Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Родовой синкретизм в творчестве В.В. Маяковского Андреева, Ольга Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Андреева, Ольга Сергеевна. Родовой синкретизм в творчестве В.В. Маяковского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Андреева Ольга Сергеевна; [Место защиты: Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2012.- 225 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/120

Введение к работе

В последнее десятилетие возрос интерес к творчеству В.В. Маяковского. Не прекращаются споры вокруг его имени. Одним из продуктивных представляется подход к произведениям поэта с точки зрения родового синкретизма, т. к. он позволяет определить связь с традицией и горизонты новаторства, выявить систему художественного мышления автора, расширить границы читательского восприятия текста, обозначить роль В.В. Маяковского в историко-литературном процессе в плане синхронии и диахронии, проследить целостность его творческого наследия. Рассмотрение произведений в парадигме родового синкретизма раскрывает их «метакод», т. е. выявляет архетипическое, вневременное, что определяет авторскую концепцию мира. В научных исследованиях, посвященных творчеству В.В. Маяковского, жанровое своеобразие на основе скрупулезного филологического анализа художественных произведений изучено далеко не в полной мере, что связано и с недостаточной разработанностью проблемы межродового жанрового синкретизма. Сказанное выше определяет актуальность данной работы.

Объект исследования – лирические, лиро-эпические и драматические произведения В.В. Маяковского.

Предмет исследования – статус и функционирование синкретизма на родовом уровне и средства синкретизации в лирике, лиро-эпосе и драматургии В.В. Маяковского.

Материалом исследования послужили произведения В.В. Маяковского: стихотворения 1911–1930-х гг.; поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», «Люблю», «Про это», «150 000 000», «IV Интернационал», «Пятый Интернационал», «Летающий пролетарий», «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин»; драматические произведения «Владимир Маяковский», «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня».

Цель диссертационного исследования – выявить особенности жанрово-родового синкретизма в лирике, поэмах и драматургии В.Маяковского на различных этапах его творчества.

Данная цель предполагает реализацию комплекса задач:

1. Изучить жанровую специфику произведений Маяковского на основе положений коммуникативного подхода к художественному тексту, выявить диалогическую природу авторского сознания как основу жанрово-родового синкретизма.

2. Установить факторы, обусловившие явление родового синкретизма в творчестве Маяковского в контексте литературы и искусства первой трети ХХ в.

3. Исследовать диалогическую природу художественных текстов В.В. Маяковского и родовой синкретизм его произведений на основе обращения автора к мифологическим и фольклорным традициям, произведениям античной и средневековой литературы.

4. Выявить особенности жанрово-родовых доминант в лиро-эпическом творчестве Маяковского в его динамике.

5. Определить жанрово-родовые признаки драматических произведений В.В. Маяковского в их соотнесенности с жанром мениппеи, а также с жанрами средневековой литературы и народного театра.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические и монографические работы М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.М. Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.Я. Проппа, Ю.Н. Тынянова, Б.М. Эйхенбаума, Р.О. Якобсона, а также труды отечественных и зарубежных литературоведов, внесших весомый вклад в изучение творческого наследия В.В. Маяковского (В. Н. Альфонсова, М.Д. Бочарова, М.Я. Вайскопфа, Л.Ф. Кациса, А.И. Метченко, А.А. Михайлова, В.О. Перцова, К.Г. Петросова, Б.М. Сарнова, А.Л. Субботина, В.В. Тренина и др.).

В диссертации используется комплекс дополняющих друг друга методов исследования, основными среди которых являются историко-типологический, структурно-функциональный, основанный на интертекстуальном подходе, сравнительно-сопоставительный, метод историко-литературного анализа, системный метод. Учитывались также отдельные положения рецептивной эстетики.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые рассматривается явление жанрово-родового синкретизма в творчестве В.В. Маяковского, выявляются художественные средства синкретизации на видовом и родовом уровнях, устанавливается диалогическая природа творчества Маяковского как фактор, обусловивший синкретизацию родов и жанров. Впервые устанавливается связь между явлением родового синкретизма и мифотворчеством художника, выявляется динамика жанрово-родовой доминанты, отражающей изменения в миропонимании художника на различных этапах его творчества.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении представлений о родовом жанровом синкретизме, показателях родового синкретизма, средствах жанровой и родовой синкретизации, о проблеме рассмотрения творчества писателя в коммуникативно-диалогической парадигме. Результаты данного исследования являются вкладом в развитие жанрологии.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее важнейшие положения могут быть использованы при разработке лекционных курсов и проведении практических занятий по истории русской литературы ХХ в., спецкурсов по поэзии первой трети ХХ в. и творчеству В.В. Маяковского, а также в практике школьного преподавания литературы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение жанровой специфики произведений на основе положений коммуникативного подхода к изучению художественного текста позволяет установить, что родовой синкретизм представляет собой репрезентацию диалогичности в литературе на идейно-тематическом, композиционном и стилистическом уровнях и является проявлением синкретичного авторского сознания. Родовой синкретизм связан со стремлением показать в художественном произведении мир и человека в их слитности и целостности.

2. Родовой синкретизм в литературе и искусстве начала ХХ в. обусловлен глобальными изменениями во всех сферах жизни общества. Диалогичность сознания, внутренний драматизм, многомерность авторского присутствия в тексте, расширенная повествовательная перспектива, эстетическое двоемирие, ориентация на условность при высокой степени обобщения реальных событий – все это расширяет рамки базовых жанровых инвариантов и способствует взаимодействию в тексте лирического, эпического и драматического.

3. Обращение к мифологическим и фольклорным традициям, произведениям античной и средневековой литературы во многом определяет диалогическую природу художественных текстов В.В. Маяковского и родовой синкретизм его произведений. В творчестве поэта сформирована устойчивая система художественных средств синкретизации родов и жанров.

4. Лирические и лиро-эпические произведения В.В. Маяковского представляют собой синкретичные формы. Лирические произведения дооктябрьского периода соотносятся с античными жанрами, построенными на основе скрытой полемики и провокации, что определяет их лирико-драматическую доминанту. Послеоктябрьская поэзия В.В. Маяковского воплощает родовой синкретизм тринитарной формы с преобладанием эпической и драматической составляющих. Лирико-драматические поэмы раннего периода генетически связаны с жанром менипповой сатиры и мистерии, что определяет их жанровую природу. В послеоктябрьских поэмах эпическая доминанта является жанрообразующей.

5. Драматические произведения В.В. Маяковского характеризуются сочетанием различных родовых признаков. Они могут быть соотнесены с жанром мениппеи, а также с жанрами средневековой литературы и народного театра. Кроме того, в пьесах мы наблюдаем синкретизм на основе синтеза разных видов искусства: литературы, театра, цирка. Лирико-драматическая доминанта «Мистерии-буфф» и «Владимира Маяковского» сменяется эпико-драматической в произведениях «Клоп» и «Баня».

Апробация работы. Основные положения исследования были представлены в докладах на ежегодных международных научных конференциях: «Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность» (Ростов-на-Дону, 2007, 2008, 2009, 2011 гг.), IV Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты развития современной науки» (Москва, 2012 г.), на VIII Международной научно-практической конференции «Современная филология: теория и практика» (Москва, 2012 г.). Основные положения работы отражены в 11 публикациях, три из которых – в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 321 наименование.

Похожие диссертации на Родовой синкретизм в творчестве В.В. Маяковского