Введение к работе
Рассматривая проблему поэтики с точки зрения мировоззрения поэта, возможно найти такое устойчивое определение, которое будет характерно для всего его творчества в целом Для Мандельштама этот устойчивый элемент мировоззрения может быть определен как органичность На этом органическом мировоззрении основаны все поэтические размышления Мандельштама - от проблем «бытия», «творчества» до проблемы поэтического слова
Исследователи творчества Мандельштама неоднократно обращали внимание на то особое место, какое занимает в нем органицизм, не в последнюю очередь потому, что сам поэт определял акмеизм как «органическую школу» В настоящее время исследование органицизма как устойчивого компонента мандельштамовской поэтики дифференцировано по отдельным направлениям, где оно подчинено общему подходу изучению архитектурности / архитектоники (М Л Гаспаров, М Рубине, R Przybylski и др ), индивидуальной поэтики и поэтологии акмеизма в целом (Н Ю Грякалова, Л Г Кихней, И Л Багратион-Мухаранели и др), биологических интересов поэта (Б М Гаспаров, J G Harris, F Nethercott, N Pollak) или вписано в органико-экологическую парадигму (А Генис)
Однако до сих пор не существует посвященной этому аспекту работы, которая носила бы обобщающий характер Необходимостью рассмотрения проблемы органической поэтики Мандельштама в ее многоаспектности обусловливается актуальность настоящего диссертационного исследования
Цель работы состоит в выявлении и определении критериев «органической поэтики» и рассмотрении сквозь ее призму разных этапов творчества Мандельштама в единстве целого
Научная новизна работы определяется своеобразием подхода к поэтике Мандельштама Рассмотрение поэтики Мандельштама сквозь призму «органицизма» позволяет соединить в единое целое исследования генетических и творческих взаимоотношений между акмеизмом и поэтикой Мандельштама, теории поэтического слова и интертекстуальности, семантико-синтетическои поэтики и концепции времени, которые, как правило, рассматриваются изолированно друг от друга
Материалом исследования являются поэтические и прозаические тексты (художественные и нехудожественные) всех периодов творчества О Мандельштама, произведения других акмеистов, а также, в рамках сопоставительного и интертекстуального анализа, - работы А Бергсона (главным образом, «Творческая эволюция»)
Методологическую основу исследования составили сравнительно-типологический, историко-философский и историко-литературный подходы, при анализе конкретных текстов - структурно-семантический и интертекстуальный методы
Практическая значимость наблюдений и выводов данного исследования состоит в возможности их использования в учебном процессе при изучении поэтических традиций XX века, в семинарах и лекционных курсах по поэтике О Мандельштама, а также по истории русской поэзии и литературы XX века
Апробация работы. Основные положения работы были изложены на заседании Отдела Новой русской литературы ИРЛИ и в научных статьях по теме диссертации
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы (334 наименования)