Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанровое своеобразие романа Владимира Максимова "Кочевание до смерти" Баклыков, Андрей Вячеславович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баклыков, Андрей Вячеславович. Жанровое своеобразие романа Владимира Максимова "Кочевание до смерти" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Тамбов, 2000.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/383-4

Введение к работе

Творчество Владимира Емельяновича Максимова (27.11.1930 -26.03.1995) начинает осмысляться в литературоведении только в последнее пятилетие XX века. В чертах поэтики, особенностях повествовательной манеры, в проблематике и тематике его произведений отразились некоторые знаменательные явления литературного и общекультурного процесса нашего столетия, в частности, поиски выхода из духовного кризиса, осмысление пути России в будущем.

Исследователи отмечали, что Владимир Максимов, откликаясь своими произведениями на духовные процессы современности как художник, стремился опереться, с одной стороны, на традиции русской литературы XIX века, а с другой, — на новаторский опыт современной культуры. Философский опыт раскрылся для него в соприкосновении с отечественной гуманитарной традицией.

До настоящего времени защищены только две кандидатские диссертации1, вышло около двух десятков предисловий, научных статей и тезисов2, но нет ни одного монографического исследования, посвященного романам и повестям этого самобытного современного русского прозаика. Ждут своего изучения также драматургия, публицистика и журналистика Владимира Максимова, бывшего создателя и редактора ежеквартального журнала «Континент», который был ведущим литературным и общественно-политическим изданием «третьей волны».

Художественное творчество Владимира Максимова отличает многообразие жанровых форм (стихи, рассказы, романы пьесы, разноплановые публицистические статьи, эссе), сочетающееся с философской глубиной и тематической широтой отображения исторических процессов, происходивших в России в XX столетии.

1 Дзиов А. Р. Проза Владимира Максимова. Дисс. ... кандидата фил. наук.
СПб., 1994.— 160 с; Шахова Л. А. Функции интертекста в романистике Владимира
Максимова (на примере романа «Ковчег для незваных». Дисс. ... кандидата фил.
наук. Тамбов, 1999.- 162 с.

2 Аннинский Л. Опровержение одиночества (о книге повестей «Мы обжива
ем землю») // В литературном зеркале: о творчестве Владимира Максимова. Париж
- Нью-Йорк, 1986. -272 с; Ржевский Л. В. Максимов «Прощание из ниоткуда» //
Новый журнал. 1975. № 119. С. 300; Шахова Л. А. Библейский контекст романа
Владимира Максимова «Ковчег для незваных» // Художественное слово в совре
менном мире. Сб. статей. Тамбов, Изд-во ТГТУ, 1999. ГИС; Щедрина Н. М. Лите
ратура русского зарубежья. Историческая проза Б. Зайцева, Д. Мережковского,
В. Ходасевича, Н. Аксенова, А. Солженицина, В. Максимова. Методическое посо
бие. Уфа, 1994.-58 с.

Романистика писателя, как правило, совмещает в себе несколько жанровых разновидностей одновременно: это и исторические, социальные, психологические, религиозно-нравственные и автобиографические художественные полотна, что наглядно показано в диссертации Л. А. Шаховой на примере романа Владимира Максимова «Ковчег для незваных». Каждый роман Владимира Максимова - это поиск новых жанровых форм, могущих наиболее глубоко отразить сложные идейно-эстетические процессы, происходящие в мире, показать своеобразие исторической эпохи, в которую жил художник, более четко расставить нравственные ориентиры, осмыслить пути, по которым движется человечество.

Идейно-эстетическое единство его творчества выразилось в углублении философских проблем, уже стоявших в центре его ранних произведений, когда в начале 70-х годов писатель перешел к более масштабной жанровой форме - роману, что было связано с разработкой христианской идеи, полностью овладевшей писателем.

В своих многочисленных ярких публицистических статьях, в романном творчестве и драматургии он занят утверждением христианских идеалов как единственной альтернативы наступлению разрушительных темных социальных сил. Его позиция отмечается цельностью и принципиальным неприятием антирусских настроений, характерных для значительной и довольно влиятельной части третьей волны эмиграции. Владимир Максимов - защитник всего исконно русского.

Необходимо констатировать факт почти полной неизученности художественного творчества этого выдающегося писателя. Первые отклики на прозу Владимира Максимова вышли еще в 60-е годы. Они носили краткий рецензионный характер. Такова рецензия Е. Осетрова1. К концу 60-х годов появляются работы Л. Аннинского2 и ряда других авторов, оценивавших писателя в большей степени с идеологических, а не эстетических позиций.

После эмиграции изучение творчества писателя на родине полностью прервалось, а в западной и эмигрантской критике оно происходило в значительной степени под знаком идеологического и политического противопоставления систем. Характерной в этом отношении видится книга

1 Осетров Е. Поэзия и проза «Тарусских страниц» // Литературная газета.
1962. 9 января. С. 2.

2 Аннинский Л. Опровержение одиночества (о книге повестей «Мы обжива
ем землю») // В литературном зеркале: о творчестве Владимира Максимова. Париж
- Нью-Йорк: Третья волна, 1986. С. 272.

Ю. Мальцева «Вольная русская литература 1955-1975 годов»1, где упоминается о Владимире Максимове. Обычным было и тенденциозное рассмотрение тех или иных отдельных произведений Владимира Максимова в рамках какой-либо ограниченной концепции. Показательным для этого направления является подход, продемонстрированный В. Иверни2.

Исследователь, как нам представляется, преувеличил значение приема сна, возведя его до уровня общей закономерности творчества. Работы Л. Ржевского3 и Ж-П. Мореля4 с достаточной академической обстоятельностью освещают отдельные аспекты творчества Владимира Максимова. В исследованиях Д. Брауна5 и Э. Брауна6 содержится характеристика политических и эстетических взглядов автора «Прощания из ниоткуда».

Оказавшись в эмиграции третьей волны вместе с Василием Аксеновым, Иосифом Бродским, Владимиром Войновичем, Сергеем Довлатовым, Эдуардом Лимоновым, Андреем Синявским, Сашей Соколовым, Александром Солженициным и другими русскими писателями, получившими на Западе в семидесятые и восьмидесятые годы значительную долю общественного признания, Владимир Максимов занял особую позицию «неприятия мнимых ценностей западной цивилизации», что отразилось на его последних романах.

Вышедший в 1986 году сборник «В литературном зеркале. О творчестве В. Максимова»7 объединил под своей обложкой выдержки из критических статей, написанных советскими авторами в 60-е годы, а также отрывки из работ западных и эмигрантских критиков.

' Мальцев Ю. В. Вольная русская литература 1955-1975. Frankfurt-M., 1976.

2 Иверни В. Постижение // В литературном зеркале: о творчестве Владимира
Максимова. Париж — Нью-Йорк: Третья волна, 1986. С. 44 - 58.

3 Ржевский Л. Триптих В. Е. Максимова // В литературном зеркале: о твор
честве Владимира Максимова. Париж - Нью-Йорк: Третья волна, 1986. С. 56 - 124.

4 Морель Ж.-П. Страждущая русская душа в творчестве Владимира Макси
мова (В. Максимов. У истоков выдающего творчества) // В литературном зеркале:
о творчестве Владимира Максимова. Париж - Нью-Йорк: Третья волна, 1986. С. 85
-96.

5 D. В. Brown. Soviet Russian Literature since Stalin. London, 1982.
С 112.

6 E. J. Brown. Russian Literature since the Revolution. Harvard University Press,
Cambridge, 1982. С 272.

7 В литературном зеркале: о творчестве Владимира Максимова. Париж -
Нью-Йорк: Третья волна, 1986. С. 289.

В целом можно констатировать, что художественный мир писателя нельзя считать изученным. В поле зрения литературоведов и критиков, к сожалению, не попали многие важные аспекты творчества Владимира Максимова. Впервые раскрыла мир его произведений как целостное идейно-эстетическое явление исследователь Л. А. Шахова, рассмотрев роль библейских и литературных реминисценций в его романистике, определив глубокий смысл многочисленных интертекстуальных включений, которые являются, на наш взгляд, крайне существенными элементами авторской поэтики. Но ее диссертация посвящена только роману «Ковчег для незваных», а о романе «Кочевание до смерти» не писал еще никто.

Предметом диссертационного исследования является жанровое своеобразие романа Владимира Максимова «Кочевание до смерти» - самого последнего из его законченных произведений, в котором наиболее глубоко отразились горестные раздумья прозаика о судьбе России, о смысле всех тех трагических событий, которые последовали в нашей стране с начала второго тысячелетия. Означенный роман писателя рассматривается в тематическом контексте всего творчества Владимира Максимова в качестве его завершающего аккорда, так как идейно-тематически он связан с «Ковчегом для незваных», «Карантином», «Прощанием из ниоткуда».

К исследованию также привлекаются, кроме художественной прозы Владимира Максимова, в полном объеме его публицистика и критика. Особое внимание в данной диссертации обращается на трансформацию творческого мировидения писателя, на то новое, что появляется в его романистике в конце 1980-х - начале 1990-х годов.

Объектом исследования стала романистика Владимира Максимова в аспекте ее идейно-эстетической значимости для всего литературного процесса второй половины XX столетия, взятая на примере романа «Кочевание до смерти» — самого пессимистического и трагического по пафосу повествования русского писателя.

Роман «Кочевание до смерти» анализируется в сопоставлении с предшествующими крупными эпическими полотнами художника, такими как «Ковчег для незваных», «Семь дней творения», «Карантин», «Заглянуть в бездну», «Прощание из ниоткуда». Автор диссертации рассматривает художественное творчество Владимира Максимова как философско-поэтическое единство, проникнутое едиными идейными и эстетическими устремлениями автора.

Актуальность и значимость диссертационного исследования определяется тем, что необходимо:

выявить особенности творческой манеры Владимира Максимова, определить место его творчества в общей литературной ситуации 80-х -90-х годов ушедшего столетия;

осмыслить философскую основу его сложного, претерпевшего трансформацию писательского мировидения, отраженную в романе «Кочевание до смерти»;

объяснить художественный смысл его бесчисленных обращений к творчеству писателей-современников и классиков мировой литературы, к советскому фольклору н бардовской песне, которые сливаются зачастую в сплошной центонный текст;

определить особенности архитектоники и поэтики писателя, эволюцию его стилевой манеры в связи с постановкой главнейших для его творчества проблем: «уснувшей совести человечества», творческого воплощения как смысла бытия, роли интеллигенции в судьбе России, истинной веры и ее значимости в судьбах русского народа и др.

Цели и задачи исследования состоят в том, чтобы на материале основополагающего романа Владимира Максимова «Кочевание до смерти» выявить жанровое своеобразие произведения, определив особенности мировоззрения художника, проанализировать законы сюжетосложения, поэтические структуры макашовского творчества, наиболее характерные черты поэтики, представить романное творчество писателя как идейно-эстетическое единство, определив его значение для современной русской литературы в контексте творческих исканий других художников слова, таких как Ю. Даниэль, Э. Лимонов, А. Солженицын, М. Алданов, Б. Зайцев, В. Ходасевич.

Методологической и теоретической базой диссертационного исследования являются труды крупнейших отечественных литературоведов, историков и теоретиков литературы, таких как Ю. Лотман, Б. Гаспаров, М. Бахтин. Автор диссертации также опирается на опыт ученых, обращавшихся к творчеству Владимира Максимова: Н. Щедриной, А. Дзиова, Л. Аннинского, Л. Шаховой и др.

Методы исследования представляют собой соединение сравнительно-исторического, проблемно-аналитического и историко-функцио-нального методов.

Историко-функциональный метод, подчиненный задаче определения взаимосвязей и взаимодействия произведений с художественными явлениями разных видов искусства, в силу специфики данной диссертационной работы обретает особую значимость в разделах, посвященных исследованию воздействия литературных, фольклорных, живописных, скульптурных знаков и кодов на художественный мир поэта.

Сравнительно-исторический подход, предполагающий рассмотрение объекта изучения внутри одного вида искусства, в соотнесении с художественными текстами литературного ряда, в диссертации находит

применение прежде всего при анализе литературно-эстетических взглядов Владимира Максимова, выявлении характера заимствований в творчестве поэта, специфики преломления вечных образов, лейтмотивных для русской литературы тем.

Помимо этого в ходе исследования используется и ряд других методов (структурного и интергекстуаль но го анализа текстов, рецептивный, биографический), что направлено на обеспечение многопланового, комплексного изучения проблемы.

Научная новизна исследования заключается в том, что данная диссертация представляет собой одно из первых монографических исследований, посвященных романистике Владимира Максимова, где анализируется ранее не исследовавшийся роман писателя, завершенный незадолго до его смерти, воплотивший все наиболее характерное как в области идейно-тематического, так и поэтического содержания.

Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты данного научного исследования могут быть использованы учеными для дальнейшего изучения истории русской литературы XX века, при чтении специальных курсов и лекционных курсов по отдельным проблемам современного литературного процесса и творчеству Владимира Максимова в частности.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава «Синтез идейно-тематического и жанрового компонентов романа Владимира Максимова «Кочевание до смерти» посвящена исследованию соотношения проблемы «уснувшей совести», «поэта и поэзии», выявлению художественного смысла мотива «сна и смерти», определению семантики философской парадигмы «запад-восток» в романистике Владимира Максимова в целом и в особенности в его романе «Кочевание до смерти».

Во второй главе «Центонность романа Владимира Максимова «Кочевание до смерти» как специфика его жанровой формы» анализируются сю-жетообразующие и философские лейтмотивы последнего произведения писателя, воплощаемые с помощью интертекста народных песен, стихотворения А. Блока «Железная дорога», бардовской песни, классической и современной поэзии, а также других культурных кодов изображаемой эпохи.

В заключении диссертации содержаться основные выводы. Объем диссертации 177 страниц. Список использованной литературы насчитывает 125 наименований.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Роман Владимира Максимова «Кочевание до смерти», как и пре-дудыщие произведения писателя «Карантин» и «Прощание из ниоткуда» представляет собой сплав различных жанровых разновидностей: это соци-

ально-историческое, философское, неомифологическое повествование с преобладанием исповедальной формы.

  1. В системе романного творчества Владимира Максимова роман «Кочевание до смерти», продолжая разработку основной проблемы: «роль интеллигенции в судьбах России», предстает как самое пессимистическое и трагическое художественное полотно, что связано с глубоким разочарованием автора в декларируемых ценностях западной демократии.

  2. Центральным содержательным стержнем романа «Кочевание до смерти» является тема «уснувшей совести» человечества, закодированная в эпиграфе, представляющем собой чеховскую цитату, и неразрывно связанная с лейтмотивом сна-смерти и с темой творчества как смысла бытия, решаемыми писателем на протяжении всего творческого пути.

  3. Способы изображения темы творчества в романе «Кочевание до смерти» позволяют говорить о нем и как о «филологическом» романе, где творческий процесс, психология и философия творчества писателя занимают важное место, определяя включение в текст романа таких жанровых элементов, как «лирические отступления» и «роман в романе», которые якобы пишутся главным героем.

  4. Романы Владимира Максимова можно считать характерными для литературного процесса XX века, когда художники сделали равноценными источниками творчества действительность и «материал культуры», в частности интертексты предшествующей художественной литературы, фольклора, политической публицистики, логосферы культуры. Такая ориентация Владимира Максимова, на наш взгляд, является результатом его творческой предрасположенности к эстетическому самовыражению в тесной связи с русской и мировой культурой, обусловленной пониманием ее особой роли в гармоническом устройстве мира.

6. «Кочевание до смерти» — роман, созданный в эмиграции и пред
ставляющий новый этап творческих исканий писателя, связанный с карди
нальным изменением философских ориентиров, потерей веры в радикаль
ное обновление мира, отходом от православных позиций и прекращением
использования в связи с этим библейского интертекста. Хотя полного от
каза от прежних идейно-эстетических позиций не происходит: прозаик
сохраняет основную специфическую черту своей поэтики - центонность.

7. Максимовская художественная концепция, выявляющаяся в
«Кочевании до смерти» и опирающаяся на осмысление эмиграции как тра
гедии, на ощущении бездуховности как советского, так и западно-
демократического общества, обнаруживает близость к философско-
мировоззренческим ориентирам экзистенциалистов в признании идеи аб
сурдности бытия, во взгляде на человека сквозь призму его конечности и
бессмысленности текущей жизни, в осмыслении «пограничных ситуаций
сна-смерти как моментов обнажения истины».

Апробация выводов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры русского языка и литературы Тамбовского государственного технического университета, на семинарах и конференциях молодых ученых и аспирантов ТГТУ. Результаты исследования включались в избранные лекции по истории русской литературы XX века. По теме диссертации опубликовано 4 работы.