Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ранняя фантастическая проза А. К. Толстого и традиции романтизма в русской прозе 40-х гг. XIX века Федоров, Алексей Владимирович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федоров, Алексей Владимирович. Ранняя фантастическая проза А. К. Толстого и традиции романтизма в русской прозе 40-х гг. XIX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Москва, 1997.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/440-7

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Литературную судьбу А.К. Толстого южно назвать странной. Давно и навсегда признанный одной из значительных фигур і истории русской литературы, он долгое время остается как бы вне этой истории. Ізумлявший многих современников независимостью и последовательностью 'беждений, он некоторыми из потомков обвинен в литературной и философской іесамостоятельности1. Его знаменитый призыв: «Дружно гребите, во имя Ірекрасного, против течения», - понят слишком буквально, а ненависть к енденциозности воспринята как стремление к обособленности.

«А. Толстой, несмотря на весь исторический почет, окружающий его имя, амопчен в русской культуре. В лучшем случае, он не понят, несмотря на свою лассическую ясность»2. Эти слова арх. Сан-Францисского Иоанна (Шаховского), казанные еще в 1938 году, до сих пор сохраняют актуальность особенно но ітношению к самому загадочному периоду творчества писателя - самому раннему.

В 40-е гг. XIX века А.К. Толстой создает несколько прозаических произведений, наиболее значительные из которых можно объединить понятием (фантастическая проза». Она включает в себя повесть «Упырь», рассказы «Семья іурдалака» и «Встреча через триста лет», а также отрывок из незавершенного романа Амена».

Эти произведения долгое время оставались неизвестными широкой публике (за включением литературного дебюта А.К. Толстого - повести «Упырь»).

Примечательно, что сам писатель впоследствии демонстрировал пренебрежительное отношение к своим «первенцам» - ни разу не пытался их іереиздать и не включил в список для полного собрания сочинений. Все это привело : тому, что ранняя фантастическая проза А.К. Толстого не воспринималась его

См., например: Языков Н. Поэт-космополит // Дело. 1876. № 1. С. 21; Скабичевский LM. Поэзия гр. Толстого как тип чужеядного творчества // Скабичевский A.M. Сочинения. СПб., 1903. Т. 1. С. 125; Денясюк Н.Ф. Граф А.К. Толстой: его время, шзнь и сочинения. М., 1907. С. 66.

Иоанн (Шаховской Д.А.). Пророческий дух в русской поэзии (лирика Алексея "олстого) //Иоанн (Шаховской Д.А.) Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 181.

современниками (и потомками) как целостное явление и еще не изучалась ка самостоятельный этап творческой биографии писателя.

В связи с этим, до сих нор ждут своего разрешения вопросы о предпосылках, причинах обращения А.К. Толстого к фантастике, о внутренних закономерностя> определяющих развитие основных тем и мотивов его ранней прозы, а также тенденциях в отечественной литературе 40-х гг. XIX века, соотносимых фантастическими повестями Толстого.

Решение этих вопросов невозможно без историко-литературного рассмотрит понятия «фантастическое», его места в эстетике и художественной практик отечественного романтизма. Именно фантастика определяет жанровое своеобрази ранней прозы А.К. Толстого и критерии ее сопоставления с традициями романтизма современной ей литературе.

Предметом исследования в диссертации является фантастическое, его роль : функции в ранней прозе А.К. Толстого и в романтических произведениях 40-х гг. XD века.

Объект исследования - фантастические произведения А.К. Толстог («Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет», «Амена»); русска фантастическая повесть 40-х гг. XIX века.

Цель исследования - показать обусловленность ранней фантастической прозі А.К. Толстого его духовной биографией и процессом развития русского романтизма 40-х гг. XIX века.

Задачи исследования:

  1. Установить понятийные границы термина «романтическая фантастика) обозначить место фантастического в эстетике романтиков, определить задачи ; функции, выполнению которых подчинено использование фантастическогс упорядочить элементы поэтики, имеющие отношение к фантастическому.

  2. Выяснить предпосылки и причины обращения А.К. Толстого к жанр фантастической повести, рассмотреть «Упырь», «Семью вурдалака», «Встречу чере триста лет» и «Амену» с точки зрения их проблематики и поэтики, выявить рол романтической фантастики в этих произведениях, определить направление эволюци: творческого метода А.К. Толстого в 40-х гг. XIX века.

3. Показать развитие жанра фантастической повести в 40-х гг. XIX века, сформулировать основные особенности использования фантастического в этот период и сопоставить их с ролью фантастики в ранней прозой А.К. Толстого.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Романтическая фантастика (чудесное) - способ художественного познания действительности и человека.

  2. Обращение А.К. Толстого на раннем этапе творчества к фантастике имеет глубокую, внутреннюю закономерность и причинность, связанную с особенностями его духовной биографии.

  3. Четыре ранних произведения писателя («Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет», «Амена») представляют яркий пример романтической фантастики.

  4. Направление эволюции фантастического жанра у А.К. Толстого позволяет говорить об усилении религиозного элемента в решении писателем нравственных проблем с помощью фантастического.

  5. В 40-х гг. XIX века фантастика сохраняет свою значимость и актуальность, а жанр зомантической фантастической повести активно развивается и разрабатывается русскими писателями самых разных уровней.

3. Ранняя проза А.К. Толстого соответствует тенденциям в отечественной литературе ;воего времени, главной из которых является использование романтической рантастики как способа постижения духовных основ реальности.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что ранняя фантастическая іроза А.К. Толстого не рассматриваюсь как часть литературного процесса своего ;ремени, поскольку вопрос о существовании и развитии жанра фантастической ювести в 40-х гг. XIX века фактически не ставился".

Следует отметить некоторые работы, затрагивающие эту тему: Семибратова И.В. Типология фантастики в русской прозе 30-х - 40-х гг. XIX века. Дис. канд. филол. шук. М., 1972; Чебанюк Т.А. Фантастическая повесть в историко-литературном іроцессе 20-х - начала 40-х гг. XIX века. Дис. д-ра филол. наук. М, 1979; Инютин І.В. О гротеске и фантастике в русской прозе 30-х - 40-х гг. XIX века // Русская слассическая литератураи современность. Воронеж, 1985.

Научно-практическая значимость работы. Решение вопросов, поставлений» в настоящей работе, будет иметь значение для прояснения понятия «фантастика», длї преодоления историко-литературной «изоляции» ранней прозы А.К. Толстого, і также поможет по-новому взглянуть на проблему хронологических грани: существования фантастической повести в романтизме.

Тесная связь эстетического и этического, глубокая религиозная основа мастерское владение элементами романтической поэтики, - эти черть фантастической прозы А.К. Толстого помогают по-другому взглянуть на его зрело< творчество, глубже понять его мировоззрение и духовный облик.

Методология исследования. Сравнительно-исторический метод необходил для адекватного решения вопроса о взаимосвязи ранней фантастической прозь А.К. Толстого и русской фантастической повести 40-х гг. XIX века. Структурно типологический и генетический подходы позволяют определить истоки и функцій фантастики в романтизме, а также проследить преломление и трансформацик традиционных элементов романтической поэтики в творчестве А.К. Толстого.

Апробация работы. Основные положения диссертации получили освещение і статьях, посвященных фантастической прозе А.К. Толстого и русской фантастическоі повести 20-40-х гг. XIX века, а также в докладе на научной конференции «Poмaнтиз^ в русской литературе» в ИМЛИ им. A.M. Горького РАН (24. 09. 1997). Списої печатных работ указан ь конце автореферата.

Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, трех глаг заключения, примечаний и библиографии.