Введение к работе
Георгий Викторович Адамович (1892 - 1972) в истории русской литературы XX века более известен как критик и эссеист, один из самых видных критиков эмиграции первой волны. Однако начинал Адамович как поэт, продолжал писать и публиковать стихи всю жизнь и в послевоенной эмиграции рассматривался как поэт-патриарх, один из последних представителей "серебряного века", основатель поэтической школы, известной под именем "парижской ноты".
Обучавшийся ремеслу в Цехе поэтов у Гумилева и разделявший тогда, как в теории, так и ка практике, многие из постулатов акмеизма, Адамович в то же время не хотел совсем отказаться от глобальных задач, поставленных символистами. После того, как акмеизм эволюционировал в "неоклассицизм", Адамович некоторое время выступает е качестве идеолога и одного из главных участников этого поэтического течения, но вскоре после эмиграции ощущает неудовлетворенность его узкими рамками и пробует объединить в своем творчестве достижения, унаследованные от старших собратьев по перу - символистов и акмеистов, в первую очередь, Блока, Анненского и Ахматовой, отказываясь от крайностей обоих течений.
В какой-то мере это сочетание символистской поэтики с элементами акмеизма стало завершением "серебряного века", послесловием к нему и одновременно звеном, соединяющим поэзию начала века с современной, т.к. в сегодняшней литературной ситуации все больше начинает сказываться присутствие эмигрантской ветви русской литературы XX века, что и определяет актуальность избранной темы.
Цель данной работы - определить место поэзии Адамовича в общем русле русской поэзии XX века, реконструировать художественный мир и сформулировать целостную концепцию его творчества, рассмотреть специфически-индивидуальное сочетание ряда поэтических принципов, определивших своеобразие лирики Адамовича в культурном контексте эпохи, а также рассмотреть историко-литературные сближения, влияния, генезис лирики, приемы словоупотребления в поэтическом языке, взаимодействие тематики с концепцией поэтического слова.
Научная новизна работы видна из вышесказанного. Попытка обстоятельного анализа лирики Адамовича предпринимается впервые. Отечественные ученые, как б пределах России, так и в эмиграции, подобной задачи никогда не ставили. Существующие труды зарубежных славистов концентрировались преимущественно на критической деятельности Адамовича, работы Хаглунда и Уильяма Тьялсмы являются лишь введением в тему. Между тем, необходимость такого исследования назрела давно.
В качестве метода исследования использовался традиционный исторический подход к динамике литературного процесса, а при анализе текстов Адамовича - традиционная методика, основы которой заложены русским стиховедением, в частности,В.В.Виноградовым, В.М.Жирмунским, Б.В.Томашевским, Б.М.Эйхенбаумом, а также принципами анализа поэтического текста, разработанными Ю.М.Лотманом, а в области метрики и ритмики стиха - М.Л.Гаспаровым.
Материалом исследования послужили произведения, вошедшие в четыре сборника стихов Адамовича, а также стихотворения, не включавшиеся в сборники, опубликованные в периодике, либо не опубликованные до сих пор и находящиеся в хранении в зарубежных и отечественных архивах.
- -і -
Хронологические рамки работы - от первого стихотворения, опубликованного в 1915 году, до смерти Адамовича в 1972 году - позволяют выявить эволюцию творческого метода, соотнося ее с общими тенденциями развития русского стиха в двадцатом столетии.
Практическая значимость работы - в возможности применения систематизированного в ней материала для дальнейшего изучения русской поэзии XX века. Результаты исследования позволяют представить более цельную картину развития эмигрантской ветви русской литературы в ее связях с эстетическим наследием прошлого. Материал диссертации может быть использован при чтении лекционных курсов по истории русской литературы XX века, е спецкурсах и спецсеминарах, а также учтен при комментировании текстов произведений Адамовича.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась и получила одобрение на кафедре русской литературы XX века Литературного института им.А.М.Горького. Основные положения диссертации изложены в публикациях, а также апробированы в лекциях спецкурса, посвященного творчеству Адамовича, и курса истории литературы русского зарубежья (оба читаются в Литературном институте им.А.М.Горького с 1990 года).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.