Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жития русских столпников преподобных Никиты Переславского и Саввы Вишерского в рукописной традиции XV-XIX вв. Зинкевич Татьяна Евгеньевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зинкевич Татьяна Евгеньевна. Жития русских столпников преподобных Никиты Переславского и Саввы Вишерского в рукописной традиции XV-XIX вв.: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.01 / Зинкевич Татьяна Евгеньевна;[Место защиты: ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Житие прп. Никиты Столпника переславского чудотворца в контексте агиографической рукописной традиции 16

1.1. Кодикологические и палеографические особенности списков Жития прп. Никиты Столпника 16

1.1.1. Общий анализ списков по книгохранилищам 16

1.1.2. Хронология списков 20

1.1.3. Литературный контекст Жития прп. Никиты и палеографические особенности списков 24

1.2. Текстологические и жанрово-стилистические особенности Жития прп. Никиты Столпника 28

1.2.1. Проблема первоначального текста Жития и его взаимодействие с Похвальным Словом 28

1.2.2. Жанрово-стилистические особенности Жития прп. Никиты Столпника и Похвального слова святому 35

1.2.3. Классификация списков Жития прп. Никиты Переславского 54

1.2.4. Текстологические особенности списков Жития Основной редакции, вводимых в научный оборот 67

1.3. Проблема атрибуции повествований о прижизненных и посмертных чудесах прп. Никиты Переславского 80

Глава II. Житие прп. Саввы Вишерского новгородского чудотворца в контексте агиографической рукописной традиции 100

2.1. Кодикологические и палеографические особенности списков Жития прп. Саввы Вишерского 100

2.1.1. Общий анализ списков по книгохранилищам 100

2.1.2. Хронология списков 102

2.1.3. Литературный контекст Жития прп. Саввы Вишерского и палеографические особенности списков 106

2.2. Текстологические и жанрово-стилистические особенности Жития прп. Саввы Вишерского 108

2.2.1. Классификация списков Жития прп. Саввы Вишерского 108

2.2.2. Текстологические особенности списков Жития Основной редакции, вводимых в научный оборот 117

2.2.3. Жанрово-стилистические особенности Жития прп. Саввы Вишерского 125

2.2.4. Особенности топики разных редакций Жития прп. Саввы Вишерского 135

Глава III. Литературная топика житий русских столпников в контексте житий древних стилитов 143

3.1. Топика пути в монастырь 147

3.2. Топосы монашеской жизни подвижников 163

3.3. Топосы затворничества 169

3.4. Топика столпничества 195

3.4.1. Определение времени пребывания на столпе преподобного Никиты Переславского 195

3.4.2. Определение времени пребывания на столпе преподобного Саввы Вишерского 198

3.4.3. Преставление столпников 200

3.5. Схема столпнического жития 203

Заключение 212

Список сокращений и условных обозначений 218

Список литературы 221

Приложение 1. Стемма редакций Жития преподобного Никиты Переславского 263

Приложение 2. Стемма редакций Жития преподобного Саввы Вишерского 264

Приложение 3. Рисунки 265

Проблема первоначального текста Жития и его взаимодействие с Похвальным Словом

Об истории текста Жития прп. Никиты Столпника впервые написал В.О. Ключевский, считавший, что источником для составления Жития послужило устное предание. По мнению В.О. Ключевского, «текст, лишенный черт исторической и бытовой конкретности, мог сложиться только на большом отдалении времени от описываемых событий, и поэтому характер жития не позволяет отодвигать его слишком в древность от XV в.»1. В.О. Ключевский отмечал, что для списков Жития XV в. характерен наиболее простой состав: «повесть о жизни и кончине столпника сопровождается одним рассказом о перенесении в его монастырь брошенных убийцами в Волгу и чудесно найденных крестов и вериг подвижника после убиения». Затем в списках XVI в. к этому тексту добавляется «пространное и витиеватое похвальное слово столпнику»2. В.О. Ключевский отмечал также, что в списках XVII в. к прежним чудесам добавляются описания чудес более поздних, совершившихся в XVI в.

О дате создания Жития у исследователей нет единого мнения. Так, архиепископ Филарет (Гумилевский) предполагал, что Житие и Похвала были созданы в 1410–1431 гг. при митрополите Фотии3. Н.В. Понырко считает, что сначала была написана Похвала святому, а само Житие было создано позже. По мнению М.А. Федотовой, основной текст Жития и Похвала были составлены одновременно, но в более ранний период, датируемый кон. XIV – нач. XV вв., поскольку в основном тексте Жития не упоминается ни митрополит Фотий (1410– 1431 гг.), ни его попытка извлечь гроб святого с его мощами. Заметим, что и митрополит Макарий (Булгаков) относил текст Жития к «более древним по слогу»1, чем текст, созданный в XV в.

Как видим, у исследователей нет единого мнения о времени написания Жития и Похвалы прп. Никите Столпнику. По наблюдениям автора данной диссертации, большая часть древних списков XV в. не содержат Похвалу, не выявлены пока и списки, содержащие только Похвалу без основного текста Жития, что свидетельствует о том, что сначала был создан основной текст Жития, а Похвала была добавлена к нему позже.

Прп. Никита скончался в 1186 г., а официально был прославлен Церковью на Соборе 1549 г. – спустя три с половиной столетия после своей кончины. Однако сохранившиеся 11 списков XV в. говорят о том, что Житие было написано ранее официального прославления. Даже сам факт отсутствия в Житии XV в. эпизода о неудавшейся попытке митрополита Фотия открыть мощи святого свидетельствует о том, что Житие прп. Никиты уже существовало к этому времени. Московский митрополит Фотий находился в Москве с 1410 г. до своей кончины в 1430 г. Приехав в Москву, он узнал о подвижничестве прп. Никиты Столпника Переславского и о чудесах, происходивших у гроба преподобного еще до посещения им Никитского Переславского монастыря2. Будучи греческим монахом, митрополит Фотий не мог не почитать подвиг столпничества, хорошо известный и уважаемый в Византии. Этим может объясняться интерес митрополита Фотия к столпнику Никите, подвижничество которого проходило в суровых климатических условиях Руси, не сравнимого с мягким климатом Византии. По тем или иным причинам митрополит Фотий решил обрести мощи прп. Никиты Столпника. Все это свидетельствует о том, что Житие уже было написано до приезда митрополита Фотия в Москву, т.е. до 1410 г. Значит, к этому времени (кон. XIV – нач. XV вв.) прп. Никиту уже почитали не только в Переславле, но и в других частях Руси, в том числе и в Москве. Е.Е. Голубинский указывает пятнадцать русских святых, ставших из местночтимых общепочитаемыми на Руси еще до прославления на Макарьевских соборах, и среди них упоминает прп. Никиту Столпника1. Митрополит Фотий, ознакомившись с Житием прп. Никиты, предпринял попытку обрести мощи святого и дал указание копать в том месте, которое указано в Житии святого: «в церкви святаго страстоперпца и мученика Христова Никиты близ олтаря, одесную страну святых дверей»2. Этот факт также является косвенным свидетельством того, что Житие прп. Никиты уже существовало в кон. XIV в.

А какой может быть начальная дата написания Жития? Митрополит Макарий (Булгаков) в своем труде «История русской церкви» указал, что текст Жития преподобного Никиты является «древним по слогу»3, однако большая часть исследователей придерживается мнения историка В.О. Ключевского, относившего написание Жития к XV веку из-за отсутствия в тексте бытовых и исторических подробностей.

И вместе с тем при изучении Жития диссертантом были выявлены многочисленные подробности традиций монастыря, в котором подвизался преподобный: как совершалось покаяние грешника, как игумен дал ему первое послушание, как осуществлялся монашеский постриг и т.д. Древний монастырь в честь святого мученика Никиты славился строгой подвижнической жизнью монахов. Преподобный Нестор писал, что «много монастырей поставлено от князей, от бояр и от богатства, но не таковы они, каковы поставленные слезами, пощением и молитвой»4, а Переславский Никитский монастырь как раз относился к таким обителям5. Автора Жития не интересует жизнь Никиты до монастыря, его детство и юность. Об этом периоде жизни героя свидетельствует одна лишь фраза: «Никита, преподобный отец наш, бе рожден и воспитан во граде Переаславле»6. В этом прослеживается сходство Жития прп. Никиты с Киево-Печерским патериком, в котором «указание на происхождение святого… представляет собой очень краткие сведения географического характера»1. Подобно древнему патерику, Житие прп. Никиты начинается с описания пути героя в монастырь, и при этом автор фокусируется только на том, что важно для инока, – на причинах, приведших мытаря к покаянию, когда под воздействием знамений он приходит в лавру св. вмч. Никиты. Основная часть повествования показывает жизнь прп. Никиты в монастыре. Автор Жития в подробностях описывает диалоги между игуменом монастыря и прп. Никитой. Так, раздел Жития «О пришествии святого в монастырь» весь построен на диалогах мытаря Никиты и игумена монастыря.

«И вшед к игумену паде ниц на лице своем, мочя помост слезами. И вспроси его игумен: Что, чадо, толику скорбь имаши? Повеждь ми. Он же вся от начала поведа ему своя согрешения и вся, яже содеяшася видения: Но приидох, отче, к твоей святыни, дабы мя еси сподобил ангельскаго образа и молитвами твоими причтен был святей братии. Игумен же ему рече тихим гласом и умилным: Писано бо есть во святом Евангелии: Вино ново в новы мехи вливати и обое соблюдется, а ново вино в ветхи мехи вливати, то меси просядут и вино пролиется. Ты же чадо толико лет имаши свою волю свершая в небрежении, ни к своему духовному отцу послушания имел еси, то ныне ли имаши в послушании быти и толик труд понести? Он же рече ему: Повеленая тобою створю святый отче. Игумен же ему рече: Аще взможеши искусити себе трии дни пред враты монастыря стоя плачася грехов своих, то получиши желани ангельскаго образа. Он же воста от помоста рече: Повеленая тобою сотворю святый отче»2.

Игумен дает первое послушание Никите – стоять у ворот монастыря и просить прощение у всех входящих и выходящих людей. Никита стоит три дня у ворот, кланяется со слезами каждому проходящему и просит у всех прощения – и снова автор подчеркивает то, что важно для монаха: смирение, послушание, плач грехах. Никита уходит на болото рядом с монастырем и отдает свое тело на растерзание комарам и мошкам. При этом уста Никиты творят покаянную молитву Евагрия, которую автор приводит полностью. А в это время в монастыре игумен молится о Никите: «о нем особ молитву творяше»1, а затем посылает одного из монахов к Никите, чтобы узнать, где он и что с ним происходит. Монах находит Никиту рядом с монастырем, облепленного комарами и мошками, истекающего кровью, затем возвращается в монастырь и рассказывает об этом игумену. И тогда игумен с братией идут к Никите. Игумен просит принести власяницу, сам облачает в нее Никиту, вводит в монастырь и совершает постриг. Важным и значимым для монастыря был приезд больного боярина Михаила из далекого Чернигова за исцелением к Никите. Об этом событии автор также подробно повествует. Это уже в более поздних списках XIX в. будет добавлено, что князь Михаил Черниговский принял мученическую смерть в Орде и стал святым2.

Еще одна любопытная деталь монастырской жизни описана в эпизоде кончины прп. Никиты. Обычно в монастыре игумен благословляет монахов на повседневные труды, а в Житии благословение на повседневное послушание дает столпник, о чем и сообщает автор Жития. Ключарь пришел к столпу за благословением перед тем, как звонить к заутрене, увидел крышу столпа разобранной и сразу отправился к игумену сообщить о происшедшем событии. Игумен и братия с зажженными свечами, поскольку было еще темно, пришли к столпу и обнаружили еще теплое тело святого, душа которого уже отошла ко Господу, а «столп исполнися благоухания»3.

Проблема атрибуции повествований о прижизненных и посмертных чудесах прп. Никиты Переславского

Совершение святым прижизненных и посмертных чудес является обязательным условием для его канонизации. Повествования о посмертных чудесах прп. Никиты входят в состав Жития после основной части, которая заканчивается обретением вериг прп. Никиты. Чудеса представляют собой особые литературные произведения, которые были написаны после создания основного текста Жития в разное время и разными авторами. Несмотря на разноплановость чудес, они тесно связаны с текстом Жития и требуют отдельного изучения. Изучение повествований о чудесах прп. Никиты Столпника позволило установить даты их совершения и написания, а также определить их литературные особенности.

Прижизненные чудеса прп. Никиты Переславского встречаются практически во всех списках. Главным чудом, совершенным святым, является исцеление князя Михаила Черниговского, и оно входит в основной текст Жития. В списках XV–XVI вв. это Чудо структурно не выделено в тексте Жития и составляет с ним единое повествование. В списках XVII–XIX вв., когда появляется разделение основного текста жития на смысловые части, имеющие подзаголовки, это Чудо тоже начинает структурно выделяться и озаглавливается как «чюдо дивно»2 или как «чудо 1»3 (и далее чудеса нумеруются по порядку). В этом случае остальные разделы текста, не относящиеся к чудесам, обычно названы «словами» и пронумерованы. Например, в списке ф. 310 (Собр. Ундольского), № 343 текст делится на 15 слов и 15 чудес. В некоторых списках, таких как ф. 214 (Собр. Оптиной Пустыни), № 203 нумерация слов и чудес является единой, поэтому Чудо об исцелении князя названо восьмым.

В Чуде об исцелении князя Михаила Черниговского рассказывается о следующих событиях. Князь занемог: «случися ему недугом тяжким одержему быти, вся составы тела его раслабеша»1 и потратил много средств на исцеление: «и многа имения раздав по церквам Божиим»2, но болезнь не отступила. Услышав о чудесах исцеления прп. Никиты Столпника Переславского, он принимает решение о поездке в Никитский монастырь. В дальнюю поездку его сопровождают два боярина и слуги. По дороге в Переславль князю явился бес в образе монаха и назвал прп. Никиту обманщиком. Князь понял, что это бесовские козни не сразу, а только тогда, когда ему второй раз явился бес в образе другого монаха и спросил: «Что всуе тружаеши себе, князь, толику долготу пути преходя? Сия рек исчезе»3, но свита князя продолжила путь к монастырю. Не доезжая до Переславля, князь Михаил приказал остановиться для отдыха, «повеле себе шатер поставити, а боярина посла на извещение святаго старца»4. Боярин отправился к прп. Никите, и по пути снова явился ему бес «образом чернец… и поведа старца умерша»5, но боярин «запрети ему молитвами преподобнаго чюдотворца Никиты»6, и бес стал недвижим. В некоторых списках явление беса в образе монаха выделяется как отдельное чудо (Чудо 2-е). Боярин пришел к столпу прп. Никиты и поведал о тяжком недуге князя, о явлениях беса, и столпник послал князю свой посох, а «благоверный же князь Михайло взем жезл его, ста здрав на нозе свои, и пешь шествоваше до столпа, восприим от святаго старца благословение»7. А бесу святой приказал «у стены столпа прилпену быти три часы, поведая своя прелести и клятся к святому пакости не творити человеком, и послан бысть в бездну к отцу своему сатане»1. В благодарность князь Михаил Черниговский на месте своего исцеления повелел поставить памятный крест. Во многих списках, в том числе датируемых XV веком, указывается дата этого события: «Благоверный же князь Михаило повеле поставити крест честный на том месте, в лето 6694 месяца маия в 16 день индикта 8, на нем же прощен бысть от тяжкаго недуга»2.

Е.В. Крушельницкая считает это чудо историческим фактом, поскольку князь Михаил Черниговский состоял в родстве с переславскими князьями, и вполне мог оказаться в Переславле. М.А. Федотова подвергает этот факт сомнению, так как на момент совершения чуда князю было всего семь лет. В.О. Ключевский считал, что чудо о исцелении Михаила Черниговского не полностью вошло в состав Жития «или записывалось в то время, когда еще не достигло своего полного развития»3. М.А. Федотова, согласившись с мнением В.О. Ключевского, добавляет, что «неопределенность» чуда нашла свое яркое выражение в Краткой редакции Жития, поскольку в некоторых списках Краткой редакции указан другой князь – Михаил Оболенский. По какой причине автор Краткой редакции указал имя другого князя, неизвестно, и можно выдвигать различные предположения. Однако практически во всех списках указан именно князь Михаил Черниговский и только в трех князь Михаил Оболенский. Это может свидетельствовать как об ошибке книжника, так и о желании выделить князей Оболенских, к роду которых принадлежал князь Михаил Черниговский.

Из Жития известно, что князь Михаил Черниговский повелел поставить крест на месте своего исцеления и написать дату «лето 6694 месяця маия 16 день индикта 8». Наличие креста на месте исцеления князя является историческим фактом. Когда деревянный крест сгнил, вместо него был установлен памятный крест и часовня из камня. Во времена А.И. Свирелина в 1878 году они еще были: «стоят и поныне»1. В настоящее время сохранилась только часовня.

Следующее Чудо связано со смертью прп. Никиты и называется «Чудо о погребении святого Никиты». Часто его называют как Чудо 3-е. Это повествование состоит всего из нескольких предложений, также входит в основной текст Жития и присутствует во всех списках. Повествует Чудо об исцелении больных людей при погребении святого: «И опратавше честное тело его и изнесоша на погребение, и снидеся от града множества народа с фимиамом и со свещами, имуще с собою немощныя различными недугы, и вси прикосновением честнаго его тела здравие получиша»2.

В Чуде 4-м «О честных крестах святого Никиты и о тяжких его веригах» рассказывается о железных веригах с крестами, ради которых был убит прп. Никита Столпник. К святому пришли родственники за советом, но увидев на нем вериги, блестевшие золотом «от множества трудов и поту святаго»3, убили его, забрали их и убежали на Волгу. Там, рассмотрев украденное, убийцы поняли, что они железные и бросили их в воду. Однако тяжелые вериги не утонули, а поплыли по реке, и «от них же три луча исхождаху, аки три свещи горящи»4. Этот свет увидел монах Симон из ярославского монастыря св. апостола Петра (по некоторым спискам – монастырь святых апостолов Петра и Павла5). Он известил об этом архимандрита. Архимандрит со старейшиной города и «со множествам народа шед на место и обрете три кресты и тяжкая железа, верху воды плавающа, аки сухо древо»6. Вериги подняли из воды и понесли в город. По пути «сретоша человека, ноги сухи имуща, и на колену плазяща. Осенением креста здрав бе»7. Многие больные получили исцеление от обретенных вериг прп. Никиты Столпника. Это Чудо также входит в основную часть Жития и находится в большинстве списков (за исключением проложного Жития1 и Краткой редакции).

Следующее Чудо «О явлении святого Никиты старцу Симону» (5-е), как и предыдущие чудеса, включено в основную часть Жития. Прп. Никита Столпник явился во сне старцу Симону и повелел: «Три кресты и тяжкая железа, почесть трудов моих, скоро имуть полежени быти на моем гробе во граде Переаславле»2, что и было исполнено. Вериги были перенесены в Никитский монастырь и положены на гробе прп. Никиты Столпника. «И с верою приходящим источник целбы подающее от честнаго его гроба и до днешняго дне»3.

Все вышеуказанные чудеса, как прижизненные, так и посмертные, написаны в одном стиле. Они входят в основной текст Жития, восходящему к архетипу. Эти чудеса, заканчивающиеся Чудом «О явлении святого Никиты старцу Симону», присутствуют во всех списках XV–XIX вв., относящихся к Основной редакции и во многих списках Краткой и Проложной редакции.

Начиная с сер. XVI в. к Житию добавляются новые посмертные чудеса прп. Никиты. Важное место среди них занимает Чудо 6-е «Об обретении честных мощей преподобного Никиты Переславского чудотворца», которое повествует о попытке митрополита Фотия обрести мощи столпника. Известно, что он пребывал на митрополичьей кафедре в Москве в 1410–1430 гг., и, очевидно, мог тогда предпринять попытку открыть мощи прп. Никиты Столпника.

Особенности топики разных редакций Жития прп. Саввы Вишерского

Пахомий Логофет был единственным составителем Краткой и Пространной редакций Жития прп. Саввы Вишерского.

В основной части житийного повествования могут быть выделены следующие топосы, называемые в некоторых списках прижизненными чудесами:

1) О разбойниках, замышлявших недоброе против святого или Чудо о бревне. Во время строительства келий для братии к прп. Савве пришли разбойники, надеясь чем-нибудь поживиться, однако святой догадался об их намерениях и попросил помочь поднять бревно на стену, причем за толстый конец бревна сам взялся, а разбойников попросил приподнять бревно за тонкий конец. Однако разбойники не смогли даже сдвинуть бревно с места, тогда как прп. Савва один легко поднял бревно. Разбойники, пораженные его силой, в страхе разбежались.

2) О создании Саввой монастыря на реке Вишере. У преподобного вышел спор из-за места на Вишере с иноками монастыря на Лисьей горе. Монахи считали, что это место принадлежит им, однако городские власти Новгорода решили тяжбу в пользу прп. Саввы. В скором времени на реке Вишере были построены церковь в честь Вознесения Господня и кельи для братии.

3) О ленивом мирянине, который прекословил прп. Савве и проявлял непослушание. Однако, благодаря великой любви прп. Саввы ко всем людям и его глубокому смирению, мирянин стал на путь исправления.

4) Об иноке, свидетеле подвигов святого Саввы. Инок, пришедший посмотреть на добродетельное житие преподобного, был поражен его добродетелями и подвижничеством, когда увидел, что тот после дневного туда и вечернего богослужения продолжал трудиться всю ночь, распевая псалмы.

5) О создании столпа. Савва, основав монастырь, построил себе столп и взошел на него, пребывая на нем всю седмицу в молитвенном бдении. По субботам он спускался вниз на богослужения, причащался, давал наставление братии, а затем снова поднимался на столп.

6) О приходе родного брата к столпу святого. Родной брат прп. Саввы, пришел к нему повидаться и побеседовать. Прп. Савва не хотел спускаться вниз, но брат начал его умолять, и тогда прп. Савва сошел со столпа, молча благословил брата и поднялся снова на столп, не проронив ни слова.

7) О разбойниках, намеревавшихся ограбить монастырь. Прп. Савва стоял на столпе, когда увидел разбойников, подходящих к монастырю, поднял шум, начав стучать жезлом о столп. Разбойники в страхе разбежались.

8) Последнее наставление преподобного Саввы братии монастыря.

9) На восьмидесятом году жизни прп. Савва «в недуг телесный впаде и хотяше уже телеснаго состава разрешитися, тогда призва к себе братию, и поучив их душеполезным подвигом, и духовными словесы довольно напитав»1, а преемниками своими назначил своих учеников Ефрема и Андрея.

К повествованию, в котором выделены эти восемь топосов, прибавляются Посмертные чудеса святого. В Краткой редакции шесть чудес (№№ 1–6), в Пространной одиннадцать, т.к. к уже имевшимся чудесам добавилось еще пять (№№ 7–11).

И вместе с тем было выявлено еще Чудо № 12 о прирученном медведе, которое известно нам пока только по одному списку XIX в. – РГБ (Ф. 178. № 10292). Оно было написано неизвестным автором в XIX в. и помещено в конец Жития после всех посмертных чудес, хотя принадлежит к прижизненным чудесам прп. Саввы.

В Краткую редакцию Жития прп. Саввы Вишерского включены следующие чудеса:

1) О пожаре в монастыре – в обители был пожар, уничтоживший братски келии, церковь и столп, однако огонь не коснулся гроба святого Саввы.

2) Об исцелившимся Иоанне – Иоанн и дети его заболели трясовицею, приехали в монастырь, Иоанн молился у раки святого, поцеловал ее и исцелился вместе с чадами.

3) О исцелении Елевферия у гроба святого от трясавицы.

4) Об утверждении в вере Захария. Монах монастыря Захарий мечтал увидеть чудо прп. Саввы. Однажды он задремал и увидел святителей, среди них прп. Савву, который укрепил его в православной вере.

5) О Игнатии, заболевшим лихорадкою и исцелившимся от трясавицы у гроба святого.

6) О чуде с сыном Андрея – Василием. Купец из Новгорода Андрей с пятилетним сыном Василием был в монастыре, где сын упал с колокольни – «с высоты низвержеся»1 и жив остался.

В Пространную редакцию Жития прп. Саввы Вишерского добавлены следующие чудеса:

7) О исцелении игумена монастыря Геласия. Игумен Геласий, сделавший записи о прп. Савве, заболел – «случися отравою болети»2. Он помолился прп. Савве и уснул. Во сне увидел прп. Савву «в преславной одежде в Церкве на молитве стоящу»3, а проснулся уже здоровым.

8) О архиепископе Ионе. О своем исцелении игумен Геласий рассказал архиепископу Ионе. Архиепископ «повелел святаго образ написати и службу составити»4, а написать Житие прп. Саввы попросил Пахомия Логофета.

9) О исцелении сына Андрея – Моисея от трясавицы. У «предреченнаго купца Андрея» сын Моисей (см. Чудо 6-е с его же сыном Андреем) был болен «трясавичной болезнью едва не три лета». Отец привез его в монастырь прп. Саввы, где отрок излечился.

10) О исцелении Иоанна, больного трясавицей. Больной Иоанн приехал к гробу прп. Саввы, помолился, уснул и во сне увидел, как прп. Савва отгоняет от него «жену злообразну». Иоанн встал после сна здоровым.

11) О исцелении Иустиана и видении святого. Иустиан, страдавший трсавицей, постился год, затем пришел в монастырь прп. Саввы. После молитвы он увидел во сне светлого юношу, отверзающего гроб прп. Саввы, который исцелил Иустина.

12) Чудо о прирученном медведе является редким прижизненным чудом святого, которое выявлено диссертантом пока только в одном списке XIX века ОР РГБ. Ф. 178. № 10292. Этот рассказ помещен после окончания всех посмертных чудес прп. Саввы. В нем повествуется о том, как дикий медведь съел двух монастырских коней, и тогда «преподобный связа зверя молитвою, и приведе в Новгород к судиям…Судии реша преподобному: отче, якоже хочеши, тако и твори зверю»1. Прп. Савва оставил дикого медведя в монастыре работать вместо съеденных им коней.

Следует отметить, что М.А. Федотова выделила еще три редакции: Проложную, Сокращенную месяцеслова XVII в. и редакцию Трифологиона. Каждая из них представлена только одним списком.

Представленная ниже Классификация чудес прп. Саввы Вишерского была составлена на основании всех рассказов о чудесах, как прижизненных, так и посмертных. Чудо с медведем (№12) помещено в раздел с прижизненными чудесами, к которым по смыслу оно относится. В таблице представлены авторы чудес, время их написания, а также редакции, в состав которых они входят.

Схема столпнического жития

Для всех этапов жизненного пути столпников свойственны событийные и ментальные топосы. Жития восточных столпников, написанные до становления агиографического канона, содержат только часть событийных топосов формирующегося житийного канона, иногда выраженные опосредованно. Лишь одно житие столпника – прп. Саввы Вишерского, созданное афонским агиографом Пахомием Логофетом, полностью соответствует агиографическому канону. Для каждого этапа жизненного пути столпников характерны ментальные топосы, отражающие духовно-нравственное восхождение подвижников к святости. В совокупности событийные и ментальные топосы составляют столпническую схему жития.

I и II этапы показывают путь подвижников в монастырь и начало их аскетических подвигов в обители. Их проходят все святые, избравшие монашескую стезю: преподобные, столпники, мученики, святители. Для двух начальных этапов Жития столпников характерны событийная и ментальная топика, отражающая телесные подвиги подвижников и их духовно-нравственный путь. Топос божественных знамений (ментальный топос БОГОИЗБРАННОСТЬ) присутствует во всех Житиях столпников и у всех подвижников чина преподобные. Наиболее ярко он выражен в Житии прп. Симеона Дивногорца. Ангел наставляет и сопровождает его на всем жизненном пути. Топос благочестивого детства (ментальный топос начала АСКЕТИЗМА) выражен в Житиях столпников по-разному: у Симеона Первого он был вынужденным из-за его образа жизни пастуха; Симеона Дивногорца в пятилетнем возрасте Ангел привел на пустынную гору, где питал его и обучал; ничего не известно о детстве прпп. Луки, Лазаря Галисийского, Никиты Переславского; в житии прп. Саввы Вишерского топос благочестивого детства усилен мотивом подражания иноческой жизни.

На этих двух этапах выделяется Житие прп. Никиты Переславского как среди Житий преподобных, так и среди агиографических текстов всех остальных столпников. В Житии прп. Никиты отсутствуют стандартные топосы рождения от благочестивых родителей и ранней богоугодной жизни, однако присутствует топос грешной жизни, выраженный мотивами «неправедну взимаюше мзду», «много пакости и мятежи творяше человеком» (ментальные топосы: СРЕБРОЛЮБИЕ, ЛИХОИМСТВО, ГОРДОСТЬ, ЖЕСТОКОСЕРДИЕ). Однако через топос пробуждения от греха (ментальный топос РАСКАЯНИЕ) мытарь Никита приходит к ПОКАЯНИЮ и СМИРЕНИЮ, которые выражены в тексте топосами «исповедати грехи своя» и «плач о своих грехах», и усилены мотивом отдания тела на съедение комарам и мошкам (ментальный топос ПОКАЯНИЕ ТЕЛОМ).

Топос принятия ангельского образа (ментальный топос ОТВЕРЖЕНИЕ МИРА) хактерен для всех житий столников (как и для житий преподобных).

Топика монашеских подвигов будущих столпников представлена топосами поста, труда, коленопреклонения, ношения вериг (ментальный топос ТЕЛЕСНЫЕ ПОДВИГИ) и топосом молитвы (ментальный топос ДУХОВНЫЕ ПОДВИГИ), приводящие к ВОЗРАСТАНИЮ В МОНАШЕСКОМ ДЕЛАНИИ через мотив «Яко Ангела Божия посреди себя имея».

III этап – затворничество может отсутствовать у преподобных, но является обязательным для всех столпников.

Для топики затворничества характерен следующие топосы: благословение на подвиг, пост, борьбы с бесами, в которой подвижник обязательно одерживает победу над врагом, и мотив безмолвной молитвы, как основное оружие в этой борьбе. На ментальном уровне у будущих столпников в затворе МОЛЧАНИЕ способствовало выработке НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ, подготавливающей подвижников к СОЗЕРЦАНИЮ.

IV этап – столпничество является кульминацей Жития столпников. Он отсутствует в схеме чина преподобных. Топика столпничества реализуется в Житиях всех столпников с помощью следующих характерных топосов: благословение подвижников на столпничество (ментальный топос ПРИЗВАНИЕ ГОСПОДОМ К СТОЛПНИЧЕСТВУ); восхождение на столп, постоянное стояние на ногах и преодоления «воздушной тягости» (ментальный топос ПОДЧИНЕНИЕ ТЕЛА ДУХУ), строгий пост (ментальный топос ВОЗДЕРЖАНИЕ); пребывание без сна (ментальный топос БОДРСТВОВАНИЕ), борьба с бесами (ментальный топос возрастание в МОЛИТВЕННОМ ПОДВИГЕ).

Хотя все столпники были исихастами, жития восточных столпников только отчасти могли содержать исихасткие мотивы, поскольку они были написаны до свт. Григория Паламы (XIV в.), который показал, что плодом совершенной молитвы является безмолвная, умно-сердечная, созерцательная молитва, приводящая к Богообщению. Поэтому в житиях восточных столпников присутствуют только такие элементы исихасткой молитвы, как БЕЗМОЛВНАЯ МОЛИВА, выраженная топосами молчание и непрестанная молитва, в житии прп. Никиты мотивы непрестанной молитвы вместе с молитвой за весь мир. И только житие прп. Саввы Вишерского содержит исихасткие топосы умно-сердечной молитвы (ментальный топос СВЕДЕНИЕ УМА В СЕРДЦЕ). Следует отметить, что автор жития прп. Алипия описывает видимый яркий свет, постоянно исходящий от столпа подвижника – мотив небесного света, но это уже результат исихастской молитвы столпника.

Для житий всех столпников характерен топос «мнози приходяша ко столпу» (ментальный топос ВСЕПОЧИТАНИЕ), тесно связанный с мотивами исцеления и утешения (ментальный топос СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТОГО).

Топос основания монастыря у столпа присутствует в житиях всех столпников, кроме Жития прп. Никиты, который поставил себе столп в уже действующем монастыре.

Топос долголетия характерен для житий всех столпников, кроме прп. Никиты, погибшего от рук разбойников; во многих агиографических текстах присутствуют мотивы предвидения кончины и наставления братии.

Таким образом, анализ событийных топосов в житиях столпников выявил следующее: в житиях восточных стилитов агиографический канон отражен частично, в Житии прп. Никиты содержится часть событийных топосов, выходящих за рамки канона, Житие прп. Саввы построено строго в рамках канона.

Исследование ментальных топосов в житиях столпников показало, как происходило духовно-нравственное продвижение подвижников к святости.