Введение к работе
Актуальность темы исследования вызвана своеобразием малой изученностью романа-сказки "Осударева дорога", к как большинство критиков обращается к творчеству ннего М.М.Пришвина или к отдельным произведениям, торые называют "детскими", "о природе" и "социально зрелыми".
"Осударева дорога" - одно из самых сложных, по ределёнию автора, произведений XX столетия, ражающих динамику формирования авторского представления времени, в котором он живёт. Это произведение следует ссматривать как в контексте творчества писателя, так и литературно-философском контексте эпохи. Совмещение в тодологии анализа двух дисциплин (литературоведения и лософии) мотивирует и синтез подходов в определении новных теоретических понятий, входящих в предмет следования (текст, контекст, оценка, философский роман, льклорно-сказовое начало, образ-мотив, образ-символ и д.). Задача осложняется тем, что в процессе анализа азываются задействованными две формы мышления: образно-фическое и абстрактно-теоретическое, как и два нтекста (литература соцреалистическая и альтернативная "органическая").
Изучение поэтики всегда имеет конечную цель эеделить "точку зрения" автора на мир и человека. Ноты М.М. Бахтина, Д. С. Лихачёва, Б.А.Успенского,
Ю.М.Лотмана и других учёных представляют различные подходы к изучению эстетических принципов, с помощью которых создаётся произведение как художественное целое.
Пытаясь представить роман-сказку "Осударева дорога" в литературно-философском контексте эпохи, мы выходим к проблеме соотношения таких категорий, как "текст" и "контекст", "оценка" и "время". Ещё А.Ф.Лосев заметил, что задача "войти в анализ этих понятий при современном состоянии науки требует огромных усилий. Ведь текст сам по себе ничего не значит, либо значит вовсе не то, чем он является в конкретном языке или конкретной речи". В широком культурологическом понимании текст - это величина постоянная, а контекст - изменяющаяся, зависящая от эпохи, вскрывающая всё новые материалы исследования. Нельзя не согласиться с мнением А.Ф. Лосева, что при изучении соотношения этих понятий (текст и контекст) неизбежно возникает проблема символа:"текст входит в контекст, а контекст тем или другим способом осмысляет собою текст". Поэтому для каждого текста может существовать сколько угодно контекстов, так как текст наполняется символами той эпохи, о которой идёт речь. Надо сказать это и о романе М.М. Пришвина. Текст "Осударевой дороги" способен существовать одновременно в двух контекстах: в том, который связан с засильем революционно-утопической идеологии в России, и в "возвращенной" прозе. Там и там роман стоит особняком, представляя уникальное, по сути, явление.
Не претендуя на максимальную широту охвата темы диссертационного исследования, мы сосредоточили внимание на анализе существующих вариантов текста романа, вариантов финала, дневниках писателя и особенностях социокультурного контекста эпохи 30-х годов. Роман рассматривается нами как главная книга писателя, как попытка подвести итог его творческой эволюции. Внимание сосредоточено на осмыслении жанрового и стилевого своеобразия произведения, мифопоэтике, философской проблематике системе образов и характеров. Такой подход позволяет выявить философскую коцепцию, развёрнутую в художественном мире автора. Анализ дневников открывает новые аспекты иследования и широкие возможности для интерпретации творчества писателя,' что позволяет определить малоисследованные контекстуальные связи, вписывающие прозу писат'еля в круг таких имён, как А.М.Ремизов, Н.А.Клюев, А.П.Платонов, Л.М.Леонов и др.
Цель работы - дать, по возможности, полный анализ одного из самыхенных произведений М.М. Пришвина с учётом особенностей эпохи его создания и в связи с изменившимся за последние годы контекстом восприятия. Впервые предпринимается попытка прочитать произведение в связи со спецификой его философского контекста.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) изучение документальных материалов (дневников, писем
писателя), помогающих постигать глубинный смысл
произведения, драматичную историю его создания,
напряжённую борьбу художника с самим собой;
2) установление возможных эстетических параллелей и
сопоставлений;
-
выявление отношения писателя к философским исканиям его времени, которые своеобразно отразились в этической концепции автора;
-
уяснить своеобразие пришвинской прозы в соединении различных эпических форм (роман - сказка).
Научная новизна и результаты работы могут быть сформулированы следующим образом:
1. В диссертации существенно корректируется сложившееся представление о поздней прозе М.М. Пришвина как лирико-Зытописательской: философские и мифопоэтические тенденции, проявляющиеся на разных уровнях поэтики 'Осударевой дороги", говорят о перекличке его творчества : писателями модернистской ориентации (Н.А.Клюевым, ^.М.Ремизовым). Концепция бытия и "творческого поведения" 1.М. Пришвина строится на пересечении социокультурного и іетафизического, мифологического и сказочного восприятия [ействительности.
I. Исследование изменившегося контекста позволяет иначе ;нтерпретировать текст романа-сказки "Осударева дорога", іозникает возможность говорить об эволюции художественной истемы писателя, проявившейся не только на традиционных ровнях поэтики (образ-персонаж, сюжет, композиция, ронотоп, мотив - символ), но и выйти на уровень нтертекстуальных связей (Н. Клюев, А. Платонов, .Распутин, А.Ким и др.) . Это проявляется и в уходе от спользования жанров как готовых культурных моделей и в тремлении к синтезированию как выходу на универсальный эовень осмысления материала. Всё это придаёт творчеству ришвина характер единого метатекста и заставляет ^следователя рассматривать позднее произведение
художника не только в контексте всего творчества писателя, но и в литературно- философском контексте.
-
Анализ философского подтекста произведения позволяет точнее сформулировать представление автора о мире и человеке, окончательно постигаемое только через исследование тайны внутреннего мира личности. Идея изоморфизма культуры и природы раскрывается в осмыслении мироздания через личность главного героя как проекцию большрго мира во всей его противоречивости.
-
Восприятие бытия как "со - творчества" Бога, природы и человека, достаточно противоречивое, но реалистическое, по сути не укладывается в'рамки какого-либо существующего литературного направления и может быть интерпретировано с помощью художественного метода, обозначенного самим писателем как "неореализм".
Композиция исследования мотивируется стремлением прояснить основные направления художественного мышления, проявившегося в поздней прозе писателя (роман-сказка "Осударева дорога" и дневники). В связи с чем первая глава актуализирует проблему социокультурного контекста, в котором существует изучаемый роман. Вторая глава посвящена характеристике основных философских идей эпохи начала XX века, повлиявших на формирование пришвинского мировоззрения. Мифопоэтика романа "Осударева дорога" рассматривается в третьей,главе диссертации.
Методика и методология исследования: сочетание типологического и функционального подходов. Теоретическая база диссертации - опора на труды М.М.Бахтина, связанные с теорией романа, В.Я. Проппа, выявляющие генезис сказки, Е.М. Мелетинского, раскрывающие поэтику мифа.
Материалом исследования является роман-сказка "Осударева дорога" и дневники Пришвина как существенная часть контекста произведения, помогающая проникнуть в его истинный смысл. Этот роман является литературным завещанием М.Пришвина потомкам.
Практическое значение диссертации определяется возможностью использования её результатов в дальнейшем изучении творчества Пришвина. Содержащийся в работе материал может найти применение как в разработке общих историко-литературных курсов, так и в спецсеминарах и спецкурсах по соответствующим проблемам.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре теории литературы и русской литературы XX в. Томского государственного университета. Основные положения работы
ыли 'изложены в форме докладов на научных конференциях: Проблемы художественных методов и жанров" (Томск, 1998), Качество подготовки ' и проблемы повышения онкурентоспособности выпускников педвузов на рынке руда" (Новокузнецк, 1997), "Традиции православной едагогики и гуманизация образования" (Новокузнецк, 998), "Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, нтерпретации" (Новокузнецк, 1999), "Н. Клюев ациональный образ мира и судьба наследия" (Томск, 1999), Творческий путь Андрея Платонова в историческом и ультурном контексте XX в." (Москва, 1999), Межрегиональная . конференция молодых учёных" (Томск, 000) .