями концептуально значимой информации, причем между этими ТТГ существует тесная связь.

3. Исследуемые единицы помогают раскрыть языковую картину мира автора,

поскольку описывают один из важнейших ее фрагментов: восприятие поэтом дуализма мира и природы человека.

4. В произведениях В.С.Высоцкого преобладают авторские антонимичные
номинации, присутствующие в большинстве случаев в единичном
употреблении.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на Межвузовской научно-практической конференции «Проблемы преподавания русского языка в иностранной аудитории» (30-31 мая 2001 г., СПб., РГПУ им. А.И.Герцена) и «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории» (СПб., РГПУ им. А.И.Герцена, 2004 - 2005 гг.), Межвузовской конференции «Пушкинские чтения» (1996 - 2004 гг., СПб., Пушкин, ЛГУ им. А.С.Пушкина), на кафедральных научных конференциях (1999 - 2005 гг., СПб., Пушкин, ЛГУ им. А.С.Пушкина; 2003 - 2005 гг., СПб., РГПУ им. А.И.Герцена), а также отражены в публикациях по теме исследования:

  1. Антонимические номинации в поэзии В.С.Высоцкого (1966-1972)// Новые тенденции в теории и практике преподавания русского языка как иностранного: Материалы международной научно-практической конференции 30 - 31 мая 2001 г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002.-122 с.-С. 55-56.

  2. Роль антонимических номинаций в цикле песен В.С.Высоцкого для кинофильма «Вертикаль»// Русский язык и региональная языковая культура: история и современность: Материалы Региональной научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ. - 227 с. - С. 144-147.

  3. Фразеологизированные антонимические номинации в поэзии В.С.Высоцкого// Филология в XXI веке: Материалы научной конференции «Пушкинские чтения» (6 июня 2004 г.). — СПб.: САГА, 2004. - 352 с. - С. 57-61.

13 4. Антонимические номинации на уровне идиоматических выражений в

поэзии В.С.Высоцкого// Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Материалы 3 Международной научно-практической конференции. 22-24 апреля 2004 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.-261 с.-С. 18-21.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, списка словарей и трех приложений.

Язык поэзии В.С.Высоцкого как отражение его философско-эстетического идеала

Человек воспринимает мир избирательно и, прежде всего, замечает аномальные явления, поскольку аномалия часто загадочна и опасна, а, следовательно, заставляет думать (творить мысль) и действовать (творить жизнь). Исследователи творчества В.С.Высоцкого единодушно отмечают едва ли не главную особенность произведений поэта: «Высоцкий интуитивно искал гармонию частей и целого, стремился к многогранности единого образа мира... Процесс переживания взаимоисключающих точек зрения на жизнь как равноправных - глубинная, внутренняя тема всего песенного свода поэта» [102, с. 97]. «Наиболее яркие, значимые и постоянные черты лирического героя Высоцкого — неоднозначность и противоречивость образа, его внутренняя и внешняя конфликтность, многообразие человеческой сущности...» [33, с. 135]. Итак, феномен В.С.Высоцкого — умение остро столкнуть друг с другом противоположные позиции и тем самым выйти на новую глубину видения, исследовать проблему под новым углом зрения, попытаться выявить сущность противоречия и найти выход - привлекал к себе современников, привлекает исследователей его творчества и в наше время. На сегодняшний день существуют десятки исследовательских работ, посвященных творчеству В.С.Высоцкого. Ученые детально анализировали различные аспекты творческой манеры поэта - приемы контраста и противоречия в идиостиле В.С.Высоцкого (Блинов Ю.Н. 1994), особенности сюжетов (Новиков В.И. 1988, 1991, 2003), проблемы трагического в поэзии В.С.Высоцкого (Рудник Н.М. 1994), прецедентные тексты в поэзии В.С.Высоцкого (Евстюгина А.А. 1995), творческую эволюцию (Кулагин А.В. 1996), комментарий и словарь (Изотов В.П. 1997-2004), текстообразующие функции фразеологических единиц (Прокофьева А.В. 2002) и др. Работа Ю.Н.Блинова базируется на концепции противоречия как самостоятельного поэтического приема, предложенной Л.А.Новиковым на материале русской поэзии конца 19 - начала 20 века. Исследователь пытался раскрыть специфику реализации контраста и противоречия на идейно-эстетическом, композиционном и речевом уровнях текста, разработать классификацию композиционных контрастов и противоречий в соответствии с количественной и качественной определенностью представленных в поэтических произведениях художественных образов и особенностями психологических состояний центральных антиномичных героев, выявить и описать языковые средства выражения контраста и противоречия, показать реализацию контраста и противоречия в произведениях В.С.Высоцкого, в связи с чем дать целостный анализ художественных текстов, построенных по различным композиционно-речевым типам исследуемых приемов. В результате сделан вывод, что контраст и противоречие передаются при помощи различных языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических и других. Известно, что важнейшим лексическим средством выражения указанных поэтических приемов является антонимия как наиболее адекватный знаково-языковой способ отражения понятий «противоположность», «противопоставление» и «противоречие». Но комплексное исследование категории противоположности в текстах В.С.Высоцкого оставалось за пределами внимания ученых. В данном исследовании предпринимается попытка посредством выявления и терминирования новой единицы - антонимичной номинации - исследовать аспект творчества поэта, связанный с разными лексико-синтаксическими способами выражения противоположности.

Понятийный аппарат исследования

Идея о том, что в языке есть слова с противоположными значениями, восходит к древнегреческим философам и никем не оспаривается. Она является стержневой, доминирующей при вычленении в языке антонимичных слов. Трудности в исследовании антонимов, разногласия во взглядах исследователей, расхождения в толковании конкретных примеров зачастую объясняются тем, что недостаточно разработана теория противоположных значений. Вопросы, связанные с противоположными понятиями, противоположными значениями, имеют свою специфику в логике и языкознании. Очевидно, их окончательное разрешение возможно только в результате совместных усилий логиков и лингвистов. Несомненно одно: проблема антонимии, «размывания» ее границ, способов ее текстовой реализации, расширения самого понятия явления, остается актуальной, привлекает внимание исследователей, ставит перед ними все новые вопросы.

Противоположность как логическая категория характеризуется взаимосвязью противоположных понятий. Антонимы - слова, специально предназначенные для выражения противоположности в языке, то есть по своему логико-философскому содержанию языковая антонимия является выражением противоположности. Слова, отрицающие друг друга или противоположные друг другу по своим значениям, соответствуют в формальной логике несовместимым понятиям, то есть таким, которые полностью исключают друг друга. Логическую основу антонимии образуют не противоречащие, а противоположные понятия. Противоположные начала существуют в каждом данном конкретном проявлении сущности, меняя свое соотношение при движении к полюсам парадигмы, где разность потенциалов наибольшая.

Логическая модель противоположности конкретизируется в языке: она становится моделью антонимии у слов, обозначающих качество или выражающих противоположную направленность действий, состояний, признаков и свойств. Связь слов по контрасту принадлежит к числу очень распространенных и существенных в языке. Слова с противоположными значениями — антонимы - обнаруживают устойчивые семантические связи, образуя пары и целые микросистемы лексических единиц (тройки, циклы и др.). Антонимические ряды, как правило, двучленны, что обусловлено выражением предельности отрицания, диаметральной противоположности признака, свойства, качества, отношения. В «Русском семантическом словаре» (1982) антонимический двучлен, по наблюдениям Т.И.Клименко (1994), организуется на основе семантических множителей, представляющих общую, интегральную часть значения слов-антонимов. Общие семантические множители могут отличаться разной степенью абстракции и занимать различное место в структуре лексического значения слова, (например, «нулевые множители», по терминологии Ю.Н.Караулова, такие, как «имеющий», «совершаемый», «относящийся», «находящийся» и др.). Например, антонимический ряд «передний/ задний», актуальный для поэзии В.С.Высоцкого, организует семантический множитель нахожд- , направл- , ср. их словарное толкование: «находящийся впереди/ сзади». В большинстве случаев совпадающие семантические множители (1 или 2) указывают на так называемое «общее семантическое пространство». Антонимы выступают в качестве знаков у раздвоенного на противоположности единства, одновременно и ограничивают предел проявления какого-нибудь качества и указывают на неразрывную связь противоположностей в каждом конкретном проявлении данной сущности. Иногда одному антониму противопоставляются сразу два семантически равнозначных слова, которые являются антонимическими вариантами. Но противоположность снимается при терминологизации слова. Общепринятой является оценка соотношения антонимии и синонимии: антонимы - слова, предельно различающиеся по семантике, синонимы — слова, сходные по семантике.

Описание корпуса антонимичных номинаций в поэзии В.С.Высоцкого. Критерии классификации

Произведения В.С.Высоцкого насыщены антонимическими оппозициями и потенциальными антонимами. Корпус антонимичных номинаций, составленный на основе сплошной выборки из стихотворений В.С.Высоцкого, представлен в виде трех Приложений.

Приложение 1 содержит списки антонимичных номинаций с указанием числа случаев употребления каждой единицы. Единицей Приложения 1 является антонимичная номинация в различном лексикографическом представлении: слово, фразеологизм, словосочетание, предложение. Все текстовые словоформы объединены и считаются одним словом, с учетом этого определяется и частотность каждой номинации (ее составляет общая частотность всех представленных в текстах словоформ). Всего в составе Приложения 1 зафиксировано 1230 употреблений, которые составились из 1078 единиц. Сопоставление числовых показателей позволяет говорить о явном преобладании однословных антонимичных номинаций (657 оппозиций - 61%).

В Приложении 2 нашли отражение результаты семантико-тематической классификации единиц. Существует определенная зависимость частотности лексем, набора семантических групп от тематики произведений и авторской концепции. Функциональный подход к выделению единиц, участвующих в формировании текстовой семантики, позволяет выявить ключевые лексические единицы, принадлежащие одному семантическому полю, описать их основные текстовые функции. В художественном тексте им отводится особая роль в раскрытии основной художественно-эстетической концепции и выявлении сложной системы подтекетовой информации.

В Приложении 3 представлены случаи антонимии в поэзии B.C. Высоцкого.

В ходе исследования проанализировано 614 стихотворений B.C. Высоцкого (посвящения, эпиграммы, номера к «капустникам», песни «на случай», написанное в соавторстве, наброски, незавершенные произведения не исследовались, поскольку экспромт нельзя считать полноценным художественным произведением, а написанное в соавторстве одинаково несет на себе отражение индивидуальности каждого автора). В 429 (69,9%) из них выявлены исследуемые единицы: