Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Ночная", "Кладбищенская" английская поэзия в восприятии С.С. Боброва Хурумов, Станислав Юрьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хурумов, Станислав Юрьевич. "Ночная", "Кладбищенская" английская поэзия в восприятии С.С. Боброва : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Москва, 1998.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Компаративный метод изучения истории культуры приобретает в сегодняшней научной ситуации особое значение. У истоков отечественной компаративной традиции - труды А.Н.Веселовского конца XIX - начала XX веков, задавшие широкий горизонт исследования и показавшие, что постижение феноменов отдельной культуры, пракіически невозможно без ориентации в разных культурах без учета различных связей влияний и опосредовании. Этот научный "императив" был плодотворно подтвержден во второй-третьей третях XX столетия трудами М.М.Бахтина, Л.В.Пумпянского и В.М.Жирмунского и узаконен в исследованиях С.С.Аверинцева, А.В.Михайлова, Ю.М.Лотмана, В.Н.Топорова в последней трети нашего века.

Среди наиболее существенных проблем сравнительного изучения литератур важное место занимает проблема восприятия одной культурой достижений другой, диалектическая соотнесенность "своего" и "иного" в акте рецепции Освоение эстетического опыта "ночной", "кладбищенской" поэзии в России является ярким, но, к сожалению, недостаточно исследованным эпизодом в истории англо-русских литературных отношений.

Степень научной разработки проблемы. Первым, кто заговорил о поэзии С.С.Боброва и о "ночной", "кладбищенской" английской литературной традиции как о существующей проблеме был Л.В.Пумпянский. Он не посвятил этому вопросу отдельного исследования, но сделал ряд ценнейших замечаний в различных статьях 20-х, 30-х, 40-х годов. (В приложении ко второй главе мы пытаемся реконструировать логику его концепции).

Этапной работой для исследования восприятия "ночной", " кладбищенски поэзии в России стала статья П.Р.Заборова 1964 г. "Ночные размышления Юнга в ранних русских переводах. Существенные наблюдения содержатся в статья М.Г.Альтшуллера "Бобров и русская поэзия конца XVIII - начала XIX вв." (1964) Ю.Д.Левина "Английская поэзия и литература русского сентиментализма" (1970 Образец строгого структурного исследования проблемы - статья Л.О.Зайон "Э.Юнг в поэтическом мире С.Боброва" (1985). Работы этой исследовательниц стоит отметить особо, так как на сегодняшний день они - единственная попытк научного осмысления поэзии С.С.Боброва - центральной фигуры в истории во( приятия "ночной" "кладбищенской" английской литературной традиции в Россиі Английские или американские работы посвященные этой проблеме нам не изв< стны.

Актуальность исследования. Актуальность исследования рецепцію "ночной", "кладбищенской" поэзии в русской литературе объясняется тем, н1 период, когда происходило это освоение одной культурой достижений друго явился поворотным для всей Европы. Изменились сами основания европейскс культуры и в широком контексте усвоение тем "ночи" и "кладбища" стало сим томом нового рождающегося литературного сознания. Постигая особенное "ночной", "кладбищенской" поэзии мы затрагиваем, быть может, самый сущее венный пункт развития европейской культуры: рубеж XVIII—XIX веков. Усмотрен! части открывает нам вид на целое.

Важно понять как явление культуры, возникающее в недрах одной литер турной ситуации, оказываясь в другой, меняет свой смысл, подчас достаточі радикально. Но, может быть, еще важнее отдать себе отчет как воспринимающ культура осмысляла момент рецепции и как она оценивала "иное", превращаі

щееся в "свое". Поэтому так важно изучение логики научного осмысления феноменов культуры. Для предмета нашего исследования таким осмыслением, прежде всего, являются краткие, но глубокие суждения Л.В.Пумпянского.

Отсюда цели работы: во-первых, охарактеризовать феномен "ночной", "кладбищенской" английской поэзии в ее историческом развитии; во-вторых, показать специфику восприятия этой литературной традиции в произведениях С.С.Боброва и, попытавшись реконструировать концепцию развития русской оды в трудах Л.В.Пумпянского, показать как для этого исследователя стала возможна проблематизация англо-русских литературных отношений в творчестве С.С.Боброва.

Этими целями определяется круг задач, которые необходимо решить в коде исследования:

- определить смысловой и хронологический объем понятий "ночная",
'кладбищенская" поэзия, проанализировав самые значительные ее образцы и
наиболее весомые критические отклики;

указать место "ночной", "кладбищенской" английской поэзии в общеев-эопейском повороте культуры от эпохи "готового" слова к эпохе непосредствен--юго выражения;

очертить пути и способы обращения к теме ночи в русской поэзии до З.С.Боброва;

дать характеристику "ночной", "кладбищенской" тематики в творчестве З.С.Боброва, проанализировав наиболее значимые в этом отношении фрагменты эго произведений;

обозначить соотношение эпохи "готового" слова и непосредственного переживания в русской поэзии конца XVIII - начала XIX веков;

- указать наиболее значительные отклики на "ночную", "кладбищенскую поэзию С.С.Боброва в XIX и XX веках русской литературе;

- сопоставив фрагменты работ Л.В.Пумпянского, нащупать теоретическо основание его концепции.

Постановка такого круга задач диктует ограничение исследуемого матери ала. В частности, вне его пределов остаются произведения "ночной" "кладбищенской" поэзии во французской и немецкой литературах, хотя уделяет ся особое внимание откликам немецких авторов на "Ночные думы" Э.Юнга. Твор чество Э.Юнга, Р.Блэра, Т. Грея оказывается затронуто очень узко, только в од ном отношении. Вне пределов исследования остается вопрос об общей творчес кой эволюции С.С.Боброва. В центре внимания все время находится "ночная "кладбищенская" поэзия, специфика ее восприятия в России и особенности на умного осмысления этого эпизода.

Научная новизна. Научная новизна работы состоит прежде всего в по пытке одновременного исследования предмета и метода: изучения "ночной "кладбищенской" английской литературной традиции в восприятии С.С.Бобровг и изучения теоретических построений Л.В.Пумпянского, посвященных рецепц^ английского эстетического опыта в творчестве С.С.Боброва.

Методологические и теоретические основы работы. Методологической и теоретической основой работы является во-первых, концепция развитиу русской литературы Л.В.Пумпянского. (Разумеется, настолько, насколько она оказывается сегодня нам доступна.) Во-вторых, труды А.В.Михайлова и С.С.Аверинцева, в которых развиваются и переосмысляются идеи исторической

поэтики. В особенности для нас были важны работы А.В.Михайлова, посвященные истории гуманитарных наук, истории самоосмысления литературоведения.

Апробация. Проблемы поэтики С.С.Боброва рассматривались нами в докладе, сделанном на заседании проблемной группы проф. И.О.Шайтанова в ноябре 1995 г.

Реконструкция теоретических построений Л.В.Пумпянского легла в основу доклада, сделанного на 7-й международной бахтинской конференции в Москве в июне 1995 г.

Научно практическая значимость работы. Главы диссертации вошли в состав специальных курсов по истории русской и зарубежной литератур, прочитанных в 1996-97 гг. в лицеях при РГГУ и РОСНОУ.

Общая концепция работы является основой специального теоретического курса "Произведение искусства как шифр, продукт и процесс на рубеже XVIII-XIX вв." Лекции по этому курсу были прочитаны 8 апреле-мае 1996 г. в Открытом еврейском университете на филологическом факультете и в ноябре - декабре 1997 г. в Академии народного хозяйства на юридическом факультете.

Структура работы. Введение; Глава I. "Ночная", "кладбищенская" английская литературная традиция. 1.1. Темы "ночи", "кладбища" в доюнговской пойзии, І.2. Темы "ночи", "кладбища" у Э.Юнга, Р.Блэра, Т.Грея, І.З. "Ночная", "кладбищенская" поэзия как проявление кризиса эпохи "готового слова"; Глава II. "Ночная", "кладбищенская" русская литературная традиция. 11.1. Тема "ночи" в русской поэзии до С.С.Боброва, II.2. Темы "ночи", "кладбища" в творчестве

С.С.Боброва, II.3. Отклики на "ночную", "кладбищенскую" поэзию С.С.Боброва в русской литературе XIX и XX веков; Заключение; Приложение к главе II.